Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в процессе становления местного самоуправления существенную роль играет обеспечение его деятельности конкретными материальными предпосылками. Самоуправление может быть реальным только в тех случаях, когда оно обеспечено экономикой, ибо «корни самоуправления в экономике» .
Одним из главных условий жизнедеятельности местного самоуправления является наличие у него материально-финансовой базы. Формирование товарно-денежных отношений, правовое регламентирование всего объема форм собственности, появление множества субъектов реальных рыночных отношений поставили перед местным самоуправлением задачу создания собственной финансово-экономической базы на новых основах.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------3-4
Глава 1. Теоретические основы функционирования муниципальных образований в условиях рынка-------------------------------------------------------5-12
1.1 Экономическая основа местного самоуправления: состав, особенности и проблемы формирования -------------------------------------------------------------5-10
1.2 Необходимость реализации органами местного самоуправления социально-экономической политики, направленной на развитие рыночных отношений------------------------------------------------------------------------------10-12
Глава 2. Анализ функционирования муниципального образования в условиях развития рыночных отношений ( на примере г. Саратов)--------------------13-20
2.1. Оценка социально-экономического развития г. Саратов ---------------13-15
2.2. Анализ эффективности работы органов местного самоуправления г. Саратов, направленной на развитие рыночных отношений------------------13-20
Глава 3. Направления развития муниципальных образования в рыночных условиях---------------------------------------------------------------------------------20-26
3.1. Применение инструментов территориального маркетинга--------------20-23
3.2. Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования-----------------------------------------------------------------------------24-26
Заключение-----------------------------------------------------------------------------27-28
Список использованной литературы----------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления.docx

— 232.44 Кб (Скачать файл)

Основной целью инвестиционной  политики Администрации муниципального образования «Город Саратов» является обеспечение подъема экономики города за счет привлечения инвестиций в эффективные и

конкурентоспособные  экологически  безопасные производства.Вместе с тем считаем, что для привлечения инвесторов по приоритетным для Саратова направлениям необходимо ускорить работу по разработке программы развития застроенных территорий.Органы местного самоуправления Саратова должны стремиться создать у себя в городе не просто хорошие, а наилучшие условия для привлечения инвесторов. Саратов является  развивающимся городом с разнообразной структурной экономикой, обладающий  широкими инвестиционными возможностями. В подтверждение этого является результат рейтинга «ТОП-100 лучших городов России», по методике которого использовалось 14 показателей, объединенным в пять индексов.  Город Саратов с итоговым индексом рейтинга 36,17 занял в нем 21-е место, переместившись за год с 32 места. Это большой рывок за такой маленький временной период. Нонесмотря на это Саратов занимает далеко не первые места и в настоящее время потенциал города еще не исчерпан существуют нереализованные возможности.

Существует возможность повысить конкурентоспособность  
и инвестиционную привлекательность  за счет проводимой кластерной политики. С помощью постоянного обмена информацией, построения совместных программ развития, системно отработанной кооперации кластер становится мощным инструментом влияния на рыночные процессы, повышения конкурентоспособности отрасли и территории  
в целом.

Вхождение предприятий в кластер выявляет огромные резервы, так как кластерные промышленные структуры являются наиболее успешной  
и эффективной моделью индустриальной организации.

Развитая транспортная инфраструктура – основа инвестиционной привлекательности. От транспортной инфраструктуры зависит развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного внутреннего рынка и рациональное освоение наших природных ресурсов, эффективность работы и развития производства бизнеса и социальной сферы.Необходимо нужно осуществить разработку пакета документов с целью устранения административных барьеров, которые препятствуют инвестиционной деятельности и привлечению инвестиций.Также можно реализовать  мероприятия направленные на обеспечение  информационного сопровождения инвестиционной деятельности и получению обратной  связи о существующих инвестиционных барьерах и препятствиях.

Отсюда следует, что успех в работе с конкретными инвесторами зависит непосредственно от колоссальных  усилий органов местного самоуправления, а также, как выстроена система привлечения инвестиций на местах. Только в этом случае можно рассчитывать на успех в огромной конкуренции за инвестиции, которые  необходимые для развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ функционирования муниципального образования в условиях развития рыночных отношений ( на примере г. Саратов)

2.1. Оценка социально-экономического  развития г. Саратов 

Подведены итоги социально-экономического развития муниципального образования «Город Саратов» за 2013 год

За текущий год активно решались наболевшие городские проблемы, создавалась основа для перспективного развития города. В  результате совместной работы органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций всех форм собственности удалось обеспечить рост основных  социально-экономических показателей.

Уровень жизни. Средняя номинальная заработная плата (без выплат социального характера) по городу в сентябре 2013 года по полному кругу организаций, составила 23104,3 руб., по сравнению с августом 2013 года увеличилась на 0,6%, по сравнению с сентябрем 2012 г. – на 12,9%. 

Рынок труда. На 1 октября 2013 года уровень безработицы составил 0,55% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень безработицы ниже на 25,7%. Общая потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями, на конец сентября 2013 года составила 14648 человек. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию – 0,2 человека.

Общая характеристика предприятий и организаций.По состоянию на 1 октября 2013 года в городе зарегистрировано 1262 крупных и средних предприятий, из них в частной собственности – 49%, в государственной – 13,3%, в муниципальной – 1,9%, в собственности общественных и религиозных организаций – 1,5%, на прочие формы собственности приходится 34,3%.

Производство товаров и услуг. Оборот организаций без субъектов малого предпринимательства города в январе-сентябре 2013 года составил 311,6 млрд. руб., и 107,2% по отношению к январю-сентябрю 2012 года.

Индекс промышленного производства по основным видам деятельности по крупным и средним организациям в январе-сентябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 98,9%, в том числе: добыча полезных ископаемых – 98,9%, обрабатывающие производства – 93,8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 95,6%.

Финансы предприятий.

Величина дебиторской задолженности крупных и средних организаций на 1 октября 2013 года составила 100,9 млрд. руб., в том числе просроченная – 4 млрд. руб., или 3,9% от общего объема задолженности.

Кредиторская задолженность крупных и средних предприятий на              1 октября 2013 года составила 98 млрд. руб., в том числе просроченная – 3 млрд. руб. или 3,1% от общей суммы кредиторской задолженности.

Сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий и организаций (кроме банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах за январь-сентябрь 2013 года составил 16,2 млрд. руб. В общем числе организаций доля прибыльных составила 72% (сумма прибыли – 20,9 млрд. руб.), убыточных – 28% (сумма убытка – 4,7 млрд. руб.).

В январе-сентябре 2013 года на развитие экономики и социальной сферы по крупным организациям использовано 24201,3 млн. руб. инвестиций в основной капитал, что составило 107,1% к январю-сентябрю 2012 года.   

Потребительский рынок.

Оборот розничной торговли в январе-сентябре 2013 года составил 89,9 млрд. руб. или 100,4% к январю-сентябрю 2012 года.

Транспорт.

Объём грузоперевозок крупных и средних организаций, выполненных на коммерческой основе в январе-сентябре 2013 года, составил 293,7 тыс. тонн или 121,4% к уровню аналогичного периода 2012 года.

Объём пассажирских перевозок в январе-сентябре 2013 года составил:

–    автобусами автопредприятий – 6,1 млн. человек, что составляет 112,8% по отношению к аналогичному периоду 2012 года;    

 автобусами физических  лиц – 85,8 млн. человек, что составляет 104,9% по отношению к аналогичному  периоду 2012 года. 5Хочется думать  чтодинамичная социально- экономическая и культурная жизнь Саратова вызывает интерес со стороны российских и зарубежных партнеров. Ведь Сотрудничество с городами России, зарубежных стран это, прежде всего, наивысший показатель  развитости  и  привлекательности муниципального образования.

 

2.2. Анализ эффективности  работы органов местного самоуправления  г.  Саратова, направленной на развитие рыночных отношений.

Хроническая нехватка финансов и большой дефицит средств в бюджетеразвития указывает нам , что на первый взгляд, может показаться, что главной целью местного самоуправления является удовлетворение насущных, самых необходимых нужд общества на сегодняшний момент, которые противодействуют резкому и катастрофическому падению уровня жизни. Однако без курса на перспективные цели, как нам известно, не удается добиться и текущих задач. Поэтому очень важно, чтобы органы местного самоуправления не переставали разрабатывать и реализовывать местную экономическую политику.

В соответствии с уставом г. Саратова  структура органов местного самоуправления города состоит из городской Думы – представительный орган и администрации города – исполнительно-распорядительный орган. За управление экономической сферой муниципального образования в г. Саратове несет ответственность городская Администрация.

Комитет по экономике Администрации г. Саратова является структурным подразделением, курирующий экономическую сферу муниципального образования и решающий следующие задачи:

1. Разработка и реализация единой социально-экономической политики, направленной на устойчивое социально-экономическое развитие города;

2. Подготовка проектов муниципальных правовых актов, способствующих эффективному использованию производственного и научно-технического потенциала, природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в области социально-экономического развития города;

3. Участие в бюджетном процессе, в рамках компетенции комитета, в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 № 26-271 ;

4.  Анализ эффективности действующей системы налогообложения, разработка и участие в реализации мероприятий по ее совершенствованию с целью увеличения поступлений денежных средств в бюджет города и создания механизма контроля налогооблагаемой базы и ее изменениями.

Основная работа городской администрации по реализации экономической политики проводится на основе осуществления целевых программ

Целевые и ведомственные программы г. Саратова имеют разную целевую направленность, но в общем они призваны обеспечить улучшение социально-экономического положения города. Следует отметить, что их количество с каждым   годом меняется: целевых программ становится меньше, а ведомственных больше. Как мы знаем Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были определены вопросы местного значения, полномочия муниципальных  органов  управления.

Эффективно реализовать возложенные данным законом полномочия, обеспечить динамичное и всестороннее развитие экономической сферы г.Саратова невозможно без установления системы приоритетов, достижения согласованности действий всех органов управления, населения, предприятий и общественных организаций.

С учетом этого,органы местного самоуправления г. Саратовакаждый год составляютпрограммы социально-экономического развития г. Саратова на среднесрочную перспективу, паспорт социально-экономического развития города, в котором проводится оценка развития экономической и социальной сферы, выявляются проблемы и перспективы дальнейшего развития муниципального образования.

Так Комитетом по экономике, а также другими структурными подразделениями администрации г.Саратова в 2012 году был разработан проект  программы социально-экономического развития г.Саратова на 2013-2015 годы, в которой:

- проведена оценка достигнутого  уровня развития экономики и  социальной сферы города Саратова;

- сформулированы цели, задачи  социально-экономического развития, основные направления и способы  их достижения;

- определены целевые ориентиры  социально-экономического  развития;

- с учетом использования  принципов SWOT-анализа были выявлены  сильные и слабые стороны города  Саратова, а также тенденции во  внешней среде, способные существенно  повлиять (позитивно или негативно) на развитие города и которые, соответственно, учтены при выборе цели и задач.6

Также в 2012 г. шла работа по реализации ФЗРФ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Осуществление 1-го этапа регламентации муниципальных услуг и установленных требований федерального законодательства было обеспечено в установленные сроки. В настоящее время завершена работа по регламентации муниципальных услуг, в результате чего информация о 61 услуге размещены на Едином портале в сети Интернет. Это позволяет жителям получить всю нужную информацию  и упрощает процедуру получения услуг. Сейчас отмечается положительный эффект от реализации данного закона. И если раньше житель Саратова, чтобы получить ту или иную услугу должен был собрать и предоставить очень большое количество справок и документов из разных инстанций, то на текущий момент -посещения ограничиваются в основном подачей определенного минимального пакета документов и получением услуги. Например, при предоставлении услуги  «Предоставления земельных участков» из 11 ранее требуемых справок  сейчас заявителем представляется около 6.

В контексте рассматриваемого вопроса одной из приоритетных задач как раз и стало своевременное выявление и исправление структурными подразделениями недостатков оказания муниципальных услуг. Администрацией г. Саратова совместно с Правительством Саратовской области рассматриваются различные помещения для размещения многофункциональных  центров.  Предполагается создать МФЦ в каждом районе города.И вот 15 ноября 2013 г. начал свою работу многофункциональный центр Октябрьского района Саратова. Это пятый по счету МФЦ в регионе. Открытие такого центра позволит жителям получать множество госуслуг в одном месте. Для этого оборудовано 25 «окон» для приёма и обслуживания посетителей. Здесь можно подать заявление на замену, получения паспорта гражданина РФ и загранпаспорта, оформить сделки с имуществом, зарегистрировать ИП, всего в МФЦ будет предоставляться 41 услуга.

Оценка работы органов местного самоуправления города Саратова показала, что вся деятельность администрации муниципального образования в 2013 году была направлена на:

Информация о работе Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления