Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 482.26 Кб (Скачать файл)

Методика «Несуществующее животное»

Выделяют 3 основных способа изображения (не считая «нулевого» уровня, когда рисуется реальное животное).

  1. Новое существо собирается из деталей реальных животных.

Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче.

  1. По образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного (хотя оно может отдалённо напоминать дракона, слонопотама или что-то еще). Этот тип изображения характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче.
  2. При собственно творческом складе воображения создаётся абсолютно оригинальное существо.

Такой способ изображения- и рациональный, и художественный, если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности, хвост, крылья…

Поэтому-то оно всегда более или менее похоже на что-то существующее.

Для каждого способа изображения выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа изображения существенна степень отклонения от реального образца. (Если скомбинированы элементы пяти животных, это, естественно, более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом). Для определения уровня художественного способа изображения выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что-то напоминает, и чем больше оно похоже на что-то существующее (в природе или в культуре) тем ниже уровень исполнения.

Уровень собственного творческого способа изображения определяет степень естественности. Если изображение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможностях творчества, а о стремлении произвести впечатление.

Подчеркнутая человекообразность или роботообразность фигуры не существующего животного рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности в общении. У подростков это явление почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена.

Описание жизни образа несуществующего животного дает дополнительную информацию об интеллектуальном развитии ребенка. Так, все названные органы должны для чего-то служить. Разумеется, если орган особенно значим, то о сверхнагрузочной сфере ребёнок, скорее всего, умолит. Но такое нарочитое умолчание, уход от описания того, что явно изображено – показатель очень выразительной и, разумеется, не свидетельствующей о каких либо нарушений логики. Так, если о нарисованных рогах ничего не сказано, то ребенок, скорее всего, боится агрессии.

Ориентированность ребенка в реальности проявляется в том, хватает ли у изобретенного им существа всего, что необходимо для жизни; не забывает ли ребенок в рассказе об образе жизни животного о самых главных жизненных функциях, прежде всего – о питании ( о дыхании младшие школьники задумываются редко, о размножении тоже не обязаны заботится).

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Методика тест Г. Дэвиса

Тест-опросник Г. Дэвиса

  1. Я думаю, что я аккуратен (тна).
  2. Мне интересно знать, что делается в других классах школы.
  3. Я любил (ла) посещать новые места вместе с родителями, а не один (одна).
  4. Я люблю быть лучше всех в чем-либо.
  5. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то ещё.
  6. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
  8. В детстве я не был (а) заводилой среди сверстников.
  9. Я иногда поступаю по-детски.
  10. Когда я хочу что-либо сделать, то ничего не может меня остановить.
  11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один (одна).
  12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошо.
  13. Если даже я уверен (а), что прав (а), стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
  14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
  15. Я часто скучаю.
  16. Я достигну известности, когда вырасту.
  17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
  18. Я предпочитаю знакомые игры новым.
  19. Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
  20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
  21. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.

Ключ к опроснику:

Креативность в случае ответов (+) по вопросам: 2,4,6,7,8,9,10,12,16,17,19

и в случае ответов (-) по вопросам: 1,3,5,11,13,14,15,18,20,21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Если сумма соответствующих ключу ответов равна 15, то можно предположить наличие творческого воображения, способностей у отвечающих. Нужно помнить, что это еще не реализованные, «дремлющие» способности.

Смысл ответов:

  1. Отношение к беспорядку;
  2. Интерес к окружающему;
  3. Готовность к риску, к неожиданному;
  4. Желание выделиться;
  5. Альтруизм или эгоизм;
  6. Недовольство собой ( самооценка);
  7. Наличие любознательности;
  8. Общительность;
  9. Самостоятельность;
  10. Инициатива, сила воли;
  11. Индивидуализм или коллективизм ( интроверт или экстраверт);
  12. Самооценка;
  13. Независимость (или зависимость) увлечений;
  14. Боязнь ошибки;
  15. Наличие (или отсутствие) увлечений;
  16. Жизненная установка;
  17. Чувство красоты;
  18. Стремление к новизне;
  19. Рефлексия, способность к анализу;
  20. Азартность или осмотрительность;
  21. Исследовательская активность.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Методика «Вербальная фантазия»

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

  1. Скорость процессов воображения;
  2. Необычность, оригинальность образов;
  3. Богатство фантазии;
  4. Глубина и проработанность (детализированность) образов;
  5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.

1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.

  1. балла рассказ получает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течении 1 минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов.

Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения ребенок получает оценку 1 балл.

Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течении первых 30 секунд отведенного времени, или если в течении 1 минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивается следующим образом.

 Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. И, наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Если образы, использованные ребенком в его рассказе, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается повысшему баллу — 2.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное 0.

Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования.

По ходу рассказа ребенка в нужной графе этой таблицы крестиком отмечаются оценки фантазии ребенка в баллах.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Методика «скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

Информация о работе Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах