Анализ возможностей адаптации зарубежного опыта профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в российских усло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 07:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в российском обществе происходят кардинальные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сфере. Под их воздействием изменятся система образования государственных и муниципальных служащих. В свою очередь, изменения в этой системе обучения приводят к изменениям их знаний, умений и навыков государственных и муниципальных служащих.
Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны иметь специальный уровень профессиональной подготовки т. к. профессиональная подготовка один из самых эффективных методов решения данной проблемы. Профессиональная подготовка позволяет освоить новые знаний, умения, навыки и проблемы обеспечения высокого качества обучения.

Содержание

Введение
1 Особенности профессиональной подготовки государственных и
муниципальных служащих в России
1.1 Правовые основы профессиональной подготовки государственных
и муниципальных служащих в Российской Федерации
1.2 Теоретические основы подготовки государственных и
муниципальных служащих
1.3 Система управление профессиональной подготовки государственных
и муниципальных служащих
2 Зарубежный опыт профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих
2.1 Концепции и формы профессиональной подготовки
государственных и муниципальных служащих за рубежом
2.2 Виды и методы профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих за рубежом
2.3 Система повышения квалификации и профессиональной
подготовки государственных и муниципальных служащих
за рубежом
3 Анализ возможностей адаптации зарубежного опыта
профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в российских условиях
3.1 Адаптация японского опыта профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих к российским условиям
3.2 Адаптация опыта подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих в Германии к российским условиям
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 110.64 Кб (Скачать файл)

Названные принципы, будучи структурированными, предполагают существование  государственного управления как комплексной  учебной дисциплины, включающей в  себя (интегрирующей) элементы различных  знаний. Эти знания для госслужащего должны быть усвоены не просто в  качестве свода абстрактных сведений, а в виде установок на деятельность что может быть обеспечено только особым построением курсов воспитания. В курсы для госслужащих непременно следует включать компоненты реальной управленческой деятельности и ее имитации. Повышенная роль тренингов, практик, имитационных методов и приемов и т.п. по сравнению с традиционными лекциями и семинарами может способствовать достижению указанной цели воспитания госслужащих, устанавливая родство  подготовки госслужащих и врачей-практиков.

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации, государственных  и муниципальных служащих подчинена  оптимальной реализации указанных  выше принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных  учебных заведений и их подразделений, а также по оптимизации механизмов конкурсного отбора и селекции как  обучаемых, так и обучающих. Однако реальность весьма далека от этого  идеала.

 

 

 

1.1 Правовые основы профессиональной подготовки

государственных и муниципальных служащих в России.

 

На управление происходящими  изменениями в системе образования  государственных и муниципальных  служащих следует влиять путем создания и изменения ее нормативной правовой базы Основными федеральными законами, которые определяют функционирование и развитие этой системы, являются законы "Об основах государственной службы", "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Вместе с тем необходим  федеральный закон "О дополнительном образовании", который бы регулировал  сферу дополнительного профессионального  образования. Статья 26 "Дополнительное образование" Федерального закона "Об образовании" явно недостаточна для  этих целей.

Нормативно-правовую базу дополнительного  профессионального образования  государственных служащих составляют также Указы Президента РФ, постановления  Правительства Российской Федерации, нормативные документы Министерства образования Российской Федерации. Происходящие изменения в российском обществе, системе образования должны находить свое отражение в нормативных  документах. Приняты взамен старых новые постановления Правительства Российской Федерации об утверждении положений о государственном заказе и Межведомственной комиссии по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Утвержден, а затем отменен новый государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 года № 103 «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» устанавливает что, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих занимающих должности, определенные соответствующими перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, осуществляется на основе государственного заказа за счет средств федерального бюджета. Постановление Правительства Российской Федерации  от 13 сентября 1994 года №1047 (в ред. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.1997). «Об организации переподготовки и повышении квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти». Это постановление устанавливает, что переподготовки и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти осуществляется на основе государственного заказа. Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года №983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных и муниципальных служащих» Устанавливает, что Администрация Президента Российской Федерации совместно с Аппаратом Правительства Российской Федерации утверждает ежегодно план подготовки государственных и муниципальных служащих. В дальнейшем для эффективного влияния на управление изменениями в дополнительном профессиональном образовании следует принимать новые и вносить необходимые изменения в существующие законы, постановления, распоряжения, государственные образовательные стандарты и программы, положения [3,39].

С целью совершенствования  учебно-методического обеспечения  повышения квалификации и профессиональной переподготовки, государственных и  муниципальных служащим целесообразно  создать на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации постоянно  действующее Учебно-методическое объединение  по дополнительному профессиональному  образованию государственных и  муниципальных служащих. В его  состав могли бы войти представители  других высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную переподготовку и  повышение квалификации государственных  и муниципальных служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Теоретические основы подготовки государственных и

муниципальных служащих в Российской Федерации

Подготовка управленческих кадров осуществляется в системе  образования. Как и любая система, образование состоит из взаимосвязанных  элементов. Основными элементами данной системы являются государственные  образовательные стандарты и  программы, учреждения образования, органы управления образованием, подведомственные им организации, общественные объединения. Подготовка кадров для управления включает относительно самостоятельные уровни, являющимися подсистемами образования  – среднее, высшее, послевузовское, дополнительное профессиональное образование.

Среднее профессиональное образование  призвано готовить специалистов среднего звена. Оно может быть получено, в  средних специальных учебных  заведениях или на первой ступени  образовательных учреждений высшего  профессионального образования.

В среднем специальном  учебном заведении могут реализовываться  основные профессиональные образовательные  программы начального профессионального  образования и дополнительные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и начального профессионального образования. Существуют следующие виды средних специальных  учебных заведений [5,219]: 

– техникум (училище) – среднее  специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования  базового уровня;

– колледж – среднее  специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования  базового и повышенного уровня. Колледж  осуществляет уровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, является многофункциональным  многопрофильным образовательным  учреждением.

Среднее специальное учебное  заведение, имеющее дарственную  аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим  соответствующую образовательную  программу в полном объеме и прошедшим  итоговую государственную аттестаций диплом государственного образца о  среднем профессиональном образовании.

Высшее профессиональное образование имеет три ступени, на каждой из которых присваивается  квалификация – бакалавр, дипломированный  специалист, магистр. Для получения  квалификации (степени) "бакалавр" срок освоения основных образовательных  программ составляет не менее четырех, "дипломированный специалист" – пяти, "магистр" – шести  лет. Высшее профессиональное образование  осуществляют высшие учебные заведения, основными видами которых являются университет, академия, институт. Различия между ними состоят в основном в масштабах деятельности. Университет в отличие от академии и института реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру направлений подготовки и наук. Университет и академия отличаются от института тем, что они являются ведущими научными и методическими центрами в области своей деятельности. Если университет осуществляет подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, то академия это делает применительно к определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Институт осуществляет подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности.

Послевузовское профессиональное образование дает возможность защищать в диссертационных советах диссертации  на соискание ученой степени кандидата  и доктора наук. Подготовка диссертации  может осуществляться через докторантуру, аспирантуру и соискательство, т. е. прикрепление к организации или  учреждению, имеющим аспирантуру или докторантуру.

Система дополнительного  профессионального образования  также включает образовательные  программы, государственные образовательные  стандарты, образовательные учреждения, органы управления дополнительным профессиональным образованием и подведомственные им учреждения и организации. В настоящее  время в этой системе отсутствует  один элемент – государственные  образовательные стандарты. С 1995 по 2002 год существовал государственный  стандарт дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих, который затем был отменен. Представляется целесообразным подготовить и принять  государственные образовательные  стандарты для различных категорий обучающихся в системе дополнительного профессионального образования. В этой связи следует возобновить на новой основе государственный образовательный стандарт для федеральных государственных служащих, распространить его или создать самостоятельные государственные образовательные стандарты для подготовки государственных служащих, работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных служащих, занятых в органах местного самоуправления. Необходимы государственные образовательные стандарты для подготовки управленческих кадров и специалистов для организаций народного хозяйства, военнослужащих, уволенных с военной службы, незанятого населения и безработных работников, высвобожденных из организаций и предприятий. Образовательные программы формируются в соответствии с видами дополнительного профессионального образования, Основными его видами являются: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка. Повышение квалификации предназначено для обновления знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения управленческих задач. Существуют такие основные виды повышения квалификации, как краткосрочное тематическое обучение в объеме до 72 учебных часов, краткосрочное повышение квалификации – от 72 до 100 и среднесрочное – от 100 до 500 часов.

В процессе профессиональной переподготовки происходит получение  дополнительных знаний, умений, навыков  по программам, которые предусматривают  изучение учебных дисциплин, разделов науки, техники, технологии, необходимых  для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Она осуществляется для  расширения квалификации в целях  адаптации к новым экономическим  и социальным условиям. Существуют программы профессиональной переподготовки двух типов. Программа профессиональной переподготовки объемом свыше пятисот  часов учебной нагрузки обеспечивает получение знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется также для получения дополнительной квалификации при нормативном сроке  обучения не менее тысячи часов трудоемкости.

Сроки непрерывного обучения при повышении квалификации составляют от двух до шести недель с полным или частичным отрывом от государственной  службы и от шести недель до шести  месяцев без отрыва от государственной  службы. При профессиональной переподготовке объемом свыше 500 часов, учебной нагрузке установлены следующие сроки  обучения – от трёх до шести месяцев  с отрывом от государственной  службы и от шести месяцев до одного года без отрыва от государственной  службы.

Стажировка проводится для  формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и  навыков, полученных при теоретической  подготовке. Она осуществляется для  изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организационных  навыков при выполнении новых  профессиональных обязанностей, по занимаемой или предлагаемой более высокой  должности. Стажировка может быть не только самостоятельным видом дополнительного  профессионального образования, но и разделом учебного плана при  повышении квалификации и профессиональной переподготовке.

Образовательные программы  определяют содержание дополнительного  профессионального образования. Они  включают учебный и учебно-методический планы, программы учебных дисциплин. В программах учебных дисциплин  раскрывается основное содержание изучаемых  тем, формулируются контрольные  задания, указываются методические рекомендации и пособия по изучению дисциплин, основная и дополнительная литература. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации включают аудиторные учебные занятия, самостоятельную работу, контроль и итоговую аттестацию. В образовательных программах предусмотрено входное профессиональное ориентационное тестирование, которое проводится для определения исходного уровня подготовки слушателей по выбранной программе обучения, а также их личных особенностей и склонностей.

Образовательные программы  содержат блоки учебных дисциплин: общие профессиональные, специальные  и вспомогательные дисциплины по выбору. Общие профессиональные дисциплины позволяют получить необходимые  теоретические знания по выбранному направлению, которые соответствуют  цели обучения. Специальные дисциплины дают возможность получить знания и  умения в постановке и решении  профессиональных задач, которые соответствуют  квалификационным требованиям должности  и цели обучения. Вспомогательные  дисциплины по выбору предназначены  для их выбора в соответствии с  интересами слушателей. Практика способствует получению навыков использования  полученных знаний.

В учебном процессе используются такие виды обучения, как лекции, семинарские и практические занятия, выездные занятия, стажировки, консультации, аттестационные, дипломные и итоговые работы. Формами текущего контроля являются зачеты и экзамены.

Освоение слушателями  образовательных программ подтверждается итоговой аттестацией, которая проводится государственной аттестационной или  квалификационной комиссией. Слушатели  программ профессиональной переподготовки защищают в государственной аттестационной комиссии аттестационные или дипломные  работы, слушатели среднесрочных  программ повышения квалификации защищают в государственной квалификационной комиссии итоговые работы. Тематика аттестационных, дипломных и итоговых работ слушателей, как правило, связана с их практической деятельностью, проведением ими  научных исследований в связи  с подготовкой магистерских, кандидатских и докторских диссертаций. Итоговая аттестация слушателей краткосрочных  программ повышения квалификации проводится без защиты работы в форме круглого стола, дискуссии, разбора ситуации и др.

Выпускникам выдаются документы  государственного образца. После освоения программы профессиональной переподготовки свыше 500 учебных часов выдается диплом о профессиональной переподготовке, который удостоверяет право на ведение  профессиональной деятельности в определенной сфере. Слушатели, обучающиеся по программам для получения дополнительной квалификации, получают дипломы о дополнительном к высшему профессиональном образовании. Диплом удостоверяет присвоение дополнительной квалификации. После окончания среднесрочной программы повышения квалификации выдается свидетельство, краткосрочной программы – удостоверение о повышении квалификации. Если стажировка проводится не менее 72 часов, то тогда стажеры получают документ государственного образца – удостоверение или свидетельство.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется в высших учебных заведениях – университетах, академиях, институтах и образовательных  учреждениях дополнительного профессионального  образования. К ним относятся  академии за исключением академий высшего  профессионального образования, отраслевые и межотраслевые, региональные институты  повышения квалификации, курсы, школы, центры повышения квалификации, учебные  центры службы занятости. Академия является ведущим научным и учебно-методическим центром дополнительного профессионального  образования преимущественно в  одной области знаний. Она осуществляет обучение кадров высшей квалификации, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования. Академия оказывает  консультационную, научно – методическую и информационно – аналитическую  помощь другим образовательным учреждениям  повышения квалификации. Специфика  института состоит в том, что  он удовлетворяет потребности отраслей, регионов, организаций, учреждений в  повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов. Он также  проводит научные исследования, оказывает  консультационную и методическую помощь. Курсы, школы, центры повышения квалификации, учебные центры службы занятости  проводят обучение специалистов, безработных, незанятого населения, высвобождаемых работников из организаций с целью  получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

Информация о работе Анализ возможностей адаптации зарубежного опыта профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в российских усло