Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Среди части педагогов распространено убеждение в том, что не всем учащимся «дано» научиться писать диктанты. У таких педагогов, хотя они вели класс на протяжении многих лет, имеется четкое разделение учащихся на пишущих и не пишущих диктанты. Педагог, допускающий у учащихся врожденную неспособность к музыкальному диктанту, просто не вник в существо этого важнейшего вида занятий по воспитанию музыкальных способностей и понимает музыкальный диктант, как самоцель - диктант ради диктанта. Но не умеют писать диктанты не те учащиеся, которые не способны к нему, а лишь те, которых еще следует научить писать диктанты.

Содержание

Введение стр. 3-7
I. Музыкальный диктант, как раздел урока сольфеджио
1.1. Специфические черты одноголосного музыкального диктанта, как раздела урока сольфеджио, его цели и задачи стр. 8-9
1.2. Психологические основания музыкального диктанта стр. 10-15
1.3. Работа над одноголосным музыкальным диктантом в музыкально-исторической практике стр. 15-19
1.4. Сборники музыкальных диктантов: типология, специфика, методическая направленность стр. 20-29
II. Техника записи музыкального диктанта
2.1. Запись музыкального диктанта: задачи и их решение стр. 30-33
2.2. Выработка структурного мышления и общие вопросы техники
записи музыкального диктанта стр. 33-38
2.3. Подготовительная работа с диктантом стр. 38-42
2.4. Формы диктанта стр. 42-47
2.5. Виды работы с написанным диктантом стр. 47-48
2.6. Освоение различных средств музыкальной выразительности в
процессе работы над одноголосным диктантом стр. 49-55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.56-58

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ОмГУ Музыкальный диктант.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

     В данной  работе мы не рассматривали  двухголосный диктант. Он изучается в курсе сольфеджио в рамках ДМШ и решает те же проблемы, что и одноголосный музыкальный диктант, но имеет свои специфические особенности. При записи  двухголосного диктанта необходимо уметь слушать каждую мелодическую линию и гармоническое движение голосов.

     Суммируя  все вышеизложенное, следует сделать  вывод, что в системе занятий  по развитию слуха, музыкальный диктант является очень важной суммирующей и практически полезной формой работы, а его направленность на развитие разных сторон музыкального слуха и мышления способствует возникновению множества методических разработок. Подытоживая картину современного состояния учебной деятельности по освоению одноголосного диктанта, при всем разнообразии его форм, можно определить ее границы: от предельной точности до проявления творческого начала (интерпретация, досочинение и т.д.).

Изменения в художественной, композиторской практике влекут за собой  необходимость корректировки  слушательского восприятия. И в этом тоже причина  постоянно изменяющейся картины учебной деятельности, направленной на освоение такого основополагающего раздела урока сольфеджио как музыкальный одноголосный диктант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Список использованной литературы

 

    1. Аберт Г., В.А. Моцарт ч.1 кн.1,2. М., 1978.
      1. Алексеев Б.К., Блюм Д.А. Систематический курс музыкального                            диктанта. М., 1991.
    1. Аронова Е.И. Графические образы музыки. Н., 2001.
    2. Асафьев Б.В. Речевая интонация. Л., 1965.
    3. Асафьев Б.В.,  М.И. Глинка. Л., 1978 .
    4. Асафьев Б.В Музыкальная форма как процесс.  кн. 1,2 Л., 1971.
      1. Барабошкина А.А. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ.        Л., 1963.
      1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2 –ое изд. Л., 1979.
      2. Блюм Д. Роль диктанта в развитии профессионального музыкального слуха. // Воспитание музыкального слуха. М., 1977.
      3. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания   сольфеджио в ДМШ. М., 1978.
      4. Гарбузов Н.А. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956.
      5. Гарбузов Н.А. Внутренний интонационный слух и методы его развития. М.-Л., 1951.
      6. Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта        М., 1962.
      7. Давыдова Е.В.Как развить музыкальный слух. М., 1957.
      8. Давыдова Е.В. К вопросу о подготовке преподавателя сольфеджио.     // Вопросы методики преподавания музыкально–теоретических дисциплин. М., 1967.
      9. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986.
      10. Диденко Н. Развитие интонационного мышления в курсе сольфеджио. // Преподавание музыкально – теоретических дисциплин в историко  – стилевом аспекте. М., 1991.
      11. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
      12. Картавцева М.Т. Сольфеджио ХХI в. М., 1999.
      13. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки.            // Музыкальная психология. М., 1992.
      14. Кирюшин В.В. Интонационно – слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти. М., 1992.
      15. Коленцева Н.И. Воспитание и обучение в ДМШ сольфеджио.             К., 1988.
      16. Кондратьев А.И. Развитие музыкального слуха. М.., 1962.
      17. Кузнецов В.В. Проблемы и пути развития музыкального слуха в свете освоения современной музыки. О., 2003.
      18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
      19. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта -  исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998.
      20. Майкапар С.М. Музыкальный слух. СПб., 1915.
      21. Мальцева Е.А. Основные элементы слуховых ощущений.                       // Музыкальная психология. М., 1992.
      22. Мальцева Е.А. Абсолютный слух и методы его развития.                       // Музыкальная психология. М., 1992.
      23. Масленкова Л.М. Психология музыкального диктанта.                            // Теоретические дисциплины в музыкальном училище.      Л., 1977.
      24. Масленкова Л.М. Сокровища родных мелодий. Хрестоматия сольфеджио. Л., 1988.
      25. Масленкова Л.М. Стилистические основы мелодического диктанта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1980.
      26. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для 3 класса ДМШ.          С-Пб., 1998.
      27. Методические пособие по музыкальному диктанту. // ред. Фокиной   Л. М., 1975.
      28. Мюллер Т.Ф. О значении и месте музыкального диктанта в курсе сольфеджио. //  Воспитание музыкального слуха. М., 1977.
      29. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
      30. Незванов Б. Сольфеджио на заочных отделениях. // Вопросы методики восприятия слуха. Л., 1967.
      31. Общая психология. С-Пб., 2006.
      32. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Д., 1970.
      33. Островский А.Л. Очерки по методики теории музыки и сольфеджио. Л., 1954.
      34. Оськина С.Е. Внутренний музыкальный слух. М.,1977.
      35. Римский – Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни.           М., 1980.
      36. Серединская В.А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М., 1962.
      37. Творческие упражнения как средство активизации музыкального слуха. М., 1969.
      38. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.
      39. Тифтикиди Н.Ф. Сборник диктантов на материале музыки советских композиторов.  вып. 1,2 М., 1966 (1968).
      40. Шатковский  Г.И.  Курс сольфеджио В ДМШ. О., 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение: оригинальное методическое пособие  для записи одноголосных диктантов(3 класс ДМШ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение: пояснение  к оригинальному методическому  пособию для записи одноголосных диктантов (3 класс ДМШ)

 

Музыкальный диктант и слуховой анализ принадлежат к формам работы, с наибольшей интенсивностью стимулирующих развитие слуха, воспитание внутреннего слуха и музыкальной памяти. Чрезвычайно важным в выборе материала для диктанта является вопрос о тембровой стороне примера. В условиях классной работы над записью музыки принято ограничиваться исполнением примера на фортепиано. Однако однообразие тембра фортепиано на занятиях по сольфеджио отвлекает учащихся не пианистов от привычного им тембра своего инструмента, обособляет работу над развитием слуха от его практической музыкальной деятельности. С другой стороны, слуховое восприятие и осознание слышимого не будет воспитано полно, если оно будет ограничено одним тембром. Поэтому желательно использовать для диктанта образцы музыки в естественных и разных тембрах, правильно выбирать музыкальный материал, так как именно эти условия являются успешными для проведения диктанта как раздела урока сольфеджио.

 Следует признать, что в принципе это весьма  привлекательная и полезная форма музыкального диктанта, способствующая активному развитию тембрового слуха учащихся, то есть обостренному восприятию ими самих различных тембров и их комбинаций. Конечно, они не заменят классные диктанты, исполняемые педагогом на фортепиано по сольфеджио. Поэтому можно считать, что тембровые диктанты могут быть полезными в качестве дополнительного материала для внеклассной тренировки учащихся.

На сегодняшний день такие формы в практике работы отечественных педагогов известны. Это с успехом применял В. Кирюшин, он использовал для этой цели синтезатор. В Омском ВУЗе велись исследования в таком направлении. Тип такого пособия для самостоятельной записи с отображением разных тембров разрабатывался преподавателем кафедры теории музыки ОмГУ Комаровой Е. совместно с Майданюком С. Это были тембровые полифонические диктанты, рассчитанные для ВУЗов. Именно на эти работы мы опирались при разработке своего пособия, которое существует в виде фонограммы и нотной расшифровки.

Данное пособие представляет собой тренинг для домашней работы и работы на уроке. Это различные диктанты- упражнения, которые в будущем облегчат запись диктанта. Главное его достоинство- это принцип варьирования, который поможет наработке тезауруса- интонационного словаря.

Пособие по тембровому диктанту взято нами не случайно- педагоги по сольфеджио работают в основном над технологией, а должны работать над эмоциональным восприятием, так как хорошо запоминается лишь то, что эмоционально прочувствовано. Например, тембрами можно давать эмоциональную окраску интервалам, что немаловажно при изучении того или иного мелодического оборота. Ведь известно, что тембр оценивается слухом через окраску, регистры, штрихи и фигурации. Он ассоциируется с акустической системой инструмента.

Данное пособие составлено для 3 класса 3 четверти. К этому времени  учащимися пройдено большое количество тем, поэтому диктанты представляют собой большее разнообразие. Темы, используемые в диктантах следующие: опевание; движение по звукам тонического трезвучия, секстаккорда, квартсекстаккорда; скачки на сексту; движение по звукам субдоминанты, доминанты. Пособие выстроено по принципу от простого к сложному.

Перед каждым диктантом дается настройка. Она чрезвычайно важна, так как теснейшим образом связана с инструментом и его звучанием. Настройка может быть по устойчивым звукам лада, по неустойчивым с разрешением в устой, может содержать элементы самого диктанта. На уроке можно использовать столбицу.

Осуществляя принцип  записи подлинной музыки в ее живом  тембровом звучании необходимо обратить особое внимание на точность и полноту  фиксации на бумаге учащимися того, что они слышали. Конечно, в записи фиксируется лишь то, что осознанно и выучено на данном этапе развития учащихся. Так, постепенно подводя учащихся к этим требованиям, следует научить их:

  1. правильно и красиво писать ноты
  2. расставлять лиги
  3. отмечать цезурами фразы
  4. различать и обозначать легато и стаккато
  5. определять темп и характер отрывка, а отсюда и выбирать правильный размер и счетную единицу для записи
  6. знать и уметь оформить вокальную группировку

        Данное экспериментальное пособие  содержит 7 музыкальных отрывков как из художественной литературы, так и инструктивных. Так как они предназначены для работы дома- нужно обязательно оговорить тональность на уроке. Тембры представлены самые различные: баян, гитара, тромбон, труба и другие.

           Это не идеальные живые инструменты, а запись, сделанная на синтезаторе. Поэтому, в пособие не вошли диктанты вокальные. Это связано с психологическими особенностями записи диктанта со словами. С одной стороны вокал решает проблему фразировки, формы, агогики. Но минус в том, что учащиеся отвлекаются на слова. Но эту форму работы можно практиковать на уроке сольфеджио по другому: выученную дома мелодию ученик поет на уроке, а все остальные записывают. Можно исполнять ее закрытым ртом. Или при записи классного диктанта можно попросить того, кто первым написал- спеть ее для других.

     Данное  пособие дает возможность использовать  опыт В. Кирюшина и В. Белецкого.  Например, сочинить второй голос  к данному диктанту и петь его вместе с кассетой.

Очень полезно играть диктанты на тех инструментах, на которых обучаются учащиеся. Тогда он его сыграет по- другому- будет учитывать динамику, штрихи, дыхание и, конечно, возможности собственного инструмента. При прохождении той или иной темы, например, движение по звукам тонического квартсекстаккорда, полезно будет найти это в своих нотах по специальности, выучить наизусть и сыграть как диктант. Таким образом, будут осуществляться межпредметные связи.

      Очень  полезно для развития слуха  чередовать темброво диктанты на фортепиано, с голоса, с живых инструментов, с кассеты.

      Данное  пособие не догма, а руководство  к действию. Его главный метод  варьирования дает большие возможности  при работе над техникой записи  музыкального диктанта. Здесь соединены  3 основных момента: 1) опора на  классическую методику записи диктанта в конкретных условиях, написанной еще Островским, 2) введение элементов новейших методик для обогащения классических механизмов при записи музыкального диктанта, 3) пособие разработано как практика, постоянный тренинг для записи музыкального диктанта не только на уроках сольфеджио, но и в домашних условиях для наработки интонационного словаря.

       В  итоге, на сегодняшний день  будет четко прослеживаться цепочка  школа- училище- ВУЗ, где в  школе будет выработана техника  записи диктанта, накоплен определенный интонационный багаж, который поможет в среднем звене при записи полифонических  (тембровых) диктантах, а в ВУЗе  даст возможность на более высокой ступени писать стилевые диктанты. 

 

 

 

 

 




Информация о работе Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио