Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Среди части педагогов распространено убеждение в том, что не всем учащимся «дано» научиться писать диктанты. У таких педагогов, хотя они вели класс на протяжении многих лет, имеется четкое разделение учащихся на пишущих и не пишущих диктанты. Педагог, допускающий у учащихся врожденную неспособность к музыкальному диктанту, просто не вник в существо этого важнейшего вида занятий по воспитанию музыкальных способностей и понимает музыкальный диктант, как самоцель - диктант ради диктанта. Но не умеют писать диктанты не те учащиеся, которые не способны к нему, а лишь те, которых еще следует научить писать диктанты.

Содержание

Введение стр. 3-7
I. Музыкальный диктант, как раздел урока сольфеджио
1.1. Специфические черты одноголосного музыкального диктанта, как раздела урока сольфеджио, его цели и задачи стр. 8-9
1.2. Психологические основания музыкального диктанта стр. 10-15
1.3. Работа над одноголосным музыкальным диктантом в музыкально-исторической практике стр. 15-19
1.4. Сборники музыкальных диктантов: типология, специфика, методическая направленность стр. 20-29
II. Техника записи музыкального диктанта
2.1. Запись музыкального диктанта: задачи и их решение стр. 30-33
2.2. Выработка структурного мышления и общие вопросы техники
записи музыкального диктанта стр. 33-38
2.3. Подготовительная работа с диктантом стр. 38-42
2.4. Формы диктанта стр. 42-47
2.5. Виды работы с написанным диктантом стр. 47-48
2.6. Освоение различных средств музыкальной выразительности в
процессе работы над одноголосным диктантом стр. 49-55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.56-58

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ОмГУ Музыкальный диктант.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

     Как же  сегодня выбирать музыкальный  материал для диктанта на уроках сольфеджио? Каких авторов можно выделить?

     В первую  очередь на себя обращает внимание 1062 специально сочиненных разнообразных  примера полифонического и гомофонно-гармонического  склада Алексеева и Блюм.[20]. Но  это пособие инструктивных диктантов и рассчитано для музыкальных училищ и консерваторий.

     Проблема  формирования ладового слуха  в связи с некоторыми особенностями  ладообразования в музыке С.Прокофьева  и Д.Шостаковича акцентированы  в сборнике Тифтикиди [46]. Принципиально  новый аспект в восприятии современной музыки состоит в обнаружении многообразия проявления общих закономерностей, свойственных музыке XX века. ДМШ, училище, консерватории-сборник универсален, так как в пособие сосредоточены самые разнообразные по трудностям примеры - от очень простых до весьма сложных. Это неслучайно - составитель пособия Тифтикиди Н.Ф. ставил перед собой следующие задачи:

1). Разнообразить материал, используемый в классах сольфеджио;

2). Дать учащимся представление  о некоторых особенностях, характерных  чертах мелодики С.Прокофьева, Д.Шостаковича двух композиторов, создавших свой неповторимый, самобытный стиль письма, тем самым,

3). Содействовать воспитанию  «современного слуха», обогатить  музыкально-слуховой опыт учащихся.

     В первый  выпуск вошли лучшие мелодии Прокофьева 407 примеров. Второй выпуск содержит 716 примеров.

   Больше стилистических  сборников по диктанту нет. Что же можно предложить педагогу по сольфеджио сегодня? Если не учитывать простые сборники по диктанту, где при выборе диктанта учитель ориентируется на программу, и на интеграционные диктанты- когда диктант берется из учебника по музыкальной литературе, хорошим пособием послужит хрестоматия – сольфеджио Л. Масленковой «Сокровища родных мелодий» [31]. Эта хрестоматия целиком основана на музыкальном материале, почерпнутом из богатейшего мелодического наследия русских композиторов от Глинки до Рахманинова. Назначение данного пособия  состоит, прежде всего, в эстетическом воспитании слуха учащихся, в развитии понимания стилистических особенностей интонационно-ритмического строя и формообразования мелодии в русской музыке. Примеры из этого сборника можно использовать как диктант, так как они подобраны таким образом, чтобы в них просматривались характерные особенности, отличающие русский мелос. Стилистически выраженный материал представлен в широком разнообразии авторских индивидуальностей.

     На сегодняшний  день заслуживают внимания авторы  учебников по сольфеджио - Картавцева [19], Металлиди - Перцовская [33]. У них  нет отдельного сборника диктантов, но в их качестве можно использовать номера из учебника, так как они не конструктивные, а взяты из богатейшего наследия нашей русской музыкальной культуры, в основе которой лежит русская народная песня. В методических рекомендациях у данных авторов можно прочитать общие рекомендации по трудностям метроритмическим, ладо-гармоническим, проходимых в том или ином классе.

    Из всего  вышесказанного можно сделать следующий вывод: выбор музыкального материала является одной из важнейших проблем и необходимых условий в работе над диктантом. Не должно быть случайного материала. Воспитывать слух учащихся должно на художественных образцах музыки, ведь чем более ярки и художественно убедительны будут эти примеры - тем больше они помогут достичь цели  музыкального диктанта.. Постепенное усложнение материала, приобретение навыка овладения типичными интонационными признаками данного стиля по словам А.Л.Островского, последовательность и взаимодействие стилей реалистической музыки приведут учащихся на качественно новый уровень.

    Ведь запись  инструктивных диктантов сплошь и рядом лишенных художественной полноценности, развивает только абстрактно-логическое мышление, тогда как выхода на полноценный уровень эмоционально-логического восприятия, постижения смысла и выразительности акустического музыкального текста не происходит.

   Высококвалифицированный  музыкант-профессионал испытывает  тяжелое чувство неприспособленности  к жизни в текущей культурной  ситуации. Безынициативность его  слуха – мозга создает печальный  парадокс: знание-незнание [17;с.56].

Особенности слухового  восприятия музыки разных жанров и  стилей при записи должны определять трудность и полезность материала  на данном этапе работы, служить  критерием методического отбора данного произведения.

   Стилистический подход к процессу воспитания музыкального слуха предполагает с одной стороны обогащение памяти учащихся запасом художественных образов музыки, с другой формирование слуховой способности различать в воспринимаемом материале главные сущностные, индивидуальные для данного стиля элементы и всеобщие для данной эпохи закономерности. Воспитание умения обнаруживать интонационно-ладовые, метроритмические, синтаксические черты, присущие определенному музыкальному стилю, должно способствовать формированию культуры слуха, позволяющего  музыканту свободно ориентироваться в исторических и национальных особенностях музыкального творчества [31; с.2].

     Все сборники музыкальных диктантов перечисленных выше одноголосные. Это не случайно. Они являются основой для обучения по сольфеджио. Их пишут на всем протяжении, начиная с уроков ДМШ и кончая занятиями в консерваториях.

    Казалось бы  одноголосный музыкальный  диктант  –первооснова, но идеального учебника по нему не существует. Педагоги все время вынуждены пользоваться не одним пособием, где-то приходится и самим сочинять. Но в итоге музыкальный  диктант могут записать далеко не все учащиеся. Поэтому мы предлагаем свое пособие. Это своеобразный тренинг для работы на уроке и дома. Они предназначены для того, чтобы в будущем облегчить запись диктанта.

    Современная  практика развития слуха в  процессе работы над диктантом требует, чтобы ученик овладел навыком разлагать услышанное на элементы, осознавать и записывать их, одновременно удерживая в памяти мелодию целиком. Как добиться такого результата (различные приемы техники записи и формы диктанта) рассмотрим во II главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 II. Техника записи музыкального диктанта

     2.1. Запись музыкального диктанта: задачи и их решения

 

     Музыкальный диктант - один из уязвимых разделов нашей практической работы. Методическая сторона данного вопроса как  будто бы и разработана, однако на деле работа по записи диктанта проводится формально, бессистемно и вследствие этого он не приносит пользы. Если же работа проводится  достаточно  последовательно,  и  в  смысле системы,  и  в смысле  регулярности  упражнений, то музыкальный диктант может явиться весьма действенным средством, помогающим организовать внимание учащегося и развить у него способность разбираться в услышанном,  то  есть  производить слуховой  анализ.

     Мы знаем, что существует практика количества, а не качества, то есть как можно больше и чаще заниматься записью диктанта, причем в этом случае используются без разбора любые отрывки, которые попадают под руку. При такой частой, но хаотичной работе, результат будет слабый. Но даже если допустить, что запись диктанта производится по какому-либо пособию, то все равно подобные занятия носят характер «натаскивания».

Указанную практику записи диктанта можно сравнить с механическим заучиванием в исполнительстве.

     Нельзя отрицать, что такие упражнения в конце концов  приводят к определенным результатам. Но мы должны при выборе метода исходить из других принципов.

     В свете изложенного  в I главе ясно, что залог успеха связан не с количеством записанных примеров, а с тем, овладел ли ученик навыком разлагать услышанное на элементы, осознавать и записывать и записывать их, одновременно удерживая в памяти мелодию целиком. 

     Учитывая важность музыкального диктанта как средства разностороннего развития  музыкального слуха и памяти учащихся, необходимо работу над ним проводить грамотно и систематически, чередуя короткие  с длинными, одноголосные с многоголосными, диатонические с хроматическими.

     Ввиду того, что музыкальный диктант является трудным для учащихся упражнением, требующим сосредоточенного внимания  и ясности мышления, рекомендуется давать  его в начале урока, когда учащиеся еще не утомлены, а их сознание не отягощено обилием слуховых впечатлений. Кроме того, диктант, представляя собой коллективное упражнение, помогает активному включению  в работу  всех учащихся группы одновременно,  что также говорит о целесообразности начинать урок именно с диктанта.

     Речь идет именно  об одноголосном музыкальном диктанте.

     Выше было сказано,  что необходимо с первоначальных шагов приучать учеников сознательно определять на слух то, что они должны записать. Поэтому, начиная с 1 класса, до того как учащиеся начнут записывать примитивные мелодические построения, целесообразно проводить подготовительную работу при помощи так называемых устных диктантов (подробнее об этом читайте в 3 параграфе). Это даст возможность постепенно, на протяжении 7 лет, выработать у них «способность охватывать мелодию целиком, а также слышать ее по частям: предложения, фразы, каденции, отдельные мелодические  и ритмические сочленения и все другие элементы, объединенные ладом и сцементированные метрическим движением» [10;с.50]. Указанная способность и есть навык слухового анализа. Объем требований при этом должен соответствовать содержанию и количеству материала каждого года обучения.

     В методике написания  диктанта можно четко выделить  две задачи:

1).Задачи для педагога – о  том  как исполнять диктант.

2). Задачи для учащихся – услышать – запомнить – зафиксировать.

 

     Рассмотрим первую  задачу. Для того, чтобы учащийся  мог полно и грамотно зафиксировать  на бумаге то, что он слышал, надо, чтобы исполнение диктанта было по возможности совершенным. Прежде всего следует исполнять  пример грамотно и точно. Никаких «подчеркиваний» или «выделений» отдельных трудных интонаций  или гармоний нельзя допускать. Особенно вредно подчеркивать, искусственно громко выстукивая, сильную долю такта. Это приводит к тому, что учащийся механически слышит как бы «сигнал» начала такта и по нему определяет размер отрывка, совершенно не вникая и не вслушиваясь в метро – ритмическую  выразительную сущность исполняемой музыки. Но, вместе с тем, от исполнителя требуется убедительно и выпукло показать  метро – ритмическую ткань произведения, неразрывно связанную со структурой и интонационной линией примера. Для этого следует вначале исполнять отрывок в настоящем, указанном автором темпе. Правда, в дальнейшем, при многократном проигрывании этот первоначальный темп обычно замедляется. Но важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным.

     Исполнять диктант следует все время  только целиком, не дробя его на предложения или фразы, иначе учащиеся не смогут охватить построение в целом, разобраться в форме и ее особенностях и т.д., то есть  не будут в состоянии воспользоваться преимуществами предлагаемой методики записи и целостного анализа диктанта.

     Далее, после двух  – трех проигрываний подряд, рекомендуется  играть диктант не чаще чем  раз в две – три минуты, с тем чтобы учащиеся могли успеть по памяти восстановить только что прослушанное, осознать и записать запомнившиеся им мелодические фразы или гармонические обороты – в зависимости от склада и характера самого  диктанта. Во время очередного проигрывания диктанта должны проверять уже записанное ими и запоминать то, что не улеглось в памяти при предыдущих  проигрываниях. Это поможет развитию активной музыкальной памяти учащихся, а также их способности анализировать, на слух исполняемую музыку.

     Напомним  еще о том, что число проигрываний  диктанта по мере усложнения музыкальных примеров  не должно увеличиваться. Наоборот, должны увеличиваться глубина и быстрота усвоения, прочность восприятия, устойчивость представлений в музыкальной памяти. Должна увеличиваться быстрота ориентировки в характерных особенностях произведения и т.д. Если увеличивать число проигрываний по мере увеличения и усложнения примеров, то диктант превратится в самоцель: хотя он и будет каждый раз записан, но навыки, развитие которых он имеет целью, будут вырабатываться медленнее.

   Время, отводимое  на записывание диктанта, должно быть определено педагогом в зависимости от трудности  и протяженности примера. Совершенно очевидно, что не все учащиеся  смогут закончить запись в срок.

Одни окончат раньше, другие не успеют дописать.

     Устанавливая  время для записи примера, педагог  должен ориентироваться на средних  учащихся и, в зависимости от  особенностей диктанта, давать окончившим ранее срока какие-нибудь дополнительные письменные задания. Так,  например, дать задание транспонировать диктант или переписать его в другом размере (в увеличение, в уменьшении) и другие. 

     Теперь, подойдя вплотную к технике записи диктанта, можно рассмотреть это подробнее.

 

 

   2.2. Выработка структурного мышления и общие вопросы техники записи музыкального диктанта

     Всякая методика состоит  из принципиальных положений  и практических приемов. Принципиальные  положения, лежащие в основе  преподавания, должны последовательно  проводиться в жизнь и определять собою те конкретные приемы, которыми каждый отдельный педагог обучает своих учеников. Чем более творчески подходит педагог к своей работе, тем больше он варьирует, улучшает свои приемы обучения.

Информация о работе Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио