Реформа местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. В зарубежных странах существует большое количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ГМУ 2 курс.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

                           ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. В зарубежных странах существует большое количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

 В мировой практике местное  самоуправление зарекомендовало  себя как довольно успешная  и устойчивая система управления. И политики, и ученые согласны в том, что "коммунальная глупость" – не аргумент, чтобы государство брало на себя все сферы деятельности.

В истории  России выделяются периоды ослабления и укрепления основ местного самоуправления.

В последние два столетия Наиболее значимыми были следующие реформы местного самоуправления:

земская 1864 года и городская 1870 года. Октябрьская революция принесла с собой ликвидацию земства и становление новой модели местного самоуправления.

После гражданской войны постепенно стало восстанавливаться право  трудящихся на участие в управлении. Допущение в период НЕПа частной  собственности и вызванный этим процесс усложнения форм хозяйственной деятельности требовал изменения местных органов власти, примерно на десятилетие (1919-1929). Однако с конца 1920-х гг. Советское государство пошло на ликвидацию начал самоуправления.

Восьмидесятые годы ознаменовали собой период возрождения общественно-территориальных форм местного самоуправления. В этой связи, решающим, с точки зрения процесса реформирования местных органов власти, стало принятие закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990 года.

6 июля 1991 года был принят Закон  РСФСР "О местном самоуправлении  в РСФСР".

           Основным моментом становления современной модели организации местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в  систему органов государственной власти.( К РФ)

. 28 августа 1995 г. Президентом  был подписан Федеральный закон №154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Ратифицирование Российской Федерацией  Европейской хартии Федеральным  законом № 55-ФЗ от 11.04.98 г.

Эти реформы привели к принятию 6 октября 2003 года нового Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах  местного самоуправления в Российской Федерации»

Тем не менее проводимые реформы оказались недостаточными, о чем свидетельствует принятая федеральная программа "Реформирование

и развитие системы государственной  службы

Российской Федерации (2009 - 2013 годы)".

"федеральная  программа "реформирование и  развитие

Опубликовано: 13 марта 2009 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №4867 

Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261*

Паспорт федеральной программы "Реформирование

и развитие системы государственной  службы

Российской  Федерации (2009 - 2013 годы)"

Наименование  Программы

- федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)"

Наименование, номер и дата принятия решения  о разработке Программы

- поручения Президента Российской  Федерации от 1 марта 2007 г. N Пр-337, от 21 февраля 2008 г. N Пр-279 и от 11 апреля 2008 г. N Пр-644

Государственный заказчик - координатор Программы

- Администрация Президента Российской  Федерации

Государственные заказчики мероприятий Программы

- Министерство экономического развития  Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации

Основные  исполнители мероприятий Программы

- Министерство здравоохранения и  социального развития Российской  Федерации, Министерство экономического  развития Российской Федерации,  Министерство внутренних дел  Российской Федерации, Министерство  обороны Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в установленном порядке

Цель  Программы

- создание целостной системы  государственной службы Российской  Федерации (далее - государственная  служба) посредством завершения  реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики (ФП)

Сроки и этапы реализации Программы

- 2009-2013 годы (I этап - 2009-2010 годы; II этап - 2011-2013 годы)

Объемы и источники финансирования Программы

- на весь период реализации  Программы за счет средств  федерального бюджета предусматривается  691 млн рублей, в том числе:

на финансирование I этапа реализации Программы (2009 - 2010 годы) - 258,6 млн рублей;

на финансирование II этапа реализации Программы (2011-2013 годы) - 432,4 млн рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

- формирование и развитие видов государственной службы

внедрение правовых и организационных  механизмов взаимосвязи видов государственной  службы

создание необходимых условий  для профессионального развития государственных служащих

разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение

обеспечение открытости государственной  службы и ее доступности общественному  контролю

реализация антикоррупционных  программ в системе государственной  службы

унификация и методическое сопровождение разработки должностных регламентов государственных служащих

создание и внедрение системы  показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных  служащих, дифференцированных по направлениям деятельности государственных органов

совершенствование порядка замещения  вакантных должностей государственной  службы на основе конкурса, обеспечивающего  равный доступ граждан к государственной  службе

внедрение и совершенствование  механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации и ротации государственных служащих

актуализация содержания программ подготовки и дополнительного профессионального  образования государственных служащих и внедрение современных образовательных  технологий в процесс их обучения

разработка и внедрение в  государственных органах программ и индивидуальных планов профессионального  развития государственных служащих

разработка и применение в государственных  органах современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне

регламентация и реализация предусмотренных  законодательством Российской Федерации  дополнительных государственных гарантий жилищных прав государственных служащих

разработка правовых основ защиты государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных (служебных) обязанностей

(ФП)

Цель данной работы провести анализ реформирования местного самоуправления, дать рекомендации по реформированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1

 

1.1 Институт современного развития об итогах муниципальной реформы 2003-2008 гг.

 

При разработке, принятии и введении в действие Федерального закона № 131 о общих принципах местного самоуправления в РФ в качестве основных целей реформы обозначались:

·         приближение власти к населению за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации (если не считать городские округа) муниципальных образований низового уровня – сельских и городских поселений, что вытекало из самой логики конституционных норм;

·         четкое разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти (органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований различных видов – муниципальных районов, сельских и городских поселений);

·         разграничение расходных обязательств между уровнями публичной власти, закрепление доходных источников в соответствии с объемом расходных полномочий и ликвидация нефинансируемых мандатов.

При всех неизбежных издержках и  оговорках, нельзя отрицать главного:  муниципальная реформа в России состоялась. Произошедшие изменения носят необратимый характер – они приняты всеми заинтересованными лицами и рассматриваются, в основном, как дающие потенциал для дальнейшего развития.

Местное самоуправление, как и вся  российская политическая система, накапливает  положительный опыт функционирования в качестве полноправного института  и в то же время требует дальнейшего  развития и совершенствования. Неслучайно, ставя в Послании Федеральному Собранию задачи по развитию институтов демократии, повышению уровня и качества народного представительства во власти, Президент России Д.А. Медведев акцентировал те аспекты этой работы, которые непосредственно связаны с низовыми уровнями публичной власти.

Созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию «сверху») демократические учреждения  должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых, доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению[2].

Общая направленность проведенной в 2003-2008 гг. муниципальной реформы в принципе соответствовала именно таким задачам.

Ее реализация предполагала отход  от традиционной для России моноцентрической модели организации власти, характеризовавшейся  организационным единством, вертикально интегрированными структурами, приоритетом государственных функций над началами самоуправления.

Отход от этой модели предполагал  внедрение европейских континентальных  стандартов (в частности, германского  опыта). В России создавалась двухуровневая  система местного самоуправления (муниципальные районы и поселения), причем каждый уровень рассматривался как функционирующий автономно от других и от государственной власти с четким разграничением предметов ведения и полномочий. В этом виделся залог создания подлинно самоуправляющейся системы публичной власти низового уровня. То, что эти задачи не удалось реализовать в полном объеме, ни в коем случае нельзя считать провалом реформы. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что за минувшее пятилетие удалось добиться того, что было достижимо в реальных российских условиях начала нынешнего века.

Заложенная в Федеральном законе №131-ФЗ европейская модель местного самоуправления, столкнувшись с российской реальностью, дала в практическом воплощении набор различных моделей. На реальном воплощении реформы в жизнь и становлении новой системы местного самоуправления, вводимой Федеральным законом №131-ФЗ,  сказался целый набор факторов и противоречий.

Проблемы четкого разграничения ответственности, создания баланса власти внутри регионов, на местах так и не были решены.  1

 

1.2 Ассоциация сибирских и дальневосточных  городов 2012г

 

Для понимания современных проблем  местного самоуправления целесообразно  взглянуть оценить основные результаты муниципальной реформы, проведенной после принятия в 2003 году Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 

 
Конечно, за последние годы проделана  большая работа. 
 
Проведена территориальная реформа местного самоуправления, в результате которой количество муниципальных образований в России увеличилось почти вдвое.  
 
Существенно возросла финансовая поддержка муниципальных образований со стороны государства, хотя это произошло не за счет укрепления их собственной доходной базы, а по линии федеральных целевых программ и приоритетных национальных проектов.  
 
В практику муниципального управления введены обязательные процедуры публичных слушаний и некоторые другие механизмы участия населения.  
 
Введена система удаления глав муниципальных образований в отставку, внедряется система выборов местных депутатов по партийным спискам, а глав муниципальных образований - из числа депутатов, что практически лишает возможности населения влиять на формирование и деятельность органов местной власти. 
 
Создана новая система союзов и ассоциаций муниципальных образований, включающая в себя советы муниципальных образований субъектов РФ и Общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс). 
 
Однако приходится констатировать, что ни одна из провозглашенных трех главных целей муниципальной реформы фактически не была достигнута. 
 
Первая цель – формирование стабильной и более совершенной законодательной базы местного самоуправления, четкое разграничение полномочий между уровнями публичной власти. Фактически за период после принятия 131-го закона в него было внесено огромное количество изменений и дополнений и этот процесс продолжается. В

Информация о работе Реформа местного самоуправления в России