Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Среди части педагогов распространено убеждение в том, что не всем учащимся «дано» научиться писать диктанты. У таких педагогов, хотя они вели класс на протяжении многих лет, имеется четкое разделение учащихся на пишущих и не пишущих диктанты. Педагог, допускающий у учащихся врожденную неспособность к музыкальному диктанту, просто не вник в существо этого важнейшего вида занятий по воспитанию музыкальных способностей и понимает музыкальный диктант, как самоцель - диктант ради диктанта. Но не умеют писать диктанты не те учащиеся, которые не способны к нему, а лишь те, которых еще следует научить писать диктанты.

Содержание

Введение стр. 3-7
I. Музыкальный диктант, как раздел урока сольфеджио
1.1. Специфические черты одноголосного музыкального диктанта, как раздела урока сольфеджио, его цели и задачи стр. 8-9
1.2. Психологические основания музыкального диктанта стр. 10-15
1.3. Работа над одноголосным музыкальным диктантом в музыкально-исторической практике стр. 15-19
1.4. Сборники музыкальных диктантов: типология, специфика, методическая направленность стр. 20-29
II. Техника записи музыкального диктанта
2.1. Запись музыкального диктанта: задачи и их решение стр. 30-33
2.2. Выработка структурного мышления и общие вопросы техники
записи музыкального диктанта стр. 33-38
2.3. Подготовительная работа с диктантом стр. 38-42
2.4. Формы диктанта стр. 42-47
2.5. Виды работы с написанным диктантом стр. 47-48
2.6. Освоение различных средств музыкальной выразительности в
процессе работы над одноголосным диктантом стр. 49-55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.56-58

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ОмГУ Музыкальный диктант.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

     Воспитание  и развитие навыка записи музыки  – одна из наиболее ответственных  и трудных  задач педагога по сольфеджио.

     Не говоря  о том, что запись диктанта требует хорошо развитого слуха, знания целого ряда музыкально – теоретических понятий и активного, воспитанного внимания. Важной задачей педагога является его обязанность: как организовать сам процесс записи, то есть, указать ученику приемы, которыми он будет пользоваться при записи, направить его мысль и слух на верный путь – дать ему правильную методику. Как бы ни был хорош слух у ученика, каков бы ни был его практический опыт, - все равно, не зная как надо записывать музыку, он потерпит неудачу.

     Изложению  методических приемов и посвящен  этот параграф.

     Одноголосный музыкальный диктант – один из важнейших разделов урока сольфеджио. Он является эффективным средством регуляции учебно- слуховой деятельности и направлен на развитие слуха и памяти.

     Как уже  говорилось ранее: диктант всегда  несет определенную смысловую  нагрузку. Диктант – это музыкальная  форма со всеми присущими ей  элементами- каденциями, кульминацией, мотивами, фразами и т.д. – и, независимо от степени сложности, всегда содержит сумму  определенных учебных заданий. Поэтому диктуемый пример должен быть осознан и охвачен учащимися в целом до начала записи; в данном случае следует идти как бы от общего к частному. После двух – трех прослушиваний подряд учащиеся должны определить в целом:

- структуру диктанта  (квадратная, неквадратная)

- тип каденций (половинная, заключительная)

- характерные формы  движения 

- наличие повторности

- определить размер

- характерные особенности  ритмики

- лад 

- тональность 

- сосчитать количество  тактов и соответственно расставить  на нотоносцах тактовые черты,  приготовив таким образом нотную  бумагу для записи наиболее  ярко запомнившихся  мелодико – гармонических оборотов.

     Это ведет  к выработке структурного мышления, которое является основополагающим  в технике записи диктанта. Рекомендуется  также приучать писать только  в перерывах между проигрываниями.  Запоминать! Это и есть основная  задача музыкального диктанта. Развитие объема памяти, определенных представлений о мелодии, гармонии и формообразующих элементах.

     Удобнее  всего делать по 4 такта на строке, чтобы потом было легче ориентироваться,  где находится, например, третий, где – шестой такт. Это требование не случайно, а вызвано тем, что даже при хороших (а тем более – средних) слуховых данных, но с недостаточно тренированной и, следовательно, малоразвитой  памятью у учащихся после первоначальных  прослушиваний диктант запоминается не весь, а частями. Так, быстрее и легче всего улавливаются слухом начальная и заключительная фразы: начальная – потому, что это первое слуховое впечатление, которому ничто не предшествовало, а заключительная – потому, что это последнее слуховое впечатление, на которое ничто уже не наслаивается.

     Кроме того, видя перед собой структуру диктанта,  быстро и легко воспринимаются такие «узловые» моменты, как половинная каденция, начало второго предложения, прерванная каденция (если она есть) и т.п.

     Подобная система позволяет учащимся вести запись диктанта сразу в трех – четырех направлениях: от начала и далее, половинная каденция и подход к ней, начало второго предложения и далее, заключительная каденция и подход к ней. Это, с одной стороны, значительно убыстряет саму запись, а с другой – образует контрольные вехи, дающие возможность проверить правильность произведенной уже записи и, в случае необходимости, вносить соответствующие исправления и уточнения по ходу дела.

     Как правило,  учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе. Но это требование часто бывает невыполнимо, и учащиеся не могут писать, не напевая. Особенно это относится к вокалистам, для которых и слушать и вспоминать музыку – это значит ее напеть. Но не только вокалисты с трудом  отучаются от вредной привычки напевания вслух при записи. Учащиеся различных специальностей, обладающие средними музыкальными данными и меньшей музыкальной культурой, обычно не могут  обойтись без напевания при записи. Это говорит о том, что у них слабо развит внутренний слух. Необходимо постепенно его развивать и воспитывать точность слуховых представлений.

     На сегодняшний  день существует тенденция учета  специальностей: не нужно отучать  вокалистов  петь при записи диктанта. Это может быть связано со спецификой слуха. Именно поэтому пианисты «проигрывают» диктант  на столе – они легче его осознают через кинестетику.

     Сейчас  есть новый метод преподавания  сольфеджио, он заключается в  том, что записанный диктант  или пример для чтения с  листа любой учащийся тут же проигрывает  на своем инструменте. Это уже явление нашего столетия.

     Еще одним  спорным моментом на сегодня  является понятие «стенографирование».

Подобная  запись требует  прежде всего хорошо организованного  и развитого, активного слуха, волевого внимания и развитой музыкальной памяти. Запись же  нота за нотой без такой подготовки превращается в механическое занятие, «бесперспективную регистрацию отдельных звуков или не связанных между собой мотивов» [40; с.266]. Такой вид записи в школе можно применять только с подвинутыми учениками для проверки уровня навыков в пределах требований того же музыкального диктанта.

     Диктант  – «стенография» в том виде, в каком он преподается в  настоящее время, не обращен  к внутреннему слуху, к музыкальной памяти, не связан с необходимостью представить себе цельный образ воспринимаемой музыки. Иначе говоря, этот метод как путь воспитания не может удовлетворить основным задачам, поставленным перед диктантом, как важным комплексным видом занятий по слуховому развитию учащихся.

     Таким образом,  техника записи музыкального диктанта  должна быть направлена, в первую очередь, на выработку структурного мышления. Стандартный классический период – это самая мобильная музыкальная форма, повторного или неповторного строения, с вопросо–ответным соотношением каденции. Этот эталон и нужно осваивать в практике записи одноголосного музыкального диктанта. Начиная с первого класса необходимо писать пусть элементарный, но период. От квадратной структуры следует постепенно переходить к неквадратной. При этом в записи  диктанта необходимо отмечать предложения, фразы, учить проставлять штрихи, динамику.

     Ведь если  пример для диктанта – это  художественный образец, тогда   и выглядеть на бумаге  он  должен соответственно со всеми структурными особенностями,  агогическими  изменениями.

     И,во– вторых, запись  диктанта ведет к развитию памяти. Поэтому писать надо строго между проигрываниями. Так как «стенографирование» любого диктанта – запись его во время исполнения, следом за играющим, точками, без ритма –  безусловно - вредно. Это уже профессиональный навык.  

          Таким образом, такая методика  проведения диктанта даст возможность правильно воспитать восприятие ученика; от общего к частному, от восприятия художественного образа произведения к анализу выразительных средств музыкального языка.

 

 

   2.3. Подготовительная работа с диктантом

     Как уже  говорилось ранее, работе над  записью мелодии (диктантом) должен предшествовать целый этап подготовительных упражнений. Задача этого этапа заключается в освоении и закреплении правил нотного письма, выработке почерка, а также накоплении опыта в установлении связи между видимым слышимым. Несомненно, что все формы работы в классе сольфеджио – пение, дирижирование, слушание музыки – способствуют развитию слуха и установлению этой связи, но подготовка к  диктанту все же требует специальных упражнений. Ниже приведен список тех форм подготовительной работы, которые наиболее полезны и чаще всего используются.

1) Переписывание.

     После того, как учащиеся ознакомились с  расположением знаков  на нотоносце   и научились писать ноты, следует  систематически давать письменные  задания. Вначале это будет  переписыванием того, что было  записано в классе. Полезно переписать 2 и 3 раза одно и тоже, чтобы добиться красивого и аккуратного исполнения. Постепенно материал письменных заданий усложняется: переписывается не только то, что записано в классе, но и примеры  из сборника сольфеджио; вокальная партия из песни с аккомпанементом.

     При всем возможном разнообразии в заданиях по переписыванию, следует строго придерживаться одного: то, что списывается, должно быть знакомо на слух, должно звучать в процессе письма. Это чрезвычайно важное  методическое положение обеспечит главную задачу списывания – способствовать созданию связи  между  видимым и слышимым.

     Необходимо  с самого начала воспитать  у учащихся навык  напевать  или внутренне слышать то, что  они пишут, а не просто «рисовать»  нотные знаки.     Следует  с самого начала при переписывании поставить перед учащимися задачу – слышать то, что они пишут.

2)  Подбирание на  фортепиано.

     В настоящее  время  в работе  над развитием  слуха учащихся (особенно у детей  в начале обучения их по  специальности) широко применяется  педагогами прием подбирания мелодий на фортепиано. Этот прием помогает  учащимся слушать инструмент, развивает их музыкальную память, способствует выработке точности музыкально – слуховых представлений. На занятиях по сольфеджио подбор на фортепиано также используется очень широко и является полезным подготовительным упражнением к диктанту. В процессе подбирания мелодии учащийся приучается к «слуховой наблюдательности», к точности слуховых представлений  и, находя нужный звук на клавиатуре, связывает его с соответствующим названием ноты. Это приносит большую пользу, накапливает опыт в понимание звучания клавиатуры, развивает «слуховую активность» [13;с.56], способствует началу осознания линии движения мелодии. Понимание движения вверх, вниз или на одном месте значительно легче осваивается с помощью конкретно – образного движения по клавишам на клавиатуре, чем абстрактно, только на основе слухового впечатления. Поэтому, прежде чем подвести учащихся к осознанию линии движения мелодии, полезно провести работу по подбиранию мелодии на фортепиано.

     В дальнейшем  подобранные мелодии следует  записывать в нотную тетрадь,  оформив их ритмически.

     При изучении  различных тональностей, подбирая  мелодии от разных звуков и  записывая их учащийся осваивает  транспозицию не только теоретически, но, что особенно важно, на слуховой основе как воспроизведение одной и той же мелодии на разной высоте.

     Показывая   учащимся, как подбирать мелодию  от разных звуков, следует все  время обращать их внимание  на рисунок (движение) мелодии,  который остается одинаковым, и добиваться того, чтобы учащийся не просто «нащупывал» нужный звук, а руководствуясь рисунком мелодии, сознательно искал его в нужном направлении. Этому способствует:

   3) Графическая  фиксация линии мелодии.

     Правильное  осознание линии движения мелодии имеет большое значение при записывании диктантов. Для этой цели можно применять ряд упражнений. Например, слушая и напевая мелодию, учащиеся движением руки по вертикали показывает направление мелодии: выше, ниже, на одном месте. Это допустимо в самых младших классах, когда дети еще не умеют дирижировать, так как рука лишь приблизительно показывает ширину интервала. А можно на доске без нотного стана изобразить точками мелодию, с соблюдением примерного расстояния между ними, что больше соответствует графическому изображению записи на нотоносце. Это дает хорошую связь ощущения движения звуков по высоте с зрительным изображением их на нотоносце.

     Другой  вариант этой же графической  записи заключается в том, что  вместо точек звук фиксируется горизонтальной черточкой  разной длины. Применение этого приема приносит большую пользу учащимся, помогает им осознать  и наглядно представить себе (изобразить) линеарное  строение мелодии в общих контурах. «Следует особенно рекомендовать это упражнение при работе с баянистами, вокалистами» [13;с.58].

     4) Транспонирование.

     Как указывалось  выше,  транспонирование должно  начинаться с подбирания мелодии  на слух от разных звуков, а  затем – записи ее в нотную  тетрадь. Однако в виде письменных  упражнений полезно применять и теоретическое транспонирование, то есть переписывание мелодии на тот или другой интервал вверх или вниз в соответствующую тональность. Этим вырабатывается навык построения интервалов от разных звуков, закрепляется знание тональностей и, несомненно, также тренируется внутреннее слуховое представление данной, знакомой мелодии на разной высоте, с разными названиями нот.

     Как и  переписывание, письменные упражнения на транспонирование должны проводиться только на усвоенном музыкальном материале, для того, чтобы учащийся во время письма проверял все слухом.

     5) Запись  ритма.

     Эта форма  была уже у Орфа К, Котляревской,  Виноградова.                   Это очень полезный вид работы  с начинающими. По прочтении  стиха или пении детской песенки, на доске (или в тетради) записывается ритм палочками, где долгий звук (четверть) – большая палочка, быстрые звуки (восьмые) – маленькие палочки под одним ребром.      Это прообраз ритмического диктанта. Здесь нет тактовых черт, поэтому этот вид работы подходит для начинающих – проговаривая слова стиха или песни и прикасаясь пальцами к написанным черточкам, у детей вырабатывается осознание долгих и коротких длительностей.

Информация о работе Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио