Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в процессе становления местного самоуправления существенную роль играет обеспечение его деятельности конкретными материальными предпосылками. Самоуправление может быть реальным только в тех случаях, когда оно обеспечено экономикой, ибо «корни самоуправления в экономике» .
Одним из главных условий жизнедеятельности местного самоуправления является наличие у него материально-финансовой базы. Формирование товарно-денежных отношений, правовое регламентирование всего объема форм собственности, появление множества субъектов реальных рыночных отношений поставили перед местным самоуправлением задачу создания собственной финансово-экономической базы на новых основах.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------3-4
Глава 1. Теоретические основы функционирования муниципальных образований в условиях рынка-------------------------------------------------------5-12
1.1 Экономическая основа местного самоуправления: состав, особенности и проблемы формирования -------------------------------------------------------------5-10
1.2 Необходимость реализации органами местного самоуправления социально-экономической политики, направленной на развитие рыночных отношений------------------------------------------------------------------------------10-12
Глава 2. Анализ функционирования муниципального образования в условиях развития рыночных отношений ( на примере г. Саратов)--------------------13-20
2.1. Оценка социально-экономического развития г. Саратов ---------------13-15
2.2. Анализ эффективности работы органов местного самоуправления г. Саратов, направленной на развитие рыночных отношений------------------13-20
Глава 3. Направления развития муниципальных образования в рыночных условиях---------------------------------------------------------------------------------20-26
3.1. Применение инструментов территориального маркетинга--------------20-23
3.2. Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования-----------------------------------------------------------------------------24-26
Заключение-----------------------------------------------------------------------------27-28
Список использованной литературы----------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления.docx

— 232.44 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский Социально-Экономический Институт ФГБОУ ВПО

"Российский  Экономический Университет имени  Г.В.Плеханова"

Кафедра национальной экономики и государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: "Система муниципального управления"

На тему: "Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления"

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

 

Саратов

2013

 

 

 

 

 

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------3-4

Глава 1. Теоретические основы функционирования муниципальных образований в условиях рынка-------------------------------------------------------5-12

1.1 Экономическая основа  местного самоуправления: состав, особенности  и проблемы формирования -------------------------------------------------------------5-10

1.2 Необходимость реализации  органами местного самоуправления  социально-экономической политики, направленной на развитие рыночных  отношений------------------------------------------------------------------------------10-12

Глава 2. Анализ функционирования муниципального образования в условиях развития рыночных отношений ( на примере г. Саратов)--------------------13-20

2.1. Оценка социально-экономического  развития г. Саратов ---------------13-15

2.2. Анализ эффективности  работы органов местного самоуправления  г.  Саратов, направленной на развитие  рыночных отношений------------------13-20

Глава 3. Направления развития муниципальных образования в рыночных условиях---------------------------------------------------------------------------------20-26

3.1. Применение инструментов  территориального маркетинга--------------20-23

3.2. Повышение инвестиционной  привлекательности муниципального  образования-----------------------------------------------------------------------------24-26

Заключение-----------------------------------------------------------------------------27-28

Список использованной литературы----------------------------------------------30-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в процессе становления местного самоуправления существенную роль играет обеспечение его деятельности конкретными материальными предпосылками. Самоуправление может быть реальным только в тех случаях, когда оно обеспечено экономикой, ибо «корни самоуправления в экономике»1.

Одним из главных условий жизнедеятельности местного самоуправления является наличие у него материально-финансовой базы. Формирование товарно-денежных отношений, правовое регламентирование всего объема форм собственности, появление множества субъектов реальных рыночных отношений поставили перед местным самоуправлением задачу создания собственной финансово-экономической базы на новых основах.

Экономические основы деятельности органов местного самоуправления проявляются в конгломерате одновременно существующих нескольких факторов жизни, к числу которых отнесены: муниципальная собственность, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципальных образований, влияние на них экономических преобразований.

Актуальность курсовой работы и преодоление проблем формирования местного самоуправления в России обусловлена также факторами, которые связаны с федеративной природой российского государства и переносом всей тяжести правового регламентирования  местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, абсолютно разнопланово понимающих ценность институтов местного самоуправления, которые в большинстве случаев даже не активизируют в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями, как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием скоординированного разграничения компетенций между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Цель курсовой работы является определить как  развивается на сегодняшнем этапе  местное самоуправление в тесной  взаимосвязи  с рынком.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

 

  • Раскрыть теоретические основы функционирования муниципального образования;
  • Дать оценку социально-экономическому развитию конкретного муниципального образования
  • Охарактеризовать основные направления и динамика рыночной экономики муниципальных образований;

Методологическую базу исследования составили несколько групп  источников.  К первой отнесены законодательные и нормативно-правовые акты. Ко второй отнесены учебная литература ( учебники и журналы). И к третьей отнесены специализированные  веб- сайты. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав основной части, раскрывающих сущность темы исследования, заключения и списка литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы функционирования муниципальных образований в условиях рынка.

1.1 Экономическая основа местного самоуправления: состав, особенности и проблемы формирования

Согласно  ФЗ №131 от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.2

Муниципальная собственность является главной частью экономической основы и условием для существования  самостоятельного местного самоуправления.В муниципальную собственность входят  средства местного  бюджета различные виды имущества земля, недра, леса, растительный и животный мир, муниципальные предприятия, объекты социально-культурного и бытового назначения, транспорт, местная промышленность ,муниципальные банкии другие финансово-кредитные организации и т.д

В собственности муниципальных образований, как мы уже отметили, находятся самые разнообразные объекты, расположенные на территории. К тому же, в исключительной собственности находятся объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения местного населения. Таким образом, ясно проявляется социальная ориентированность муниципальной собственности как одна из её основных особенностей. Как нам известно до 1991 года муниципальной собственности не было. И процесс формирования  муниципальной собственностиво многом отходил от того, как решится проблемы связанная с разграничением собственности между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 1991 году был принят Закон РСФСР о местном самоуправлении и разграничении собственности: федеральной, субъектов федерации и муниципальной, в соответствии с которым в муниципальную собственность были переданы определенные категории объектов, которые и стали ее основой (жилой и нежилой фонды, объекты государственного пассажирского транспорта, благоустройства, предприятия розничной торговли и общественного питания, здравоохранения, образования и др.).

В настоящее время муниципальная собственность формируется на основеследующих принципов:

-передача некоторых объектов из федеральной собственности и собственности субъектов федерации в муниципальную собственность;

-приобретение имущества на основе сделок (покупка, обмен, дарение);

-взимания налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты.

По мнению некоторых ученых использование муниципальной собственности происходит в двух основных формах. При первом варианте объекты не нацелены на извлечение прибыли. Их главным ориентиром является производство и предоставлениенаселению всех необходимых благ. Другой вариант, соответственно, предполагает использование объектов муниципальной собственности дляизвлечение коммерческой выгоды.3

Следующей составляющей муниципальной собственности являются средства бюджета. Бюджет муниципального образования  – это расходование и образование денежных средств, которые нужны для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Особенность определения места местного бюджета в бюджетной системе и источников его формирования обусловлена, прежде всего, тем, что органы местного самоуправления обладают фактической властью лишь при наличии финансовых средств, которыми они могут самостоятельно распоряжаться.

В советский период развития нашего государства все существующие на территории Российской Федерации бюджеты, включая и местные бюджеты, объединялись в систему единого государственного бюджета.

В настоящее время средства местных бюджетов являются самостоятельным уровнем бюджетной системы российского государства, т. е они существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные исключительно для решения вопросов местного значения самими муниципальными образованиями.    

 Деятельность органов  местного самоуправления по формированию  финансовых средств и их использованию  осуществляется в соответствии  с установленным законодательством  порядке и процессуальной форме.  Статья 132 Конституции Российской Федерации закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:

-наличием собственных источников доходов;

-правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;

-правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения;

-правом на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;

-ответственностью органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.    

 Бюджет состоит из  двух основных частей доходной  и расходной. Доходная часть бюджета  состоит из собственных и регулирующих доходов, а также дотаций, субвенций и заемных средств.    

 Доход бюджета – это денежные средства, поступающие в соответствии с законодательством на безвозмездной и безвозвратной основе в местный бюджет.  К ним относятся налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.    

 Для осуществления органами местного самоуправления своих функций и задач в местном бюджете предусматриваются соответствующие расходы на них.4 Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иными правовыми актами органов местного самоуправления.   

 Расходная часть местного бюджета включает затраты связанные с решением:  

 ›  собственных задач местного самоуправления;  

 › по осуществлению переданных государством полномочий;  

 › на погашение долга по муниципальному займу и долгам по ссудам;  

› на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности;   

 › другие расходы, которые могут быть предусмотрены уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе создавать целевые внебюджетные фонды, которые формируются из:  

 а) взносов и пожертвований граждан, предприятий и учреждений на добровольных основах  

 б) штрафов за порчу  и утрату объектов историко-культурного  наследия, памятников природы, а  также платежей, компенсирующих  причиненный ущерб. Суммы таких  штрафов и платежей используются  на проведение мероприятий по  восстановлению и поддержание  объектов историко-культурного наследия.

К  муниципальной собственности относятся также  имущественные права. Право муниципальной собственности распространяется на следующие объекты: 
1. Недвижимое имущество:  земля (земельные участки);  объекты, неразрывно связанные с землей: водные объекты, леса и иные, неразрывно связанные с землей объекты растительного мира;  здания, сооружения, помещения;  иные недвижимые вещи, в том числе: приравненные к недвижимым вещам имущественные комплексы (предприятия) и движимые вещи (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания). 
2.Движимое имущество:  вещи, которые входят в состав основных и оборотных производственных фондов, материальных запасов (оборудование, транспортные средства, сырье);  деньги и ценные бумаги. 
3. Квази-вещи - это так называемые доли (паи) коммерческих юридических лиц в хозяйственных товариществах и обществах, производственных кооперативов.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с законом.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что отношения связанные с муниципальной собственностью, являются приоритетными, а также охватывают и ставят в зависимость все иные отношения в муниципальном образовании.

1.2 Необходимость реализации органами местного самоуправления социально-экономической политики, направленной на развитие рыночных отношений.

Решение комплекса сложных задач носящих социально-экономический  характер развития муниципальных образований немыслимо без органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны  всячески участвовать в социально-экономической политике муниципального образования, разрабатывать и применять различные инструменты и методы.Возможности реализации экономической политики муниципального образования во многом определяются наличием финансовых ресурсов, а, следовательно, зависят от привлечения инвестиций в город. В этой связи местные власти просто обязаныоказать больше внимания вопросу создания благоприятного инвестиционного климата в городе. Рассмотрим этот вопрос на примере г. Саратова

Информация о работе Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления