Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Среди части педагогов распространено убеждение в том, что не всем учащимся «дано» научиться писать диктанты. У таких педагогов, хотя они вели класс на протяжении многих лет, имеется четкое разделение учащихся на пишущих и не пишущих диктанты. Педагог, допускающий у учащихся врожденную неспособность к музыкальному диктанту, просто не вник в существо этого важнейшего вида занятий по воспитанию музыкальных способностей и понимает музыкальный диктант, как самоцель - диктант ради диктанта. Но не умеют писать диктанты не те учащиеся, которые не способны к нему, а лишь те, которых еще следует научить писать диктанты.

Содержание

Введение стр. 3-7
I. Музыкальный диктант, как раздел урока сольфеджио
1.1. Специфические черты одноголосного музыкального диктанта, как раздела урока сольфеджио, его цели и задачи стр. 8-9
1.2. Психологические основания музыкального диктанта стр. 10-15
1.3. Работа над одноголосным музыкальным диктантом в музыкально-исторической практике стр. 15-19
1.4. Сборники музыкальных диктантов: типология, специфика, методическая направленность стр. 20-29
II. Техника записи музыкального диктанта
2.1. Запись музыкального диктанта: задачи и их решение стр. 30-33
2.2. Выработка структурного мышления и общие вопросы техники
записи музыкального диктанта стр. 33-38
2.3. Подготовительная работа с диктантом стр. 38-42
2.4. Формы диктанта стр. 42-47
2.5. Виды работы с написанным диктантом стр. 47-48
2.6. Освоение различных средств музыкальной выразительности в
процессе работы над одноголосным диктантом стр. 49-55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.56-58

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ОмГУ Музыкальный диктант.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

     Все эти  подготовительные формы работы  способствуют в будущем  успешной работе при записи музыкального диктанта.

     И, конечно  же, перед полноценной записью музыкального диктанта педагог должен назвать тональность или первый звук, а затем перейти к ладовой настройке в тональности. Это может быть пение устойчивых ступеней в разных вариантах (1), пение неустойчивых ступеней с разрешением (3) – по столбице, обороты опевания (2), интонационно – сложные моменты диктанта.

 

 

 

 

 Очень эффективно  при настройке упражнение «Эхо»,  которое использует в своей  практике известный омский педагог Кузнецов В.В.[24;с.8]. Педагог на фортепиано играет ступени лада, а ученики в заданном ритме и темпе повторяют – поют. Вариантов может быть очень много.

     В настройках  активизируются ресурсы музыкального  слуха, а также память, представления,  обладающие почти материальной конкретностью. С настройкой у учащихся ассоциируется психологическое понятие установки, а установка – это готовность человека к определенного рода действию, которая обеспечивает устойчивое и целенаправленное его протекание.

 

 

   2.4. Формы диктанта

      Существует  множество разновидностей  музыкального диктанта, которые направлены на закрепление различных навыков и на развитие внутреннего слуха, выработку структурного мышления и развития памяти, увеличения объема памяти и других музыкальных способностей.

     Чтобы работа  по развитию слуха была успешной, необходимо на занятиях по  сольфеджио чередовать разные  формы диктанта, тем самым способствуя гибкости внутреннего слуха, эмоционального отклика.

     Вот некоторые из них, чаще всего применяемые в практике:

     1) Устный диктант. После того, как номер или песня выучена классом по слуху и чисто исполняется хором, педагог, назвав первые ноты, предлагает всем подумать, какие ноты будут дальше образовывать мелодию. Работа ведется коллективно, всем классом, максимально активизируя внимание каждого учащегося. Предлагаемые ноты должны быть тут же исполнены голосом. В дальнейшем записывают в тетрадь и оформляют ритмически. Для устных диктантов следует использовать короткие мелодии, преимущественно с плавным движением звуков. Этот вид диктанта необходим, чтобы приучить учащихся внимательно прослушивать примеры, предназначенные для записи. Это даст возможность выработать способность охватывать мелодию целиком, а также слышать ее по частям: предложения, фразы, каденции.

     Существует  и другой тип устного диктанта: педагог играет короткими мотивами (фразами) диктант и дети сразу  пропевают  и записывают его.  Но вначале он проигрывается  целиком, для охвата структуры,  метро – ритмических особенностей и так далее.

     2) Ритмический диктант. Это ритмическое оформление мелодии, выученной наизусть, или только запись ритма. Эта форма диктанта помогает осознать длительности на начальном этапе обучения (и не только) – восьмые, четверти.

     3) Диктант – минутка.  Это построения в объеме фразы или небольшого предложения. Исполняются один – два раза и записываются целиком по памяти. На таких мини – диктантах удобно проходить те или иные мелодические, метро – ритмические трудности. Как правило- это конструктивные диктанты, очень полезные в целях развития музыкальной памяти. Эта форма диктанта предельно активизирует внимание и вызывает доверие учащегося к своему слуху.

     4) Диктант – загадка. Педагог называет ноты, учащиеся их записывают. Тот, кто мысленно спел их и узнал мелодию, оформляет ее ритмически и тем самым «отгадывает» загадку. Эта трудная форма диктанта, так как требует хорошо развитого внутреннего слуха.

     5) Диктант – вариация. На доске записана не сложная мелодия. Всем классом ее сольфеджируем. После этого педагог играет мелодию, изменив ритм или мелодическую высоту. Эта форма диктанта воспитывает остроту слуховой реакции.

     6) Диктант с «ошибками». После устного пропевания мелодии учитель записывает пример на доске, умышленно сделав ошибку, и предлагает учащимся «проверить» написанное, но,не прибегая к помощи инструмента, а лишь по слуху. Ошибки могут быть, как - мелодические так и ритмические. Эта форма диктанта очень помогает при проверке своей записи диктанта, приучает к самоконтролю, что очень важно на всех этапах обучения.

      7) Эскизный диктант. Проиграв пример и установив его структуру, педагог предлагает учащимся записывать его по фразам, отдельным элементам формы, например, мотивы секвенции, каденции первого и второго предложения и так далее. Можно ограничиться записью только фрагмента. Эта форма диктанта должна применяться на любом этапе обучения, так как она способствует выработке структурного мышления.

     Какие же  примеры можно использовать для  этого вида диктанта. Прежде всего, музыкальный материал, где есть повтор или варьированный повтор. Например, А  А1; а в с а в1 с1. Предложение а можно записать всем вместе, а предложение А1 – самостоятельно. Учащиеся должны услышать с какой ноты началось варьированное предложение, что в нем изменилось. А это развивает мышление.

      8) Диктант показательный. Проводится в классе учителем. Его цель и задача – показать на доске процесс записи. При этой форме диктанта педагог вслух поясняет ход своих мыслей и приемы слухового осознания элементов.

     Полезно  иногда проводить такой диктант  не педагогу, а одному из учеников. Это поможет выяснить правильность  процесса и приемов записи  ученика. 

     9) Диктант с предварительным анализом. После первых двух проигрываний, педагог вместе с учениками подробно разбирают предлагаемый пример. Установив  темп, размер, тональность, структуру мелодии, педагог обращает внимание  учащихся на отдельные особенности примера: поясняет некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры, проигрывает или напевает их.

     После того  анализа  диктант проигрывается  снова, и учащиеся приступают  к самостоятельной части.

    Эта форма диктанта полезна при освоении каких- либо новых трудностей в диктанте; новой ритмической  фигуры или появления альтерированных  звуков  и так далее; при закреплении новой темы.

     10) Зрительный диктант. Это просмотр мелодии глазами и запись по памяти.

     11)Запись  выученной наизусть мелодии. Полезно  записывать такую мелодию и  в другой тональности.

     12) Диктант – вокальный. Педагог поет  мелодию со словами, нотами или на слог, а ученики записывают нотами. Это уже тембровая разновидность обычного диктанта.

     13) Диктант – «калейдоскоп». Это умение правильно соединить разрозненные предложения или фразы, написанные на доске или бумаге. Учащийся слушает диктант целиком и пытается определить правильную последовательность этих мотивов. Эта форма очень полезна для развития и активизации внутреннего слуха.

     Все вышеперечисленные диктанты  предваряются настройкой в тональности. Но есть и тип диктанта без настройки.

     14) Диктант  с настройкой и в произвольной  тональности. Обычно после ознакомления  с музыкой примера дается «настройка»,  но время от времени следует  давать диктанты без определения  тональности, предложив каждому  записать в той  тональности, какая ему слышится. Запись диктантов в произвольной тональности принесет большую пользу и для работы над записью знакомых мелодий по памяти. Конечно, проверка таких диктантов  может быть только индивидуальной. После проверки следует записать свой пример в нужную тональность.

     15) «Самодиктант». В качестве проверки самостоятельности ученика в записи музыки, а также как форма домашней работы учащихся используется запись  по памяти  знакомой на слух музыки. Конечно, эта форма не заменит диктанта, так как здесь отсутствует необходимость охватить и запомнить новую музыку, то есть не тренируется музыкальная память учащегося,  но для работы над записью на основе внутреннего слуха это очень хороший прием. Эта одна из трудных форм работы.  В большинстве случаев запоминание  основано на общем представлении музыки и на двигательных (моторных) процессах, поэтому при записи выясняется очень много «слуховых» пробелов, особенно у пианистов. Таким образом, эта форма диктантов воспитывает у учащихся  более точное слуховое внимание к интонационной стороне мелодии.

     Форма самодиктанта  помогает также развитию творческой  инициативы учащихся. И, конечно,  это очень удобная форма для  самостоятельной, домашней работы, для тренировки в записи.

     16) Диктант – диминуция. Это диктант с наибольшей точностью. Эта форма появилась сравнительно недавно. Более известна как запись музыкального материала по авторской рукописи. Отличаясь большой сложностью при записи (отображение форшлагов, мелизмов и других украшений) она применяется в основном  в высших и средних учебных заведениях. Текст можно писать как на уроке, так и дома, реконструировав его по памяти. Это развивает кратко – и долговременную память, на культурно – историческом осознанном, осмысленном способе звуковой интерпретации текста.

     Итак, мы  видим, что форм диктанта существует  очень большое количество. Выбор  формы диктанта зависит и от  момента работы над данной  трудностью. В начале изучения  каждой темы лучше всего провести  несколько диктантов с предварительным анализом, а уже затем, предоставить  каждому  ученику  выполнять запись самостоятельно.

     Чтобы добиться  записи только по памяти, нужно  требовать прекращения работы  во время исполнения диктанта.

     Такие формы  как устный диктант, с предварительным анализом, только по памяти – надо использовать в каждом классе, но с разной степенью активности. В начальных классах наибольшее значение приобретают устный диктант, ритмический диктант, диктант – вариация, потому что диктанты предлагаются короткие; к тому же это или уже разученные песни, или только что прослушанные.

     В старших  классах большее значение приобретают   эскизные диктанты, диктанты –  «калейдоскопы». Потому что в  старших классах  значительно  больше нового материала. И  диктант как бы подытоживает все сделанное раньше.

     Тем самым  мы видим, что все формы диктанта  направлены на 1) создание и закрепление  связи видимого и слышимого, 2) развитие памяти и внутреннего  слуха, 3) закрепление и практическое  освоение знаний и навыков,  полученных в курсах сольфеджио, теории, а также занятиях по специальности.

     Эти формы  могут объединяться, комбинироваться  между собой.

     Для сельских  школ наиболее характерны устный, ритмический диктанты. Часто используется  диктант – «минутка», диктант  – «с ошибками». Максимально активизирует внимание  и настраивает на рабочий лад зрительный диктант и диктант – «калейдоскоп».

 

 

      2.5. Виды работы с написанным диктантом

   После записи  музыкального диктанта работа  над ним не заканчивается. Полезно  предложить учащимся  пропевать наизусть записанный диктант, обязательно транспонировать сразу после записи и исполнения. Пение наизусть возможно сразу после записи, либо в конце урока, или даже на следующем занятии. Тем самым учащийся будет приучаться к навыку припоминания и устойчиво закреплять в памяти записанные образцы из музыкальной литературы.

     Большую  пользу приносит навык исполнения диктантов по памяти спустя несколько занятий. «Припоминать ранее воспринятую музыку и реализовать ее на клавиатуре – этот навык должен стать привычкой пианиста, дирижера, композитора, музыковеда» [39; с.262].

     В младших  классах можно попросить учащихся  сочинить ритмический аккомпанемент   к диктанту или записать его в басовом ключе.

     Очень полезно  сочинять к диктанту второй голос, подголосок, сделать вариации, изменить второе предложение (сделать модуляцию в параллельную тональность и другое). В старших классах можно сделать полноценный аккомпанемент к диктанту и играть его в разных жанрах.

     Таким образом,  подбор аккомпанемента развивает гармонический слух, а подбор второго голоса – полифонический слух.

     В последнее  время работа с диктантом ориентирует учащихся на развитие творческости, повторение пройденного, усвоение нового материала в творческой форме.

     Проанализировав все формы и виды работы с диктантом, мы можем еще раз подчеркнуть мысль о том, что задачами музыкального диктанта являются всестороннее развитие музыкального слуха и памяти.

     Для того, чтобы уметь записать прослушанную  мелодию нужны специальные методические приемы, которые помогут учащемуся понять процесс записи, выработать правильный навык. Именно в методике диктанта особенно важно в приемах работы все время опираться на взаимосвязь закономерностей строения мелодии, коими являются: лад, высотные взаимоотношение звуков и их метро – ритмическая организация. Ведь при записи диктанта учащийся не изучает явление, а осознает и учится выражать, то есть записывать то, что он уже постиг в других формах работы по сольфеджио. Объяснение, теоретическое усвоение и слуховое осознание того или иного понятия должно предшествовать применение его в диктанте.

     От педагога  требуется одновременно работать  над каждой из этих закономерностей,  соблюдая при этом строгую  постепенность и последовательность.

 

 

     2.6. Освоение различных средств  музыкальной                         выразительности в процессе работы над одноголосным  диктантом

Информация о работе Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио