Анализ возможностей адаптации зарубежного опыта профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в российских усло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 07:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в российском обществе происходят кардинальные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сфере. Под их воздействием изменятся система образования государственных и муниципальных служащих. В свою очередь, изменения в этой системе обучения приводят к изменениям их знаний, умений и навыков государственных и муниципальных служащих.
Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны иметь специальный уровень профессиональной подготовки т. к. профессиональная подготовка один из самых эффективных методов решения данной проблемы. Профессиональная подготовка позволяет освоить новые знаний, умения, навыки и проблемы обеспечения высокого качества обучения.

Содержание

Введение
1 Особенности профессиональной подготовки государственных и
муниципальных служащих в России
1.1 Правовые основы профессиональной подготовки государственных
и муниципальных служащих в Российской Федерации
1.2 Теоретические основы подготовки государственных и
муниципальных служащих
1.3 Система управление профессиональной подготовки государственных
и муниципальных служащих
2 Зарубежный опыт профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих
2.1 Концепции и формы профессиональной подготовки
государственных и муниципальных служащих за рубежом
2.2 Виды и методы профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих за рубежом
2.3 Система повышения квалификации и профессиональной
подготовки государственных и муниципальных служащих
за рубежом
3 Анализ возможностей адаптации зарубежного опыта
профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в российских условиях
3.1 Адаптация японского опыта профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих к российским условиям
3.2 Адаптация опыта подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих в Германии к российским условиям
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 110.64 Кб (Скачать файл)

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  рекомендуется ежегодно формировать  на основе выявляемой потребности заказ  на профессиональную переподготовку и  повышение квалификации региональных государственных и муниципальных  служащих. Предполагается его размещение на договорной основе в учебных учреждениях, подведомственных Российской академии государственной службы, а также  в других учебных заведениях, которые  реализуют программы обучения государственных  и муниципальных служащих.

 

 

 

 

 

2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕНЫХ  И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

В проводимой за рубежом  кадровой политике большое внимание уделяется методам отбора кадров как при приеме на государственную  службу, так и при выдвижении на государственные должности. В период феодализма в странах Европы существовала практика патронажа при назначении на государственные должности. Должности  покупались, продавались, передавались по наследству и т.п. В настоящий  период существует система профессионального  отбора на государственную службу и  конкретные должности. В этих целях  используются основные и смешанные  методы отбора. К основным относятся: конкурсный отбор, отбор «по выбору» и на основе экзамена на профессиональную пригодность.

Конкурсный отбор широко используется в работе с кадрами, особенно при подборе кандидатов на начальные должности. Конкурсы подразделяются на конкурсы документов и конкурсы на основе результатов испытаний. Конкурсы проводят независимые жюри, в этом проявляется их демократический  характер. Жюри проводит письменные и  устные экзамены по утвержденной программе, ставит оценки и закрывает список на поступление. Таким образом, составляется список кандидатов на должности, назначение на которые осуществляется в порядке  очередности. Отбор «по выбору»  представляет собой процедуру выбора из числа кандидатов на определенные категории должностей. При выборе могут учитываться образование, специальность, стаж работы, служебные  характеристики, демографические данные, итоги собеседования с кандидатом и др. Отбор на основе экзамена на профессиональную пригодность осуществляется руководством государственных учреждений на основе результатов экзамена по параметрам выполняемых должностных  функций. Применяется только к штатным  работникам, прослужившим определенный минимум лет (2-3 года).

Сущность смешанных методов  отбора на государственные должности  заключается в оценке кадров на основе сочетания политических, профессиональных и интеллектуальных качеств.

Вся система кадровой работы за рубежом направлена на повышение  качества подготовки государственных  служащих. Во многих странах создана  стройная система подготовки кадров для государственной службы. Примером в этом отношении может служить  Франция. Здесь система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров включает в себя ряд звеньев[22,449 – 450]:

– университетская подготовка. В университетах, юридических и  политических институтах готовятся  потенциальные служащие категории  «А». Они получают фундаментальную  теоретическую подготовку и затем  используются на руководящей работе в органах государственного управления, пройдя предварительно ряд ступенек служебной лестницы. 

– подготовка и переподготовка кадров специализированными институтами. К специализированным институтам относятся: Институт государственного управления, более известный как Национальная школа администраторов, или Национальная школа управления; Политехническая школа (институт) и инженерно-технические институты, находящиеся в ведении этой школы; региональные институты государственного управления (их пять); ведомственные административные институты. Вся эта система обеспечивает подготовку и повышение квалификации государственных служащих применительно к потребностям высших органов управления и конкретных ведомств, что делает ее исключительно важной и авторитетной не только у служащих, но и среди населения. Как отмечал профессор Сорбонского университета Жан Клод Тренинг, «каждый француз мечтает о том, чтобы его ребенок учился в Национальной школе управления или в Политехнической школе». 

– подготовка без отрыва от производства представляет собой традиционный вид ученичества, который каждый служащий не только за рубежом, но и у нас проходит в контакте с руководством и товарищами по работе. Формами такой подготовки выступают обмен опытом, изучение передовых приемов труда, совершенствование познаний и приобретение навыков непосредственно в ходе исполнения служебных обязанностей. Во Франции говорят: мэры учатся своему делу, занимаясь им. То же самое можно сказать о любом другом специалисте. 

– подготовка путем стажировки происходит в ходе практики на конкретной должности по определенной программе под руководством опытных специалистов. Целью такой формы обучения является подготовка стажера к выполнению своих будущих функций. Стажировка – неотъемлемый элемент вузовского образования. Но стажировку могут периодически проходить и государственные служащие, желающие приобрести новые знания и опыт работы. 

– непрерывная подготовка. Она складывается из упорной самостоятельной работы на службе и вне нее. Кроме того, этот метод подготовки может осуществляться в форме учебного отпуска. Такой отпуск оплачивается администрацией и может быть предоставлен по требованию работника государственного аппарата на срок, не превышающий в целом трех лет за весь Период его пребывания на службе. Выделенный отпуск используется для приобретения навыков управления персоналом, более фундаментального изучения теории менеджмента, политологии, права, новых управленческих технологий и других дисциплин.

Такова система отбора и подготовки высших государственных  служащих. Она практически ничем  не отличается от подготовки, переподготовки и повышения квалификации остальных  служащих. Специфика есть, пожалуй, только у муниципальных работников, переподготовка и повышение квалификации которых осуществляется местными органами на свои средства. Согласно статистическим данным, в западноевропейских странах ежегодно переподготовку проходит 10% кадров органов местного самоуправления.

Представляет интерес  содержательная сторона обучения в  зарубежных вузах: чему и как обучают  слушателей. Наглядное представление  об этом дает подготовка слушателей в  академиях управления ряда земель ФРГ, в частности Баден-Вюртемберга, Гамбурга и других центрах. В академию принимаются в возрасте до 35 лет по направлению министерств или ведомств, а также на основе личного заявления. Обязательным условием поступления в академию является прохождение ряда тестов. Конкурс в академию составляет примерно два человека на место. Обучение носит преимущественно практическую направленность. Об этом свидетельствует модель учебного процесса. «Она включает следующие циклы»:[2])

3 месяца – основной  курс в академии;

3 месяца – производственная  практика;

4 месяца – углубленный  курс в академии; 1 месяц – каникулы;

3 месяца – практика  за рубежом;

1 месяц – обмен опытом  и обобщение результатов учебной  и практической работы слушателя.

Практическая направленность обучения предопределяет и состав преподавателей. Представители науки составляют в нем меньшинство, хотя и незаменимое  при получении слушателями теоретических  знаний. Основную массу преподавателей составляют практические работники: министры, директора предприятий, руководители банков, менеджеры крупных концернов, мэры и др.

В зарубежных вузах осуществляется, как правило, универсальная подготовка слушателей, рассчитанная на специалистов широкого профиля. Каждый вуз определяет свой набор дисциплин, необходимых  для подготовки специалистов. В конце  обучения дается оценка результатов  работы каждого слушателя. Знания и  практические навыки слушателей могут  быть оценены как: выдающиеся, очень  хорошие, хорошие, успешные.

При повышении квалификации кадров набор дисциплин составляется, исходя из предполагаемого назначения служащих на определенную должность.

Так, на одном из очередных  учебных сборов в Федеральной  академии государственного управления ФРГ содержание обучения было ориентировано  на требования, предъявляемые к должности  начальника отдела министерства. Программа  обучения включала три раздела: управление и сотрудничество, руководство и  планирование, государственное управление в обществе. Целевая установка  обучения состояла в том, чтобы научить  слушателей «применять знания и способности, требующиеся для руководства и управления самостоятельными организационными единицами в сфере государственного управления». Реализация цели обучения позволили слушателям повысить квалификацию и подготовиться к деятельности на предназначенной должности.

Представляет интерес  и опыт тех стран, в которых  подготовка кадров государственных  служащих опирается, в основном, на существующую систему высшего образования. В Англии, например, диплом о высшем образовании по специальности «государственное управление» можно получить в  политехнических институтах и университетах.

Многие страны стремятся  комбинировать подготовку кадров для  государственной службы в специализированных учебных заведениях и вузах общего профиля. Так, в США разработано  свыше 190 программ по изучению государственного управления, из которых 14% приходится на специализированные вузы, 34% – на факультеты управления университетов, 31% – на политологические факультеты, остальные – на другие учебные заведения [22,326].

Как показывает опыт, система  подготовки кадров за рубежом поставлена достаточно эффективно. Она позволяет  готовить высококвалифицированные  кадры государственных служащих. Общее число прошедших подготовку и переподготовку кадров определяется реальными потребностями центральных, региональных и местных органов. Как правило, региональные академии готовят около 30 специалистов за цикл обучения, составляющий около 15 месяцев. В государственных специализированных вузах, как например, в Национальной школе управления, число выпускников  ежегодно составляет около полутысячи.

Правительства зарубежных стран, органы на местах сознают, что питомцы  высших учебных заведений – это  будущее государственной службы и государственного управления, и  все делают для того, чтобы подготовка кадров была поставлена образцово.

Таковы наиболее важные направления  работы с кадрами государственной  службы в зарубежных странах.

 

 

 

 

 

 

2.1 Концепции и  формы профессиональной подготовки  государственных и муниципальных  служащих за рубежом

 

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции  обучения квалифицированных кадров, сущность которых рассмотрим ниже.

Концепция специализированного  обучения ориентирована на сегодняшний  день или ближайшее будущее и  имеет отношение  соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

Концепция многопрофильного обучения является эффективной с  экономической точки зрения, так  как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность  работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет, возможность  выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.

Концепция обучения, ориентированного на личность, целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных  им в практической деятельности. Эта  концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и  обладающему талантом руководителя, педагога и т.п.

Таким образом, предметом  обучения являются: знания – теоретические, методические и практические, работнику  для выполнения своих обязанностей на рабочем умения – способность  выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем  месте; навыки – высокая  степень умения применять полученные знания навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведения) – форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения действительностью, выработка поведения, соответствующего, требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Формы обучения государственных  служащих  включает в себя:

а) Обучение с отрывом  от производства - предполагает обновление и пополнение знаний в области  менеджмента, заполнение пробелов имеющегося образовательного уровня кандидатов, обучение специальным дисциплинам, необходимым для эффективного управления.

Общая программа реализуется  методами как общегрупповой, так и индивидуальной подготовки и включает в себя:

1) получение второго высшего  или дополнительного высшего  образования;

2) участие в работе  проблемных семинаров, практикумов,  тренингов;

3) обучение на специализированных  курсах, в том числе с использованием  базы предприятия.

б) Внутрифирменное обучение – групповое обучение без отрыва от производства с использованием возможностей отдела по работе с персоналом и  научного потенциала работников предприятия.

Программа составляется с  учетом пробелов в знаниях и навыках  членов кадрового резерва, при активном участии главных специалистов предприятия.

В программе внутрифирменного обучения предусмотрены следующие  темы [22,65–66]:

1) изучение производственных, технических и экономических  вопросов;

2) управление системой  качества производства;

3) изучение основ организации  управления и российского законодательства;

4) привлечение к участию  в решении практических задач  в объеме планируемой должности.

в) Индивидуальное обучение – индивидуальная программа развития заключается в самостоятельном  приобретении знаний и навыков, необходимых  при исполнении должности, планируемой  к замещению кандидатом.

«Программа включает в  себя»:[3])

Информация о работе Анализ возможностей адаптации зарубежного опыта профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в российских усло