Современная трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:31, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение процессов современной трудовой миграции и проблемы адаптации иностранцев за границей.
Задачи данной работы:
1. Проанализировать процессы современной трудовой миграции в на примере развитых стран и РФ.
2. Изучить проблему адаптации иностранцев за границей.
3. Сформировать выводы и рекомендации по проблеме.

Содержание

Введение 3
1. Современные процессы миграции рабочей силы в мировой экономике на примере развитых стран и РФ 5
1.1. Миграция рабочей силы в развитых странах 5
1.2. Тенденции миграции рабочей силы в РФ в 2004-2006 гг. 12
2. Проблема адаптации иностранцев за границей на примере трудовых мигрантов из Средней Азии 17
Заключение 28
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

современная миграция.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

     Ныне  одним из проявлений интернационализации  хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также возможных последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные перемещения населения и трудовых ресурсов в разнообразных формах.

     Следовательно, массовая миграция населения стала  одним из наиболее характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века.

     Понятие «миграция населения» предполагает перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

     Кроме того, специалисты выделяют и международную (внешнюю) миграцию, также осуществляемую в различных формах: трудовой, семейной, туристической и др.

     В данном контексте рассматриваются  прежде всего проблемы международной  трудовой миграции, а также процессы развития международного рынка рабочей силы, который существует наряду с другими мировыми рынками: в частности, товаров и услуг, капитала. Перемещаясь из одной страны в другую, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

     Современный международный рынок рабочей силы включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет таким образом национальные и региональные рынки рабочей силы и существует в форме трудовой миграции.

     Целью данной работы является рассмотрение процессов современной трудовой миграции и проблемы адаптации иностранцев  за границей.

     Задачи  данной работы:

     1. Проанализировать процессы современной  трудовой миграции в на примере развитых стран и РФ.

     2. Изучить проблему адаптации иностранцев за границей.

     3. Сформировать выводы и рекомендации  по проблеме.

     Объект  – адаптация иностранцев за границей.

     Предмет – современные процессы трудовой миграции.

 

1. Современные процессы миграции рабочей силы в мировой экономике на примере развитых стран и РФ

1.1. Миграция рабочей силы в развитых  странах

 

     В 1990-х годах объемы миграционных потоков  увеличились, они стали более  разнообразными. Интеграционные процессы изменили характер миграционных взаимодействий между развитыми странами. В то же время усилилось миграционное давление на них со стороны третьего мира — этому способствовали и политические события (демократизация стран бывшего социалистического лагеря, военные конфликты в Югославии, Афганистане и др.), и экономические изменения в бедных странах, позволившие большему числу их жителей совершать международные поездки, и развитие глобальных систем коммуникации. Общее число иммигрантов в богатых странах Запада увеличилось с 55 до 75 миллионов. При этом в западноевропейских странах рост наблюдался вопреки ограничительной иммиграционной политике. Механизмы управления миграционными потоками давали очевидные сбои.

     Несмотря  на усиленный пограничный контроль и борьбу с теневой занятостью, поток нелегальных мигрантов не убывал. Согласно некоторым оценкам, в начале XXI века их число в Италии составило один миллион, в Греции — 500 ты сяч, в США — девять миллионов (в 1986 году их было всего четыре миллиона). В период реконструкции Берлина до 25 процентов строительных рабочих, несмотря на строжайший контроль со стороны полиции и трудовой инспекции, трудились без законных соглашений о найме. Более того, в мире возникла и стала развиваться мощная международная система, организующая нелегальную миграцию. Множество уголовных дел, заведенных в отношении лиц, содействующих незаконной перевозке людей, — только верхушка этого криминального «айсберга».

     Анахроничность  сложившейся к концу ХХ века системы  миграционного контроля в странах  Запада проявлялась также в несогласованности  действий отдельных институтов миграционной политики, неразвитости технологий проверки документов и сбора информации. Но главная проблема заключалась в том, что эта система не ослабляла внешнего миграционного давления, а общая направленность иммиграционной политики, прежде всего в странах Европы, не отвечала демографическим и экономическим тенденциям эпохи глобализации, которые однозначно свидетельствуют о необходимости расширения старых и открытия новых каналов трудовой миграции в развитые страны. Для снятия «миграционной напряженности» нужно также развивать сотрудничество с третьими странами в самых различных формах: инвестиций в отдельные отрасли экономики, поддержки производства, созданного бывшими иммигрантами, соглашений о трудовом найме и реадмиссии.1

     В мае 2003 года на конференции в Афинах 150 ведущих экспертов в области  миграции призвали европейские правительства  руководствоваться реалиями экономики, а не поддаваться общественному мнению, выступающему против иммигрантов. Без стимулирования замещающей миграции, т. е. миграции, компенсирующей сокращение численности всего или отдельных возрастных групп населения, численность жителей западноевропейских стран сократится к 2050 году почти на 40 миллионов человек. Приток иммигрантов может в определенной мере затормозить процессы депопуляции и демографического старения и тем самым смягчить их социально-экономические последствия. Чтобы число занятых не уменьшалось, страны Западной Европы после 2010 года должны принимать ежегодно 2,2 миллиона мигрантов вместо нынешних 500–600 тысяч. Молодые иммигранты своими налоговыми выплатами могут существенно улучшить ситуацию в области социального и пенсионного обеспечения.

     В Австралии, Канаде и США — странах  с более благоприятной демографической  ситуацией — экономический прагматизм всегда выбивал козыри из рук сторонников ограничительной иммиграционной политики. Так, независимое исследование, проведенное в США Национальной академией наук, показало, что среднегодовая чистая выгода от иммиграции в 1990-х годах составляла порядка 10 миллиардов долларов, а негативное влияние иммиграции на личный доход и занятость американцев было незначительным. В то же время труд иммигрантов способствовал удешевлению товаров и услуг. Исследование не обнаружило существенной связи между иммиграцией и высокой преступностью.

     Чрезвычайно позитивным аспектом иммиграции в странах  Нового Света, особенно в США, считают  «приток умов». В современной  экономике, где человеческий капитал приобретает особую значимость, иммигранты становятся одним из важных факторов роста и успехов в конкурентной борьбе. Национальные системы образования не успевают удовлетворять растущие потребности в кадрах для новых высокотехнологичных отраслей экономики. Согласно существующим оценкам, на рубеже XX–XXI веков дефицит специалистов только в области информационных технологий составлял в США порядка 850 тысяч, в Европе — два миллиона. Разворачивается настоящая конкурентная борьба за человеческие ресурсы, в которой Европа заметно проигрывает Новому Свету. Так, в 2005 году в Германию прибыло всего 8 600 специалистов с разрешением на работу и 20 тысяч — по внутрифирменным переводам; в США же было допущено на постоянное место жительства 56 тысяч, на временную работу — почти 115 тысяч, а по внутрифирменным переводам — 230 тысяч специалистов. Самый печальный для Европы факт заключается в том, что вакансии в США, Канаде и Австралии частично заполняются ее уроженцами. Все это подталкивает европейские страны к переходу от политики ограничения к политике гибкого управления миграционными процессами. Впрочем, и страны Нового Cвета, чтобы сохранить лидерство в борьбе за умы, должны модернизировать свою иммиграционную политику.

     Вместе  с тем многие эксперты подчеркивают, что европейским странам следует  открыть, а США — расширить  законные каналы для притока неквалифицированных  рабочих. Джон Мартин, руководитель отдела занятости, труда и социальных проблем Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, недавно заметил: «Мы слышим, что Европе нужны высококвалифицированные мигранты, но Европа нуждается также и в мигрантах низкой квалификации. Если завтра мы изгоним всех нелегальных мигрантов, то столкнемся со значительным неудовлетворенным спросом на труд во многих отраслях экономики и вдобавок обездолим многих людей». Подобные программы рассматриваются как один из возможных противовесов нелегальной миграции.

     Политика  в области регулирования иммиграционных потоков должна быть согласована  с политикой интеграции иностранцев. Сегодня интеграция рассматривается  как двусторонний процесс. С одной  стороны, принимающая страна должна всячески помогать и трудовым мигрантам, и беженцам, и приезжающим по программам воссоединения семей, содействовать им в изучении ее языка и культуры, открыть доступ к рынкам труда и жилья, предоставить возможность пользоваться системами образования и здравоохранения, защищать от дискрими нации. С другой стороны, сами иммигранты должны стремиться интегрироваться в новое общество, уважать его традиции и культуру. Если система отбора иммигрантов учитывает возможности адаптации претендента, то процесс интеграции облегчается как для иммигранта, так и для общины, в которой он поселился.

     В европейском подходе к управлению миграционными процессами фактически произошла революция. Она выразилась в отказе правительств от политики нулевого миграционного прироста и  формулировании новых «миграционных целей». Первым столь решительный шаг сделало Соединенное Королевство. Новая, более открытая иммиграционная политика, по мнению британских специалистов, должна способствовать более эффективному использованию преимуществ, обеспечиваемых международным рынком труда, и усилению интеграции внутри страны.

     Летом 2004 года после четырехлетних баталий  между правительством Шредера и  консервативной оппозицией парламент  одобрил первый в истории Германии Закон об иммиграции. Министр внутренних дел Отто Шили, бывший одним из инициаторов законопроекта, отметил: «с принятием Закона в Германии наконец признали, что иммиграция — реальность, что она имеет положительный эффект, что ей надо управлять». Вместо прежней запутанной системы, с ее четырьмя видами разрешений на проживание в стране, вводится более простая. Отныне существуют лишь два вида разрешений: на временное и на постоянное (бессрочное) проживание. Новая политика предполагает «содействие и регулирование иммиграции на основе интеграционных и экономических возможностей Германии». В то же время Закон облегчает выдворение из страны лиц, подозреваемых в террористической деятельности.

     Европейская интеграция позволила создать зону свободы перемещений внутри Европы, выработать общие подходы в области  пограничного контроля и предоставления убежища. Однако политику в отношении экономической миграции, воссоединения семей, интеграции мигрантов и методов борьбы с нелегальной миграцией по-прежнему определяют национальные интересы.

     В отличие от стран классической иммиграции западноевропейские страны по-прежнему принимают трудовых мигрантов на основе временных соглашений, хотя уже начали отступать от этого правила. Согласно новому закону об иммиграции в Германии, высококвалифицированные иностранцы могут получить статус постоянного жителя сразу по приезде в страну. Жителям стран Евросоюза вообще не нужно получать разрешение на работу в других странах, являющихся его членами. Выходцам же из третьих стран разрешение на работу выдается в том случае, если работодатель докажет, что он не нашел нужного работника не только среди жителей его страны, но и в других странах ЕС. Вместе с тем временная миграция квалифицированной рабочей силы становится одним из главных факторов, определяющих иммиграционную политику в странах классической иммиграции. Так, в США число временных работников-иностранцев, включая членов их семей, возросло с 275 тысяч в 1990 году до 1,2 миллиона в 2005 году.

     В последние годы делается многое, чтобы  облегчить иностранным специалистам доступ на национальные рынки труда. В США годовая квота на визу Н1В (специалисты) увеличилась с 65 тысяч человек в 1990 году до 195 тысяч в 2005 году. В Соединенном Королевстве для всех специалистов ускорена процедура выдачи разрешения на работу, а также увеличен — с четырех до пяти лет — срок, на который эти разрешения могут быть предоставлены. В ряде стран подобные меры были предприняты по отношению к специалистам в области информационных технологий, здравоохранения и некоторых других отраслей. Во многих странах разрешили работать супругам временных иностранных работников. В Дании и Голландии высокооплачиваемым иностранным специалистам предоставляются налоговые льготы.2

     Вместе  с тем позиция развитых стран  по отношению к миграции работников средней и низкой квалификации остается достаточно жестокой. В США существует немногочисленная (10 тысяч) преференциальная категория для неквалифицированных рабочих. Но в целом частный найм таких работников запрещен. Они могут попасть в западные страны только в рамках двусторонних межгосударственных соглашений, специальных программ по найму определенной категории работников (например, медицинских сестер) или в ходе внутрифирменных перемещений. Международные перемещения неквалифицированных работников носят временный, большей частью сезонный характер. Эта ограничительная политика направлена не только на защиту местного рынка труда. Как правило, люди с низким уровнем образования и доходов не знают язык принимающей страны и плохо интегрируются в новой среде.

Информация о работе Современная трудовая миграция