Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 482.26 Кб (Скачать файл)

– Был в Италии и М.И. Глинка. Он с живым интересом впитывал впечатления, связанные с музыкой, природой, бытом этого народа, записывал народные мелодии, а иногда и сочинял в духе народных мелодий. (Мы уже знаем его произведение, “выросшее” из испанского народного танца, написанное после путешествия по Испании). /Вспомнить “Арагонскую хоту”/

– Сейчас прозвучит одно из самых красивых его “итальянских” сочинений-романс для голоса с фортепиано “Венецианская ночь”.

Венеция-самый уникальный, удивительный город мира. Исторический центр его расположен в 4 км от материка, с которым он соединен длинным мостом. Улицами в Венеции служат 150 каналов. Большой канал, длина которого 3,8 км, а ширина 30-70 м, делит весь город на две части: исторический центр и промышленно-торговую часть, а в него, как реки, впадают каналы поменьше. Общее число переброшенных через них мостов-около 400. До середины XIX века единственным видом транспорта были гондолы- лодки с грациозно изогнутыми носами и длинным веслом на корме. /Показ репродукций с изображением видов Венеции/.

Среди лодочников-гондольеров много хороших певцов и поют они прекрасные песни. В духе таких песен Глинка и написал свою “Венецианскую ночь”.

Слушание романса “Венецианская ночь”

– Какой характер у этого произведения? /Мягкий, спокойный, плавный, лиричный и т.д./

– Какой голос исполняет романс? /Тенор-высокий мужской голос/

– Какие средства музыкальной выразительности придают музыке такой характер? /Размеренный ритм, повторяющееся однообразное сопровождение. Изобразительный момент: как будто слышится легкое покачивание волн, легкое звучание тенора/

Все эти средства характерны для баркаролы, что означает “песнь на воде”

– Мы послушали романс в исполнении певца из Прибалтики – В. Норейка. Это еще раз подтверждает мысль о том, что очень глубока связь между музыкой разных народов: русский композитор сочинил мелодию в духе итальянской, а исполнил ее певец из Прибалтики.

– Вы знаете, что в нашем Лицее, уже много лет существует сводный хор учителей и учащихся и в его репертуаре есть романс “Венецианская ночь”.

– Давайте посмотрим и послушаем /Просмотр записи/

– Чем отличается исполнение от исполнения хора? /Многоголосием/

IV. Обобщение

– В какую страну мира мы сегодня совершили музыкальное путешествие? /В Италию/

– Какой вывод мы можем сделать и как обозначим тему урока?/Между музыкой народа Италии и музыкой русского народа нет непереходимых границ”

– А как называется тема четверти? /“Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ”/

– Музыкальное путешествие в другие страны мира мы с вами продолжим на следующих уроках, а сегодняшнее путешествие, давайте завершим исполнением итальянской народной песни “Санта-Лючия” /Исполнение с солистами и хором/

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №9

Ход Урока

 

  1. Организационный момент.

Учитель:  Долгожданный дан звонок

                    Начинается урок!

Учитель:  Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна и сегодня урок музыки, проведу у вас я.

       Сегодня  у нас не обычный урок, сегодня  мы отправимся в необычное  путешествие «В мир сказочных  мелодий русских композиторов» (КАРТА), где нас ждут небольшие приключения с интересными героями.

        Вы  готовы? (да)

  1. Актуализация знаний.

Учитель:  Какие молодцы! И так давайте же скорее сядем правильно, ведь отправимся мы в волшебный мир на волшебном самолете Вилли. (Самолет Вилли)

Садимся правильно, ведь в эту волшебную страну можно попасть именно так! А еще Вилли хочет вам открыть маленький секрет: За активную работу в нашем путешествии, вы получаете жетоны, которые в конце нашего путешествия мы сравним и узнаем, кто же из ребят самый активный юный помощник! И так, закрываем глазки и отправляемся в путь! (Звук самолета)

Учитель:  Пролетая прекрасные поля, леса и океаны мы оказываемся на небольшом островке, где нас уже ждет один сказочный герой- это мудрый волшебник Гудвин. (картинка Гудвина) 

(рассказать  кто такой гудвин, из сказки волшебник изумрудного города)?????

Учитель:  Вот беда! Гудвину нужна помощь, его заколдовала злая ведьма! Ребята, он просит вас помочь ему, а мы ведь поможем? Не оставим в беде обманутого волшебника? (да)

Какие вы молодцы! Для того чтобы снять волшебные цепи, нам нужно ответить на несколько вопросов. Слушайте их внимательно!

Учитель:   (На каждую отгадку картинка)

Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет? (Композитор)

Ребята это Анатолий Консткнтинович Лядов русский композитор.

 

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня)

 

Если вместе все поют,

Это... назовут. (хором)

 

Семь сестренок очень дружных,

Каждой песне очень нужных.

Музыку не сочинишь,

Если их не пригласишь. (Ноты)

Это специальные знаки с помощью которых записывают музыку

 

Учитель:   Вот какие молодцы! Ребята, а как называют эти короткие стишки, в которых есть вопрос? ( загадка)

Конечно! Молодцы! Давайте вспомним что такое: песня, хор, ноты и композитор.

Учитель:   Ответив на несколько загадок, мы помогли мудрому волшебнику, попавшему в беду. Но вот проблема, Гудвин не помнит, кто же эта злая ведьма, но за то, что мы помогли ему, он дает нам подсказку, которая поможет нам найти злую ведьму. (конверт с пазлами)

А сейчас нам пора отправляться в путь, ведь впереди нас ждут приключения. Сядем правильно и закроем глазки. ( звук самолета)

Пролетев над океаном, с ветром быстрым наравне, попадаем мы к причалу, где нас ждут уже давно.

Причал- это берег, где останавливаются корабли.

Учитель:   На берегу нас ждет царевна-лягушка, которую обидела злая ведьма! Давайте же скорее узнаем, что случилось! (картинка с лягушкой)

А случилось вот, что ребята. Царевна-лягушка была маленькой девочкой принцессой, она играла на берегу, а злая колдунья снова решила сделать свои плохие дела и заколдовала девочку, превратив ее в лягушку. Беда! Срочно нужно спасать принцессу!

Учитель:   На этот раз колдунья придумала задание посложней. Нам нужно рассказать и показать потешку.

А что такое потешки? (  — короткие стишки (реже песенки), предназнач. для развлечения детей младенч. возраста и сопровождающ. элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания П. их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук)

Учитель:   Давайте проговорим слова:  (слова)

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила!

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

«Ты воды не носил,

Ты дров не рубил,

Ты печь не топил,

Ты чашки не мыл!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!»

 

Учитель:   Вот какие молодцы! За то, что мы помогли принцессе, она дает нам вторую подсказку, которая поможет нам узнать, где же прячется колдунья. (конверт с заданием)

Пора нам отправляться дальше.

Как мы сидим в полете?( правильно, руки на парте, спинка прямая)

Правильно, закроем глазки и скорее летим дальше! (звук самолета)

Учитель:   Пролетая через лесную полянку Вилли ,заметил маленькую белку, которая горько плакала сидя на пеньке. Нужно помочь! Хитрая колдунья спрятала её друзей и для того чтобы найти их нам нужно исполнить прибаутку. (картинка белки)

Учитель:   Ребята, а вы помните, что такое прибаутка? ( — это коротенькие смешные рассказы для детей. Они напоминают сказки в стихах.)

(прибаутка  как физминутка)??

 

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет

Шишка вдруг упала - прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою - топ!

 

Учитель:   Какие вы молодцы! Помогли маленькой белочке найти своих друзей! За вашу доброту она приготовили вам последнюю подсказку, где и как можно найти злую ведьму. ( конверт с заданием)

  1. Изучение нового материала.

Учитель:   И так, у нас есть все три подсказки для того чтобы найти злую колдунью. Давайте вместе с вами попробуем разобраться.

(Три конверта  раздаются на три ряда, дети  должны собрать пазл, собрать предложение- подсказку, и как должны справиться с ведьмой).

Учитель:   На каждом ряду лежит по конверту, в этом конверте дано задание. Ребята, вы все вместе должны его выполнить. Но есть одно важное условие: никто не должен шуметь и самое главное, задания должны выполняться дружно!

И так, давайте посмотрим, что же мы узнали? ( чтобы найти ведьму мы должны отправится к большой горе, чтобы наши силы были сильней, мы должны воспользоваться помощью гнома и позвать батыра на помощь)

 Учитель:   Где найти ведьму мы знаем и как победить ее тоже, но нам нужна помощь гнома. Давайте скорее отправимся к гному, пока злая колдунья не наделала еще каких-нибудь плохих дел!

Учитель:   Вилли с большой радостью отвезет нас туда! Так давайте же скорее сядем правильно и закроем глазки. ( звук самолета)

Вот мы с вами в старом лесу. Смотрите внимательно, где же гном? (картинка, где нужно найти домик с гномом)

Гнома зовут Весельчак.  ( картинка гнома)

Он очень добрый, но с удовольствием нам поможет если мы споем ему песню о гномиках. Ребята вы знаете какие-нибудь песни о гномах? ( нет/да)

Учитель:   К счастью, Вилли знает такую песню! Она называется «Пестрый колпачок». Давайте послушаем эту песню, о чем она?

1.Слушанье песни.

2.Беседа: - О чем эта песня?

- Определите характер  и настроение песни.

-Вам понравилась эта  песня?

3.Разучивание:

-Сначала выучим слова  первого куплета:

(проговаривать слова  в ритм песни;сначала учим слова по фразам, а потом по строчкам)

4.Пробуем  спеть под музыку:

1.Раз сидел веселый  гном на пеньке под елкой

   И латал свой  колпачок хвойною иголкой

  Ти - ла – ла, да ти – ла – ла на пеньке под елкой

Информация о работе Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах