Реформы местного самоуправления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в
связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления
должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции
каждой страны.

Содержание

Введение 3
1. . История местного самоуправления в России. 6
2. Модель местного самоуправления в Федеральном законе от 11
06.10.2003 г. №131-ФЗ
3.Современная модель местного самоуправления в РФ 16
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Гагиева курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Владикавказский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Местное самоуправление в системе народовластия

Тема

Реформы местного самоуправления в РФ

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

         

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                     3

1. . История местного самоуправления в России.                                                    6

2. Модель местного самоуправления в Федеральном законе от  11

06.10.2003 г. №131-ФЗ                                                                                                                                                                                          

3.Современная модель местного самоуправления в РФ                                       16

Заключение                                                                                                              21

Глоссарий                                                                                                                 23

Список использованных источников                                                                     26

Приложение                                                                                                              27

 

Введение

     Местное самоуправление  - одна  из основ любого демократического  строя, в

связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления

должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции

каждой страны.

     Каждое государство заинтересовано в способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей.

     По своей природе местное самоуправление - явление гораздо более сложное, чем его формальный современный  конституционно-правовой статус. В  соответствии с Конституцией  России местное самоуправление  признается как политический институт в системе народовластия. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местного самоуправления.

     Местное самоуправление занимает  «центральную позицию» между  Государством и обществом. Именно  в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.

     Актуальность данной темы на  современном этапе придают следующие обстоятельства:

- Оправдают ли предлагаемые разработчиками  проекта нового закона социальные

меры ожидания, которые связывали с введением муниципальной демократии еще в

начале 90-х годов?

- Готовы ли к реформе местного  самоуправления субъекты РФ, муниципальные

образования?

     Цель настоящей работы состоит  в том, чтобы, опираясь на законы  и научные

источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления,

выявить его характерные черты и особенности.

     Значительное внимание уделено таким вопросам, как взаимоотношение органов государственной власти и местного самоуправления, роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, полномочия местного самоуправления и т.д.

 

     В соответствии с указанной  целью поставлены и решаются следующие задачи:

-        Определение эффективности местного  самоуправления;

-        Анализ необходимости реформы  местного самоуправления в Российской

Федерации;

-        Сравнение основных принципов  местного самоуправления на основе

анализа федеральных законов «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» от 1995 и 2003 годов.

     Объектом исследования выступает  реформирование принципов местного

самоуправления в Российской Федерации.

     Предметом исследования  является новая модель местного самоуправления в России.

     Говоря о реализации конституционного  права населения на осуществление  местного самоуправления, необходимо  осознавать, что эффективность этого  процесса во многом зависит  не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности этими правами воспользоваться, способности реализации права на местное самоуправление.

      Задачей реформы местного самоуправления  и является закрепление этих  возможностей. Закон "Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации" как раз подтверждает конституционные права граждан на местное самоуправление. Необходимо преодолеть иждивенческий подход, потребительский подход к государству, к руководителям региональных и федеральных государственных структур и стать достойным гражданином общества.      

       Местное самоуправление через  свою структуру, через выбранные  органы, через свой бюджет воспитывает  в каждом, что это я, гражданин  нашей страны, отчисляю налоги, на  которые нанимаю учителя для  детей, участкового для охраны  общественного порядка, покупаю, заказываю уголь и нефть для отопления, это я этим занимаюсь через своих представителей.

Основная часть

1. История местного самоуправления в России.

Развитие политической системы России на протяжении большей части ее исторического пути характеризовалось доминированием централизованного государства, сравнительно низким уровнем гражданского участия в решении публичных дел в сочетании с сильной коллективистской (общинной) традицией на локальном уровне.

В дореволюционной России самоуправление имело два направления институционального развития.

Первое связано с наличием общинного землепользования и достаточно поздним освобождением крестьян от крепостной зависимости (и еще более поздним адекватным правовым оформлением частной собственности на землю).

Второе направление развития местного самоуправления связано с появлением вначале земского (1864), а затем и городского (1870) самоуправления как режимов, выполняющих функции как государственные (решение дел публичной сферы), так и общественные (самоорганизация в целях защиты прав и интересов городских сословий и сельских обывателей, организации локального управления общими делами и имуществами).

Несмотря на наличие в историческом опыте России определенных самоуправленческих начал (начиная с новгородской вечевой демократии), по сути, только становление земского и городского самоуправление дает начало местному самоуправлению в нашей стране в его современном понимании.

Характерными чертами политики Российской Империи в отношении местного самоуправления были: попытки разделить предметы ведения между государством и земствами и выделить круг вопросов местного значения. В 1870-е годы земства основное внимание уделяли таким ставшим в дальнейшем традиционно земскими занятиям, как статистика, народное образование, здравоохранение;

 вместе с тем, возложение  на земства, помимо вопросов местного  значения, также и государственных  полномочий, а кроме того –  вопросов, составляющих задачи одновременно  разных уровней власти.

 После 1890 г. на земства, помимо  традиционных видов деятельности, были возложены дополнительные обязанности: забота об общественном призрении, улучшении местных путей сообщения, о земской почте, о взаимном страховании имущества, о строительном деле, о помощи местному земледелию, торговле, промышленности, об обязанности по раскладке некоторых казенных налогов, об исполнении земских повинностей, об обеспечении потребностей общегосударственной администрации и суда, о пожарной безопасности.

Процессы развития местного самоуправления и порожденные им политические процессы (становление сословия земцев, формирование идеологии конституционализма и т.д.) были прерваны революционными событиями 1917 года. Сначала в стране возникло двоевластие традиционных органов власти и новой публичной формы – Советов депутатов. После октябрьской революции советы постепенно заняли место прежних земств и городских самоуправлений.

Однако с конца 1920-х гг. Советское государство пошло на ликвидацию начал самоуправления, а также институтов и правовых форм (включая институт частной собственности, гражданские права), являвшихся источником указанных начал и их основой. Партийным руководством были приняты известные решения о централизации хозяйственного управления и усилении роли партии. Весь процесс завершился принятием сталинской Конституции, которая узаконивает систему «демократического централизма» в управлении страной и частной жизнью. Таким образом, процесс становления и развития местного самоуправления в исторически сложившихся формах был в известной степени прерван.

С конца 1980-х гг. государственный механизм перестраивался стихийно, без какого-либо продуманного плана, быстро и бессистемно. Муниципальные реформы начались уже в 1990-1991 гг., еще до принятия Конституции, отражающей общественные перемены, без определения формы государственного устройства, правительственного механизма. Так, местным советам был «присвоен» статус местного самоуправления и дана определенная автономия. На практике они продолжали исполнять компетенцию прежней власти плюс решали стихийно возникавшие задачи на злобу дня, по существу, во многом самостоятельно определяя свои полномочия.

Переломное значение для развития местного самоуправления в постсоветской России имело принятие Конституции 1993 года. Гарантируя самостоятельность местного самоуправления, она оставляла простор для творчества в построении российской модели местного самоуправления. Отметим, что в муниципальных вопросах Конституция основывалась скорее на «англосаксонской» идеологии, несмотря на закреплении возможности передачи муниципалитетам отдельных государственных полномочий с финансированием (что скорее в логике континентальных моделей, в том числе – российской земской). Однако выбор конкретных правовых форм работы местного самоуправления после ее принятия еще предстояло сделать.

 Важной вехой реформы 1990-х годов, помимо принятия Конституции РФ, стало принятие Федерального закона от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот закон был разработан при непосредственном участии муниципальных ассоциаций и активистов муниципального движения.

 Данный закон, по принципу  всех рамочных законов 1990-х гг., не содержал детального регулирования  местного самоуправления, оставляя  эту сферу субъектам Федерации (исходя из того, что вопрос  находится в совместной компетенции Федерации и регионов). Он не устанавливал жестких ограничений по видам муниципальных образований, уровням, на которых реализуется самоуправление (район, поселение, город могли быть, а могли и не быть муниципальными образованиями); не разграничивал единообразно компетенцию муниципалитетов.

 В результате в регионах  были выстроены различные модели  организации местной власти –  территориальные, институциональные. В то же время, закон не был  принят исключительно в интересах  регионов: напротив, неслучайным было их недовольство его принятием. Закон был разработан при непосредственном участии муниципальных ассоциаций и активистов муниципального движения. В частности, закон фиксировал выборность местной власти, устанавливал гарантии местного самоуправления, требовал муниципальной автономии, а также учета мнения населения при территориальных изменениях в муниципалитетах.

 Реформы 1990-х гг. позволили решить  ряд важных задач, связанных с  созданием работающих структур  местной власти (о настоящем местном самоуправлении говорить пока было рано). Эксперты отмечают, что к началу 2000-х гг. были осуществлены конституционное признание, закрепление принципа автономности муниципальной власти в пределах общего контекста публичной власти. К середине 90-х муниципалитеты обладали достаточной собственностью и доходами для того, чтобы решать задачи самообеспечения и развития.

В то же время, достаточно широкая свобода усмотрения субъектов РФ в вопросах регулирования местной сферы и недостаточность федеральных государственных гарантий местного самоуправления позволили регионам в конце 1990-х гг. существенно ограничить или даже ликвидировать муниципальную власть. Ко второй половине 1990-х гг. в регионах сформировались новые элиты, стремившиеся к обладанию властью и собственностью. Их экспансия на уровень муниципалитетов, главным образом городов, стала приводить к конфронтациям. Усиливались точечные «наезды» на лидеров местной власти. Наметился процесс подавления муниципальной автономии, лишения органов местного самоуправления материальной и финансовой базы, перегрузки их делегированными полномочиями. Вошла в практику ликвидация муниципалитетов и замена их территориальными структурами областных администраций.

Результатом этих процессов стал кризис местного самоуправления, который, как отмечают эксперты, начался в 1998 г. На фоне восстановления экономики, к началу 2000-х годов доходные источники муниципалитетов разошлись с их расходными статьями примерно в два раза. Местная власть оказывалась неспособна не только решать задачи развития, но и осуществлять свои собственные полномочия.

Информация о работе Реформы местного самоуправления в РФ