Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 482.26 Кб (Скачать файл)

Ему толкуют все врачи:

«Куда такой годится маленький?

Ну разве только в трубачи!»

 Что ему? Всё  нипочём:

«Ну трубачом, так трубачом!»

2. Как хорошо, не надо  кланяться,

Свистят все пули над тобой.

Везде пройдёт, но не расстанется

С своей начищенной трубой.

А почему, да потому,

Что так положено ему.

3. Вот как-то раз в  дожди осенние,

В чужой степи, в чужом краю

Полк оказался  в окружении

И командир погиб в бою.

Ну как же быть, ну как же быть?

«Ну что, трубач? Тебе трубить!»

4. И встал трубач, в  дыму и пламени,

К губам трубу свою прижал,

И за трубой весь полк израненный

Запел «Интернационал».

И полк пошел за трубачом,

Обыкновенным трубачом!

5. Солдат, солдат, нам не  положено…

И верно, что тут – плачь, не плачь.

В чужой степи в траве не скошенной

Остался маленький трубач.

А он, ведь он, всё дело в чем,

Был настоящим трубачом!

Итог урока

10 слайд

Учитель:

- Итак, ребята, ответьте мне  на самый главный вопрос, который  я задавала вам в начале  урока. Можем ли мы увидеть  музыку? /дети отвечают, «да»/

Рефлексия

Учитель:

- С какими художественным  и музыкальными произведениями  мы сегодня познакомились? /дети  отвечают – картина В.М. Васнецова  «Богатыри» и симфония            № 2 А.П. Бородина, песня С.Никитина «Маленький трубач».

-  Что мы с вами  делали в процессе знакомства  с данными произведениями? /дети  отвечают: слушали музыку, разучивали  куплет, анализировали картину, воображали  музыкальный образ /

- Какие средства выразительности  мы использовали для создания  музыкального образа?

11 слайд

Домашнее задание (дифференцированное)

1. Повторить слова первого  куплета песни. Оставшиеся куплеты  проработать по ритму.

2.  Нарисовать маленького  трубача – по желанию.

Звенит звонок.

12 слайд

Учитель:

- Большое спасибо ребята, за работу на уроке. Вы все  сегодня отлично потрудились. Я  довольна вами. Уходя из класса, оставьте на этом рояле нотки. Если урок вам понравился, вам  было интересно, прикрепите нотку  к белому роялю, если вам было  скучно и не интересно, к черному.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Тема «Русские сезоны» в Париже»

Цели:

1. Образовательная: познакомить обучающихся с либретто А. Бенуа, с фрагментами «Русская» и «У Петрушки» из балета «Петрушка» И. Стравинского, с русской народной песней «Блины», со средствами музыкальной выразительности, продолжить формирование умения слушать и петь в хоре, играть на шумовых музыкальных инструментах. Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности. Продолжить формирование умения сравнивать музыкальные произведения с литературными. Побудить обучающихся к самостоятельному поиску звуковых образов.

2. Развивающая: развитие наглядно – образного мышления школьников, познавательной активности в процессе сравнения литературных и музыкальных образов, умения сравнивать, творческого воображения, внутреннего зрения, внутреннего слуха, вокально – хоровых навыков, навыков игры на шумовых музыкальных инструментах. Продолжить развитие интереса к музыке.

3. Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости, любви к Родине, народным традициям.

Оборудование: конспект урока, презентация к уроку, мультимедийный проектор и экран, компьютер,  самоанализ, фонограмма Масленицы, фортепиано, синтезатор, либретто к балету Петрушка (у каждого на парте), словарь эстетических эмоций (у каждого на парте), музыкальная палитра (у каждого на парте), аудиозапись с фрагментами «Русская» и «У Петрушки» из балета «Петрушка» И. Стравинского, текст песни «Блины» (у каждого на парте), шумовые музыкальные инструменты – бубен, трещотку, ложки и мельница, два рояля (белый и черный на ватмане) и ноты (для рефлексии), магниты, указка, мел, бейджик, передвижная доска на колесиках, маркер к ней, на ватмане словарь эстетических эмоций, удлинитель.

Перед уроком учитель открывает презентацию с первым слайдом на котором отображена тема занятия.

Звучит музыка: хор «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка» Н. Римского – Корсакова.

Организационный момент. Актуализация знаний.

Учитель приветствует детей (музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята…», «Здравствуйте, учитель…»). Представляется.

Учитель: Тема нашего урока «Русские сезоны» в Париже. Сегодня на уроке мы познакомимся с литературными и музыкальными произведениями, а именно – с либретто А.Бенуа к балету И. Стравинского «Петрушка» и с фрагментами «Русская» и «У Петрушки» из балета И. Стравинского.

- Как Вы думаете, можно  ли, представить музыкальный образ  какого-то героя, познакомившись  с его литературным описанием? /ответы детей – да, нет/

- Я вам докажу, что можем.

Изучение новой темы.

Русские сезоны – это гастроли русской оперы и балета, начиная с 1908 года.  Среди великих создателей «Сезонов» - композиторы Н. Римский – Корсаков, С. Рахманинов, И. Стравинский; художники – А. Бенуа, Н. Рерих, А. Головин.

Одним из ярких событий «Русских сезонов» стал балет «Петрушка»                            И. Стравинского. Премьера спектакля состоялась 13.06.1911 в Париже в театре «Шатле» во время «Русских сезонов».

Действие балета происходит во время Масленицы. С Масленицей связывают народные гуляния, ярмарки, балаганы и пляски.

И. Стравинский в своем музыкальном произведении не случайно использует образ Петрушки. Именно он во многом  раскрывает характер русского человека. С одной стороны, самый настоящий клоун, шут, веселящий народ, с другой – страдающая душа, способная на глубокие переживания.

Замысел И. Стравинского раскрыть характер русского человека воплотил А.Бенуа, написав либретто, которое и было положено в основу балета.

Либретто – это краткое литературное изложение оперы или балета.

В качестве домашнего задания, Вам было предложено прочесть либретто к балету «Петрушка».

Либретто

Гулянье на масленице в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Здесь пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все же начинают представление. Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем. Два гренадера эпохи Николая 1 отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник – чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте. Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посредине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим, а Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой. Гаснет свет. Падает занавес. Появляются гренадеры – звучит барабанная дробь.

Комната Петрушки, серая, неприглядная. В ней одиноко, как в тюремной камере. Раздается пронзительный вопль. Нога Фокусника вталкивает Петрушку в дверь. Он падает на пол – жалкий, несчастный. Петрушка плачет. Чародей груб и жесток с ним, а Балерина, которую он любит, увлечена Арапом. Неожиданно появляется Балерина. Петрушка счастлив! Он кружится от избытка счастья. О радость, она наконец пришла! Но Балерина не намерена задерживаться в комнате Петрушки. Она не понимает его радости, испуганно пятится к двери и уходит.

Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он бросается к портрету безжалостного хозяина – Фокусника, грозит ему. Что делать? Выхода нет. В исступлении Петрушка пробивает стенку своей комнаты. Вдалеке слышны звуки гармошки. Там жизнь и веселье!

Темнота. Снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.

Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый Арап, лежа на оттоманке, развлекается большим кокосовым орехом. Ему нравиться, что в орехе что-то шумит, и он пытается расколоть его своей саблей. Это ему не удается, тогда он начинает молиться. В орехе сверхъестественная сила – божество для тупого Арапа.

Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Она наигрывает веселую мелодию на корнете. Арап не доволен ее появлением и не скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается, и с пронзительным криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку из комнаты. Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятья. Дробь барабанов и гренадеров.

Снова масленичное гулянье. Вечереет. В медленном, как бы скользящем танце проходит вереница кормилиц, их сменяет поводырь медведя, потом пьяный купчик с двумя молодыми цыганками. Купчик сорит деньгами. Пляшут, чтобы согреться, кучера и конюхи. Вбегают ряженные.

Пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю. Наконец, выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает Петрушку. Зовут будочника. Но появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь смерть куклы, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка, который грозит кулаками своим мучителям. 

Учитель: Ребята, ответьте мне на вопросы:

- Кто основные герои  произведения? /Ответы детей - Петрушка, Арап и Балерина/

Учитель показывает на слайдах эскизы костюмов к балету главных героев художника А. Бенуа.

- Каков жанр произведения? Это комедия или трагедия? /Ответы  детей - трагедия/

- Почему это трагедия? /Ответы детей – Петрушка страдает  от неразделенной любви и в  конце он умирает от руки  Арапа/

- Кем представлен Петрушка  в либретто? Кто он?  /ответы  детей – скоморох, шут, клоун/

- Через какой праздник  Бенуа раскрывает веселый, озорной  характер Петрушки? /ответы детей  – через Масленицу/.

- А какие чувства испытывает  Петрушка в трагедии? /ответы детей  – страдает, переживает, ревнует /

Учитель подводит итог: Значит, он способен на глубокие переживания, как и любой русский человек.

Учитель: А теперь на основе литературного и художественного образа, давайте представим музыкальный образ Петрушки. Какая будет музыка, раскрывающая двойственный характер этого героя?

Учитель просит обучающихся рассмотреть словарь эстетических эмоций, который лежит у каждого ребенка на парте.

Учитель: На ваших столах лежит словарь эстетических эмоций. Выберите пожалуйста те слова, которые подходят по характеру воображаемой музыке о Петрушке.

Словарь эстетических эмоций

Раздел словаря

Слова, отражающие эстетические эмоции

Радостно

Задорно, блестяще, ослепительно, празднично

Шутливо

Шутовски, затейливо, пикантно, каверзно

Взволнованно

Лихорадочно, трепеща, с отчаянием, тревожно

Тяжело

Угловато, неуклюже, грузно, мощно


 

 

Учитель просит обучающихся рассмотреть средства музыкальной выразительности, которые лежат у каждого ребенка на парте.

Учитель: На ваших столах находится таблица со средствами музыкальной выразительности.

Музыкальная палитра

Информация о работе Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах