Анализ государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

За период с начала 2008 года по конец 2010 года государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличится на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится на 2 %, в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ государственного долга.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

      Глава 2. Анализ государственного долга России

      За  период   с начала 2008 года по  конец 2010 года  государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5  до 9,1 %.   Государственный внутренний долг  увеличится  на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6  до 6,4 %. Государственный внешний долг в  рублевом эквиваленте  увеличится  на 2 %,  в процентах к ВВП - снизится с 3,9  до 2,8 %.

      Верхний предел государственного внутреннего  долга  на начало 2008 года составил 1 409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей, или 3,4 %, превышает верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2009 года.

      Расходы на обслуживание государственного долга  в 2010 году по сравнению с ожидаемым  исполнением федерального бюджета в 2008 году увеличатся на 57,5 %. Доля процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2008  - 2010 годы составит 2,9  - 3 %.

      Расходы на обслуживание государственного внутреннего  долга увеличатся более чем в 2 раза в 2010 году по сравнению с ожидаемым объемом в 2008 году и составят  170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.

      По  экспертной оценке Счетной палаты, процентные платежи по кредитам, полученным от правительств иностранных государств,  могут быть ниже проектных показателей на 60 млн. долларов США.

      В 2008 - 2010 годах политика в области  государственного долга Российской Федерации (далее - государственный  долг)  в соответствии с Основными направлениями  долговой политики на 2009 - 2011 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 22 марта 2008 года (далее – долговая политика),  будет осуществляться с учетом новой концепции ненефтегазового баланса федерального бюджета.  Предусматривается, что возникающий в результате ненефтегазовый дефицит федерального бюджета  будет покрываться в том числе за счет увеличения государственных внутренних заимствований.

      Государственный долг в абсолютном размере за период   начало 2009 года -  конец 2011 года  увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5  до 9,1 %.   Государственный внутренний долг  увеличится  на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6  до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится  на 2%, в процентах к ВВП - снизится с 3,9  до 2,8 %.

      Законопроектом  не установлен общий объем государственного долга Российской Федерации (суммы внутреннего и внешнего долга) на соответствующий финансовый год, что не соответствует статье 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

      Счетная палата отмечает, что отличительной особенностью долговой политики на 2009 - 2011 годы является  рост государственного долга относительно ВВП, увеличение абсолютных объемов государственного внешнего долга.

      Динамика  государственного долга в 2009 - 2011 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.

 

       Таблица 2

      Динамика  государственного долга в 2009 - 2011 годах (на конец года) представлена в следующей таблице

  2007 г.        2008  г.

Ожид исполнения

2009 г.

проект

  1. г.
проект
Прирост

2010 г.  к  

  2007 г.,  %

Государственный долг Российской Федерации,   млрд. руб. 2617,6 2957,1 3440,3 4089,7 56,2
% к ВВП 8,5 8,4 8,7 9,1  
Государственный внутренний долг, млрд. руб. 1409,2 1824,7 2275,8 2856,8 102,7
% к ВВП 4,6 5,2 5,7 6,4  
Государственный внешний долг,

млрд. руб.

1208,4 1132,4 1164,5 1232,9 2,0
% к ВВП 3,9 3,2 2,9 2,8  
 

      В 2009 – 2011 годах объем государственного долга увеличится с 2 617,6 млрд. рублей (исполнение федерального бюджета в 2007 году) до 4 089,7 млрд. рублей к концу 2010 года, то есть увеличится  в 1,6 раза.

      Удельный  вес внутреннего долга в общем  объеме государственного долга возрастет  с 53,8 % на начало 2008 года до 69,9 % концу 2010 года.

      Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации (далее – внутренний долг) по состоянию на 1 января 2009 года установлен в законопроекте  в размере 1 824,7 млрд. рублей, или 5,2 %  ВВП, что выше на 461,4 млрд. рублей, или на 33,8 %,  показателя на 1 января 2008 года (1 363,3 млрд. рублей, или 4,4 %  ВВП).

      Счетная палата отмечает, что  в соответствии  с материалами, представленными  к  законопроекту,  верхний предел государственного внутреннего долга, определенный  на начало 2008 года (1 409,2 млрд. рублей),  на 45,9 млрд. рублей, или на 3,4 %, превышает аналогичный показатель, определенный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» (1 363,3 млрд. рублей). При этом соответствующих обоснований в материалах к законопроекту не представлено.

      Законопроектом  предусматривается увеличение в 2009 - 2011 годах верхнего предела государственного внутреннего долга, который на 1 января 2011 года составит 2 856,8 млрд. рублей, что в 2 раза превысит показатель, ожидаемый по исполнению  федерального бюджета 2008 года. Анализ структуры государственного внутреннего долга в период 2009 – 2011 годов показывает, что увеличится  доля государственных ценных бумаг. Динамика  и структура внутреннего долга приведена в следующей таблице.

      Таблица 2

      Динамика  и структура внутреннего долга  приведена в следующей таблице.

 
 
на 1.01.2008 г.  на 1.01.2009 г.

проект

на 1.01.2010 г.

проект

на 1.01.2011 г.

проект

  млрд. руб. струк -

тура 

%

млрд. руб. струк-тура % млрд. руб. струк-тура % млрд. руб. струк-

тура

%

Государственный внутренний долг,  

всего,

  в том числе:

 
 
1363,3
 
 
100
 
 
1824,7
 
 
100
 
 
2275,8  
 
 
100
 
 
2856,8
 
 
100
Государственные ценные бумаги Рос -сийской Федерации  1244,7  91,3 1681,3 92,1 2079,8 91,4 2618,2 91,7
Государственные гарантии 113,6 8,3 137,8 7,6 190,1 8,3 232,5 8,1
Прочая  задолженность 5,0          0,4 5,6 0,3 5,9 0,3 6,1 0,2

          

      Объем внутреннего долга, выраженный в  государственных ценных бумагах, на начало 2009 года по данным, приведенным в Основных направлениях долговой политики на 2009 - 2011 годы, составит 1 310,6 млрд. рублей, в 2009 - 2011 годах увеличится в 2 раза и к концу 2010 года составит 2 618,2 млрд. рублей (или 91,7 % внутреннего долга).

      Более чем в 2 раза увеличатся расходы на обслуживание внутреннего долга в 2011 году по сравнению с ожидаемой оценкой 2008 года и составят  170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2011 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации. Динамика государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах (более 90 % общего объема внутреннего долга), и расходов на обслуживание государственного внутреннего долга представлена на диаграмме.

        
 
 
 
 

        
 

      Рис.1 Динамика государственного внутреннего долга

      Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешний долг) по состоянию на 1 января 2009 года предусматривается статьей 1 законопроекта в размере 43,3 млрд. долларов США, или   32,1 млрд. евро, что на 7,3 % меньше утвержденного показателя на 1 января 2008 года (46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро). В период 2009 - 2011 годов предусматривается увеличение  верхнего предела внешнего долга,  динамика  которого представлена на следующей диаграмме.  
 
 

      

      Рис.2.

      Абсолютный  размер внешнего долга в  рублевом эквиваленте  будет иметь тенденцию к росту и составит  к концу 2008 года – 1 132,4 млрд. рублей, или 3,2 % ВВП, к концу 2009 года – 1 164,5 млрд. рублей (прирост к 2008 году – 2,8 %), или  2,9 % ВВП,  к концу 2010 года – 1 232,9 млрд. рублей (прирост к 2009 году – 5,9 %), или 2,8 % ВВП. Динамика объемов и структуры внешнего долга приведена в следующей  таблице.

 

       Таблица 3

      Динамика  объемов и структуры внешнего долга 

  на 1.01.2008  г .    на 1.01.2009  г . закон на 1.01.2010  г.  проект на 1.01.2011 г.  проект
  млрд. долл. США струк-

тура 

%

млрд. долл. США струк-

тура 

%

млрд. долл. США струк-

тура 

%

млрд. долл. США струк-

тура 

%

Государственный внешний долг, всего  46,7                 100 43,3                100 43,9                                   100 45,0  100
Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов  международного права,  иностранных юриди- ческих лиц 11,0 23,6 10,3                23,8 9,1              20,7 7,9             17,6
Государственные ценные бумаги РФ,  номинированные в  иностранной валюте 32,8                70,2 29,5                68,1 28,0                     63,8 26,7           59,3
Государственные гарантии в иностранной валюте 2,9                 6,2 3,5               8,1 6,8                 15,5 10,4          23,1

      В структуре внешнего долга уменьшится доля  государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается  доля государственных гарантий.

      Тенденция увеличения абсолютных размеров государственного внешнего долга не соответствует Основным направлениям долговой политики на 2009 – 2011 годы, одобренным Правительством Российской Федерации 22 марта 2007 года.

      Расходы на обслуживание государственного долга (процентные расходы) на период 2009 – 2011 годы (на три года) предусмотрены в сумме 647,6 млрд. рублей, в том числе на 2008 год – 187,9 млрд. рублей (0,5 %   ВВП),  2010 год – 212,6 млрд. рублей (0,5 %  ВВП), 2011 год – 247,1 млрд. рублей (0,6 %  ВВП).

      Увеличение  расходов на обслуживание государственного долга в 2011 году  по сравнению с ожидаемой оценкой  исполнения 2008 года составит 57,5 %. Доля процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2009 - 2011 годах   составит 2,9 - 3 %  (в 2008 году – 2,9 %). Динамика расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации представлена на  следующей диаграмме.

                  

      Рис.3. 
 
 
 

      Расходы федерального бюджета на обслуживание  внутреннего долга определены на 2009 - 2011 годы в сумме 411,6 млрд. рублей, в том числе на 2009 год – 106,5 млрд. рублей (0,3 %  ВВП), 2010 год – 134,2 млрд. рублей (0,3 % ВВП), 2011 год – 170,9  млрд. рублей (0,4 %  ВВП). Таким образом,  прогнозируется увеличение указанных расходов как в номинальном выражении – на 122 % в 2010 году по сравнению с ожидаемой оценкой 2008 года, так и относительно ВВП – на  0,1 процентного пункта.

      В 2009 году  расходы на обслуживание внутреннего долга проектируются в объеме  106,5 млрд. рублей, или 56,7 % процентных выплат по  государственному долгу, что на 7,7 процентного пункта больше, чем предусмотрено на  2008 год (49 %). Более 90 %   указанных расходов предусмотрено на  процентные платежи по  государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в российской валюте.

      Счетная палата  не может подтвердить обоснованность расходов на обслуживание внутренних долговых обязательств в связи с  непредставлением соответствующих расчетов.

      В соответствии с бюджетными проектировками расходы федерального бюджета на обслуживание внешнего долга на 2009 – 2011 годы предусмотрены в сумме 236,0  млрд. рублей, в том числе на 2009 год – 81,4 млрд. рублей, на 2010 год – 78,4 млрд. рублей, на 2011 год – 76,2 млрд. рублей. Прогнозируется снижение  указанных расходов в 2011 году  по сравнению с ожидаемой оценкой  исполнения 2008 года  на 4,8 %.

Информация о работе Анализ государственного долга