Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в процессе становления местного самоуправления существенную роль играет обеспечение его деятельности конкретными материальными предпосылками. Самоуправление может быть реальным только в тех случаях, когда оно обеспечено экономикой, ибо «корни самоуправления в экономике» .
Одним из главных условий жизнедеятельности местного самоуправления является наличие у него материально-финансовой базы. Формирование товарно-денежных отношений, правовое регламентирование всего объема форм собственности, появление множества субъектов реальных рыночных отношений поставили перед местным самоуправлением задачу создания собственной финансово-экономической базы на новых основах.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------3-4
Глава 1. Теоретические основы функционирования муниципальных образований в условиях рынка-------------------------------------------------------5-12
1.1 Экономическая основа местного самоуправления: состав, особенности и проблемы формирования -------------------------------------------------------------5-10
1.2 Необходимость реализации органами местного самоуправления социально-экономической политики, направленной на развитие рыночных отношений------------------------------------------------------------------------------10-12
Глава 2. Анализ функционирования муниципального образования в условиях развития рыночных отношений ( на примере г. Саратов)--------------------13-20
2.1. Оценка социально-экономического развития г. Саратов ---------------13-15
2.2. Анализ эффективности работы органов местного самоуправления г. Саратов, направленной на развитие рыночных отношений------------------13-20
Глава 3. Направления развития муниципальных образования в рыночных условиях---------------------------------------------------------------------------------20-26
3.1. Применение инструментов территориального маркетинга--------------20-23
3.2. Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования-----------------------------------------------------------------------------24-26
Заключение-----------------------------------------------------------------------------27-28
Список использованной литературы----------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления.docx

— 232.44 Кб (Скачать файл)

- осуществление дальнейшего  развития местного самоуправления;

- вовлечение максимального  количества объектов муниципального  имущества в экономический процесс;

- создание условий по  улучшению инвестиционного климата  в муниципальном образовании;

-   поддержка развития  малого и среднего бизнеса;

- развитие инфраструктуры  социальной сферы;

- реализации мероприятий, направленных на улучшение качества жизни населения;

- модернизация жилищно-коммунального  комплекса.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Направления развития муниципальных образований в рыночных условиях

3.1. Применение  инструментов территориального  маркетинга        Стратегический менеджмент территории призван обеспечить «выживаемость» территории на сегодняшний день и в перспективе, или как более сложная и привлекательная задача, - обеспечить устойчивое развитие территории в перспективе.

 Реализовать эту цель  можно только с помощью управления территорией с позиций маркетинга. Одним из наиболее интересных и плодотворных направлений развития теории регионального управления является применение концептуальных положений маркетинга в процессе регионального управления. Маркетинговый подход в территориальном менеджменте направляется на поддержание престижа территории, притягательности,привлекательности сосредоточенных на территории ресурсов. Наиболее лучшее развитие территории в этом случаебудет складывается за счет того, что будут с максимальной степенью удовлетворены нужды, потребности и желания людей, проживающих на этой территории. При использовании территориального маркетинга подразумевается превратить  органы власти в партнеры для предпринимателей, который бы учитывал не только индивидуальность своей территории при принятии решений касающихся социально-экономического развития, но и осуществлял взаимодействие между органами власти и: производителями, потребителями, инвесторами, новыми жителями, туристами и другими. Добьется устойчивого социально-экономического развития, только та территория, которая сумеет осознанно использовать свои конкурентные преимущества, грамотно позиционировать себя и умело продвигать информацию о себе. Таким образом, территориальный маркетинг позволяет:

- дать характеристику территории в целом, т.е.  существующиеусловия  жизнедеятельности, качество территориального менеджмента, располагаемые ресурсы;

- проанализировать расположения территории по отношению к другим объектам;

- организовать продвижение информации и создавать привлекательный образ ресурсов территории, условий жизнедеятельности и деловой активности;

Основными направлениями стратегии маркетинга региона являются:

маркетинг имиджа;

маркетинг привлекательности;

маркетинг инфраструктуры;

маркетинг населения, персонала.

Маркетинг имиджа направлен на создание, распространение и общественное признание позитивного образа  территории

Имидж территории - совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа. Важнейшей объективной составляющей имиджа территории является совокупность конкурентных преимуществ и недостатков.  Очевидно, что конкурентные преимущества способствуют усилению конкурентоспособности территории, а конкурентные недостатки осложняют процесс ее включения в рыночное пространство.7В качестве инструментария формирования имиджа используются коммуникационные средства, которые показывают открытость территории и позволяют узнать о присущих ей преимуществах. А также в качестве инструментов формирования имиджа применяются слоганы, визуальные символы, презентационные акции и имиджевое позиционирование.

  Очень важна оценка  территории отечественными и иностранными политиками, предпринимателями, туристами на основе собственных наблюдений и опыта, имидж территории в значительной степени зависит от деятельности местных органов власти, которые, демонстрируют определенные политические способности.

Маркетинг привлекательности позволяет повысить привлекательность данной территориидля человека в силу лучшего набора гуманитарных преимуществ. При этом акцент может делаться на экономические и экологические преимущества, природные достопримечательности, высокое качество специального образования и медицинской помощи, историко-архитектурные памятники, развитую сеть объектов туризма, отдыха и развлечений. В качестве механизма развития особых свойств территории, гарантирующих ее конкурентные преимущества, берется в учет ориентация на человека, учет стилей жизни и потребностей отдельных целевых групп и аудиторий. В основном это мероприятия, направленные на повышение притягательности данной территории для человека.

Маркетинг привлекательности для бизнеса, по своей сути, является маркетингом инфраструктуры, которая формирует экономический каркас территории и способствует развитию конкурентных преимуществ бизнеса.8

Привлекательность обозначает ориентацию на бизнес процессы предпринимателей, высокую степень цивилизованности рыночных отношений. Привлекательность для бизнеса означает развитие потенциала инфраструктуры, правового, научно-технического, информационного и кадрового обеспечения. Инфраструктура сама по себе представляет бизнес в сфере торговли, финансов, науки, производства, строительства, сельского хозяйства, сервиса, информации и т.д. Для маркетинга главное, что обеспечивает успех территории - степень цивилизованности рыночных отношений на этой территории. Необходимо создать такие условия в которых можно было бы комфортно жить,а также успешно работать и развиваться. А для этого нужно, прежде всего, развивать инфраструктуру жилых районов, промышленных зон, в целом рыночную инфраструктуру.

К специфическим инструментам маркетинга территории относятся: выставки, ярмарки, в том числе постоянно действующие тематические парки; декады, месячники культуры и искусства; гостиничное дело и туризм; конференции, симпозиумы; транспорт, связь, банковская система, налоговая политика; учреждения образования, культуры, здравоохранения и отдыха, спорта.

  Достоинством маркетинга персоналаявляется привлечение стратегически важного ресурса развития – человеческого капитала. Недостатком является то, что он не дает быстрых результатов, длительный во времени.

Таким образом, при выборе стратегии, а точнее выбирая последовательность стратегий продвижения конкретного муниципального образования, необходимо учитывать не только первоочередные задачи развития, но и особенности самих стратегий, объемы затрат, которые они предполагают, положительные и отрицательные стороны и т. д.

 

3.2. Повышение инвестиционной  привлекательности муниципального  образования

На данном этапе развития основная цельорганов местной власти являетсясоздание инвестиционной привлекательности,способствующая развитию существующих фирм и привлечению новых инвесторов. При этом важно сказать, что для тех территорий, которые не имеют  ярко выраженные  конкурентные преимущества, не стоит направлять усилия на привлечение крупных российских и зарубежных инвесторов. В первую очередь источником инвестиционных средств должны стать фирмы уже функционирующие на территории, а также мелкий и средний бизнес прилегающих территорий. Зачастую успешность инвестиционного развития зависит от информационной осведомленности потенциальных инвесторов.

Рассмотримчто реально осуществляется для повышения инвестиционной привлекательности в г. Саратове. Для реализации данного направления установлено постоянное взаимодействие с Правительством Саратовской области по обмену информацией о реализуемых и планируемых к реализации на территории города инвестиционных проектах. Создан и поддерживается в актуальном состоянии реестр инвестиционных проектов промышленных предприятий. Подготовлен и растиражирован инвестиционный паспорт города Саратова. В этом документе содержатся обобщенные сведения о социально-экономической ситуации в нашем муниципальном образовании, конкурентных преимуществах и рисках инвестирования, наиболее перспективных для инвесторов отраслях экономики. Инвестиционный паспорт города фактически является результатом экономического анализа деловой среды и коммерческой деятельности территории, что уже является первым шагом к выявлению и решению основных проблем территории и повышению привлекательности города для инвесторов.

На официальном сайте администрации создан блок «Инвесторам», на котором размещены помимо законодательной базы и общих сведений о социально-экономическом положении города, сведения о производственных площадках и инвестиционных проектах.

В городе  реализовывались инвестиционные проекты по техническому перевооружению расширению и модернизации предприятий. Наиболее крупными  инвесторами  в 2012 году стали предприятия добычи и переработки газа и нефти предприятия  перерабатывающей промышленности и связи.9

Рост инвестиционной активности в 2013 году наблюдался в таких видах экономической деятельности, как финансовая деятельность, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (в 1,9 раза больше, чем в 2012 году), здравоохранение и предоставление социальных услуг (в 2,3 раза), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальноестрахование (в 2,5 раза), строительство (в 1,8 раза).В видовой структуре инвестиций крупных и средних организаций в 2012 году преобладали инвестиции в строительство и приобретение зданий (кроме жилых) и сооружений – 44,1% и приобретение машин, оборудования и транс-

портных средств – 44,6%. 10

 

 

 

 

 

 

Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности по крупным и средним организациям в 2012 году

 Инвестиционная привлекательность – это не единственный показатель благополучности муниципального образования. Любой инвестор изучает город в комплексе т. е оценивает  покупательскую способность жителей, благоустройство или его отсутствие, даже настроение горожан принимается во внимание и др.Сложившаяся в городе атмосфера дает возможность оценить деятельность органов местной власти  и сделать вывод стоит ли вкладывать финансовые средства в это муниципальное образование.

 

 

 

 

 

Заключение

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создал двухуровневую систему местного самоуправления в Российской Федерации, разделив компетенцию муниципального района и поселения в решении вопросов местного значения на конкретной территории.

Каждый уровень местного самоуправления имеет равный правовой статус и самостоятелен в решении всех вопросов, входящих в его компетенцию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов самостоятельно. При этом подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Важным гарантом самостоятельности муниципального образования является его финансовая независимость. Как отмечается в Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией: «Органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций»11.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, местное самоуправление воплощает в себе многообразное общественное явление, возникающее в социальной организации под влиянием целого комплекса исторических, географических, политических, экономических, национальных и других особенностей.

Во-вторых,  для существования местного самоуправления нужны определенные условия: общность местных интересов и осознание необходимости их согласования с решением региональных и общегосударственных проблем при четком разграничении собственности, компетенции и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления; наличие достаточной инфраструктуры, финансово - экономические возможности и другие ресурсы территории, позволяющие проживающему на ней населению собственными силами решать вопросы местного значения; инициативная деятельность и желание жителей самостоятельно и ответственно заниматься делами управления.

В-третьих, с развитием местного самоуправления в России связываются надежды на возрождение демократического гражданского общества, поскольку в муниципальных образованиях формируется чувство общего интереса и ответственности местных жителей, которые привыкают не только самостоятельно решать свои дела, но и контролировать деятельность избранных ими должностных лиц.

Демократическое общество заинтересовано в развитой системе местного самоуправления, где все исполняют требования закона беспристрастно. Главная цель системы местного самоуправления в том, что оно призвано решать проблемы населения, объединенного общими условиями проживания.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Европейская хартия местного самоуправления // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным        голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-Ф

Информация о работе Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления