Местное самоуправление в России – тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Местное самоуправление России в переходный период ………………5
2. Необходимость развития местного самоуправления…………………14
3. Тенденции развития местного самоуправления……………………….21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы..…………………………………….25

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Местное самоуправление России в переходный период ………………5
2. Необходимость развития местного самоуправления…………………14
3. Тенденции развития местного самоуправления……………………….21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы..…………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

ККР МУиГУ.docx

— 56.90 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение высшего профессионального  образования

 «Тульский государственный  университет»

 

Кафедра  «Финансы и менеджмент»

 

 

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»

на тему:

«Местное самоуправление в России – тенденции развития»

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                  студент гр.731181

                                                                                             Астафьева Д.А.

 

Проверил:                                                                                        асс. каф. ФиМ

            Кудрявцева Г.Н.

 

 

 

Тула 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.     Местное самоуправление России в переходный период ………………5

2. Необходимость развития местного самоуправления…………………14

3. Тенденции развития местного  самоуправления……………………….21

Заключение…………………………………………………………………….24

Список использованной литературы..…………………………………….25

 

 

 

 

Введение

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Особую актуальность данной проблеме на современном этапе придают следующие обстоятельства:

- необходимость преодоления  существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;

- потребность в развитой  региональной политике. Этого требует  и быстрый рост экономического  влияния регионов, и острая необходимость  решения многих региональных  проблем, и важность эффективных  межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти;

- острота проблемы укрепления  российской государственности, 
важной частью которой является формирование новой законообеспеченной структуры органов местного самоуправления. Демократическая система власти способна сохранить централизованное государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных структур управления;

- отсутствие концепции  местного самоуправления для  современных российских условий,  без которой невозможна системная  работа по созданию структур местной власти.

Целью работы является изучение особенностей местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе и тенденций его дальнейшего развития.

В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие «местное самоуправление», выделить основные принципы его организации, исследовать изменения в Российской Федерации за последние 20 лет;

- выявить необходимость развития местного самоуправления;

- охарактеризовать основные тенденции дальнейшего развития местного самоуправления.

 

 

  1. Местное самоуправление России в переходный период

Первым практическим шагом  реформирования местного управления, внедрения нового для современной России (но давно распространенного в цивилизованных странах) подхода к нему как к местному самоуправлению стало принятие 9 апреля 1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Конституционное закрепление  местного самоуправления как управления, отделенного от государственной власти, в российском законодательстве происходило постепенно.

С реформой 24 мая 1991 г. на смену  исполкомам местных Советов пришло понятие «местная администрация». Она  была подотчетна местным Советам  и вышестоящим исполнительным и  распорядительным органам. Но принципиальное новшество состояло в том, что местная администрация уже не являлась органом соответствующего местного Совета, в отличие от прежних исполкомов, которые хотя и были фактически независимы от Советов, но юридически считались их исполнительными и распорядительными органами.

Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» включил местные администрации в систему местного самоуправления и называл их представительными органами власти без слова «государственной» (ст. 1, ч. 1).

Закон предусматривал разграничение функций между представительными и исполнительными органами. Местный Совет определялся как орган власти, а местная администрация - как орган управления. При этом усиливалась самостоятельность последней. И вместо исполнительного комитета местного Совета как коллегиального органа, подчиненного и подотчетного Совету, учреждалась местная администрация под единоначальным руководством главы администрации, избираемым населением. Устанавливалась собственная компетенция администрации, которая ослабляла ее ответственность перед вышестоящими исполнительно-распорядительными органами и местным Советом. Местный Совет провозглашался как главный орган местного самоуправления, у него появлялось немало возможностей влиять на администрацию (в особых случая даже отстранять главу администрации от должности), но фактически администрация получала значительную самостоятельность. По мнению А. Н. Широкова и С. Н. Юрковой, термин «администрация» был более уместен, чем использовавшийся длительное время термин «исполнительный орган». Ведь администрация не являлась в чистом виде исполнительным органом в системе местного самоуправления, т.к. наделялась отдельными государственными полномочиями, а также приобретала собственные полномочия, закрепленные за ней уставами городов и районов.

Согласно Закону «О местном  самоуправлении в РСФСР» учреждался институт территориального общественного самоуправления населения, который включал: общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы. Предполагались иные формы непосредственной демократии: органы территориального общественного самоуправления населения (Советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов).

Формирование и становление  местного самоуправления востребовало объединения усилий новых муниципальных образований в целях создания благоприятных условий для их функционирования и развития. В этот период возникают региональные и федеральные объединения, союзы, ассоциации органов местного самоуправления. Одним из первых 13 марта 1991 г. был учрежден Союз российских городов и региональных образований (СРГ).

Указом «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» № 1760 от 26 октября 1993 г. была прекращена деятельность районных и городских Советов. Одновременно было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.

Это Положение предусматривало такую систему местного самоуправления:

  • в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек - собрания, сходы граждан и выборный глава местного самоуправления;
  • в городских и сельских поселениях с населением до 50 тыс. человек- выборное собрание представителей и выборный глава местного самоуправления (глава администрации);
  • в городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс. человек- выборное собрание представителей и назначаемый сверху либо избираемый населением глава местного самоуправления;
  • в сельских районах - глава местного самоуправления (глава администрации) без указания на то, избирается он или назначается; может быть образован также орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений;
  • на территории сельсоветов - глава местного самоуправления (глава администрации), тоже без указания на то, избирается он или назначается; может быть образован орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления сельских поселений.

Таким образом, новый этап становления и развития в России местного самоуправления, действительно современного муниципального управления, учитывающего российский опыт и эффективную зарубежную практику, начался в 1993 г.

Хотя российский и зарубежный опыт наглядно свидетельствовал, что  структура государственной власти может быть эффективной и устойчивой лишь тогда, когда ее подкрепляет  закон, но и после принятия Федерального закона «Об основах местного самоуправления» местное самоуправление не стало эффективным, реально функционирующим в соответствии с установленными принципами и данными правами. Ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы. Люди оценивают государственную политику прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд: через состояние продовольственного рынка, жилищных условий, наличие тепла, электроэнергии в домах, общественного порядка на улицах, благоустройства и т. д. Именно на местном уровне население чувствует прямую ответственность за решение насущных вопросов жизни, здесь формируются основы понимания собственной ответственности граждан за свою судьбу.

Процесс муниципальных реформ в России, можно разбить на два  основных этапа, ссылаясь на Федеральную  программу государственной поддержки местного самоуправления, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1251. На первом этапе (в течение 1996г.) создавались организационно-правовые основы местного самоуправления, на втором (1997-1998 гг.) должно было сложиться реальное самоуправление, т. е. сформированы его экономические основы.

По мнению ученых, основные задачи первого этапа реформы местного самоуправления, хотя и с некоторым опозданием, в принципе были выполнены. Значительная работа была проведена не только в области законотворчества, но и в организационной сфере. Подтверждение тому - муниципальные выборы 1996-1997 гг., в результате которых в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации назначенные главы местных администраций сложили свои полномочия, а им на смену пришли новые (избранные населением) органы и должностные лица местного самоуправления. Выборы 2000-2001 гг. закрепили эти позиции и подтвердили, что население в целом принимало и продолжает принимать довольно активное участие в формировании муниципальных органов.

В 90-е гг.  были созданы организационно-правовые основы местного самоуправления в России. Однако несмотря на это, функционирующая в стране система местного самоуправления все еще была далека от своей конституционной модели. Хотя нормативная база и комплекс проведенных организационных мероприятий подтверждают факт перехода России к автономной модели местного самоуправления, тяжким наследием ранее действовавшей системы «местных Советов» продолжает оставаться экономическая зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих органов государственной власти.

Именно проблемы экономического характера являлись на значительное время основным фактором, сдерживающим развитие местного самоуправления в нашей стране. В связи с этим основные усилия в рамках второго этапа муниципальной реформы должны быть направлены прежде всего на завершение формирования экономических основ местного самоуправления, являющихся гарантом обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности местных органов власти. И это было достигнуто принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Данный закон подготовлен  по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина и окончательно вступил в действие с 1 января 2006 года. Его принятие ещё раз подтвердило, что путь социально-экономического и политического возрождения России лежит через развитие больших городов и малых поселений, формирование в них устойчивых самоуправленческих традиций.

Однако ещё на этапе  разработки новый закон о местном  самоуправлении был подвергнут достаточно серьёзной критике. Его критикуют  учёные – за спорность отдельных  положений, приводящих к возникновению  многочисленных правовых коллизий. Главы  муниципальных образований –  за то, что закон заставляет их выбирать между политической и хозяйственной  деятельностью, лишая возможности  в одном лице сочетать функции  представительной и исполнительной власти. Губернаторы и президенты республик – за то, что у них  появляется дополнительная проблема в  виде массы новых муниципальных  образований.

Информация о работе Местное самоуправление в России – тенденции развития