Анализ хорового номера «Sanctus» из произведения «Реквием» В. А. Моцарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 03:05, реферат

Краткое описание

Реквием» – последнее незавершённое произведение, последнее величайшее создание гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791), над которым он работал перед самой смертью. «Реквием» (траурная заупокойная месса), написанный для хора, солистов и оркестра, создан на традиционный, принятый в католической службе, латинский текст и развивает традиции ораториальных сочинений Баха и Генделя, партитуры которых Моцарт серьезно изучал. В сольных, ансамблевых и оркестровых эпизодах ощущается опыт композитора в оперном жанре.

Вложенные файлы: 1 файл

Аннотация.Реквием.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 

Анализ  хорового номера «Sanctus»

из  произведения «Реквием»

В. А. Моцарта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.а) «Реквием» – последнее незавершённое произведение, последнее величайшее создание гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791), над которым он работал перед самой смертью.                                        «Реквием» (траурная заупокойная месса), написанный для хора, солистов и оркестра, создан на традиционный, принятый в католической службе, латинский текст и развивает традиции ораториальных сочинений Баха и Генделя, партитуры которых Моцарт серьезно изучал. В сольных, ансамблевых и оркестровых эпизодах ощущается опыт композитора в оперном жанре.                                                                                                                                            Яркие выразительные средства обеспечили Реквиему успех на концертной сцене, а моцартовская трактовка частей стала эталоном и продолжает оказывать влияние на композиторов вплоть до наших дней («Реквием» Слонимского).

б)   История написания «Реквиема».                                                                                                                            

У «Реквиема» сложилась  очень интересная судьба и история  создания.                             

Незадолго до смерти, в мае 1791 года, В. А. Моцарта посетил  некий таинственный незнакомец в  чёрной маске, не называя никаких  имён, он заказал композитору «Реквием», пообещав щедрое вознаграждение. Моцарт, который к тому моменту был уже тяжело болен, принял визит за некий знак, и ему начало казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя... Написание последнего сценического произведения — оперы «Волшебная флейта» — отнимало немало сил и времени у композитора, поэтому поначалу сочинение «Реквиема» продвигалось не столь быстро. Когда, наконец, опера была закончена, и Моцарт смог уделить «Реквиему» достаточно внимания, время было упущено — смертельная болезнь приковала его к постели. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия смерти всё чаще посещали его… Он писал: « …Теперь мне уже нечего бояться… А как прекрасна была жизнь!.. Но никому не дано изменить предначертанной судьбы. С ясным сознанием нужно принять то, что предначертано провидением. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной» (Вена, 7 сентября 1971 г.).                                                                                                         Свидетели утверждают, что даже в конце ноября 1791 году, в то время как Моцарт уже был крайне тяжело болен, он всё-таки очень хотел дописать свой «Реквием» и навещающих его знакомых просил играть уже написанное. Несмотря на то, что композитор работал стремительно, был поглощен этой работой, закончить произведение он все же не успел. Сочинение оборвала смерть композитора, случившаяся 5 декабря 1791 года.                                                                                                                            

Однако подлинная история лишена ореола таинственности. Как оказалось, незнакомец в чёрной маске был всего лишь слугой графа Ф. Вальзегг–Штуппаха - большого любителя музыки, недурно игравшего на нескольких инструментах. Граф не довольствовался славой исполнителя, он желал непременно приобрести известность и как композитор, однако способностей к сочинению не имел. Блестящая изобретательность помогла ему, тем не менее, преодолеть это затруднение. За большую плату он анонимно заказывал лучшим композиторам произведения, которые затем выдавал за свои. «Творческий» замысел «Реквиема», заупокойной службы, у него родился в связи с годовщиной смерти его жены.               

Работу над  незавершённым «Реквиемом», по сегодняшний  день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил  ученик композитора Франц Ксавер Зюсмайер по эскизам и наброскам композитора, а также на основе того, что Моцарт сам ему играл. Во всяком случае, можно определенно утверждать, что Зюсмайер не написал ни одного такта собственной музыки, а бережно сохранил и мастерски обработал то, что было сочинено Моцартом. Это видно хотя бы из следующего: Моцарт, оставив в набросках значительную часть «Реквиема», не написал конца произведения, а Зюсмайер вместо того, чтобы сочинить собственную музыку, хотя он и был талантливым композитором, в последнем номере «Agnus Dei» целиком повторил тему первого номера вместе с двойной фугой (там, она звучала со словами Kyrie eleison), создав таким образом музыкальное обрамление.

Несмотря на трагическую «неоконченность», «Реквием» сегодня — одно из самых популярных моцартовских произведений, стабильно присутствующее в репертуаре различных исполнителей и неизменно любимое слушателями. Это неслучайно, так как в этом сочинении ярко воплотилось основное противоречие мироощущения композитора: беззаветная влюбленность в жизнь и страх неизбежности смерти. Эта тема звучит во всем творчестве Моцарта, наиболее полно раскрываясь в опере «Дон Жуан». В отличие от оперы, в «Реквиеме» нет страниц музыки, связанных с беспечностью, весельем и наслаждением, предоставляемыми жизнью удовольствиями, ведь это духовное сочинение. Но на фоне суровых, мрачных образов звучит робкая надежда на существование лучшего мира.                                                                                                                                                  Драматизм и острый конфликт, составляющие стержень «Реквиема», впечатляющие контрасты, яркость и емкость образов обеспечили ему долгую концертную жизнь. Несмотря на то, что композитор не успел довести его до конца, это подлинно авторское произведение, в котором воплотились величие и трагизм моцартовского гения.            

в) В. А. Моцарт - один из величайших представителей мировой музыкальной классики, художник, творческая деятельность которого была связана с передовыми идеями эпохи просвещения. Для творчества Моцарта характерны глубина мысли, широта охвата явлений окружающей действительности, демократичность, богатство содержания, разнообразие форм, оптимизм, жизненная сила, исключительная выразительность мелодики, редкое художественное совершенство формы. Моцарт синтезировал в своем творчестве многообразие европейской музыкальной культуры XVIII века и оказал большое влияние на развитие почти всех жанров музыкального искусства: обновил и обогатил жанры симфонии и квартета, утвердил классическую форму инструментального концерта, поднял на недосягаемую высоты хоровую музыку («Реквием»). Особенно велики его заслуги в области оперного творчества, где он создал новые жанровые разновидности оперы, переосмыслил сложившиеся формы оперного пения, усовершенствовал увертюру, добился органического слияния музыки с драмой при подчеркнутом значении первой. Примечательны в его операх яркость воплощения характеров и мастерство ансамблевой техники.

2.а)Requiem (от первого слова латинского текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» -«Покой вечный даруй им, Господи») – траурная заупокойная месса (служба) в католической церкви, посвящённая памяти усопших. Соответствует панихиде в православной церкви. Отличается от торжественной мессы отсутствием некоторых частей («Gloria» - «Слава», «Credo» - «Верую»), вместо которых вводятся другие: «Requiem» - «Покой», «Dies irae» - «День гнева», «Tuba mirum» «Чудесная труба», «Lacrimosa» «Слёзная», «Offertorio» - «Приношение даров», «Lux aeterna» - «Вечный свет» и другие.

Со второй половины 18 века Реквием приобрёл внекультовое значение и, как правило, звучит не в  церквях, а в концертных залах.                                                                           Композиторы 20 века в ряде случаев, отказываясь от традиционного литургического текста, сочетали его со светской тематикой, со стихами выдающихся поэтов (Б. Бриттен «Военный реквием», Д. Кабалевский «Реквием» (слова Р. Рождественского)).

 б) Реквием — особый жанр музыки. Поскольку он тесно связан с богослужением, ему свойственны некоторые закономерности, определяющие его облик. Это монументальное вокально-инструментальное произведение, исполняемое в ритуале отпевания усопшего. Цель заупокойной службы — подготовить душу к переходу в иной мир. Но смысл службы не только в упокоении мертвых, но и в примирении живых. В музыке воплощаются грозные образы, связанные с мотивами Страшного Суда, и смягчающие их лирические, в которых провозглашается надежда на спасение и вера в Царствие Божие.         

Как правило, композиторы  пишут только одно произведение такого рода, подводя в нем некий итог своему предшествующему творчеству. Это осмысление накопленного опыта и пережитого, философское раздумье о судьбе человечества и передача сложной гаммы чувств. При этом музыкальное решение сильно отличается, и проблематика каждого подобного сочинения строго индивидуальна.                

«Реквием» В. А. Моцарта, несмотря на культовый текст, далек от богослужебного культа. Средствами музыкальной выразительности Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих переживаний - душевное смятение, умиротворенный покой, глубину горя и страданий. Все произведение проникнуто высоким гуманизмом, страстной любовью к человеку, горячим сочувствием к его страданиям.   

«Реквием» Моцарта  состоит из 12 частей:                                                                                                                

1. «Requiem aeternam» — «Вечный покой»                                                                                                                 2. «Dies irae» — «День гнева»                                                                                                                                3. «Tuba mirum» — «Чудесная труба»                                                                                                                                        4. «Rex tremendae» — «Царь потрясающего величия»                                                                         5. «Recordare» —  «Помяни»                                                                                                                                        6. «Confutatis» — «Ниспровергая»                                                                                                                          7. «Lacrimosa» — «Слезная»                                                                                                                                      8. «Domine Jesi» — «Господи, Иисусе»                                                                                                                                           9. «Hostias» — «Жертвы»                                                                                                                                                             10. «Sanctus» — «Свят»                                                                                                                                   11. «Benedictus» — «Благословен»                                                                                                                                                 12. «Agnus Dei» — «Агнец Божий»           

 Из двенадцати номеров «Реквиема» девять написаны для хора и три («Tuba mirnum», «Recordare» и «Benedictus») для квартета солистов.  

 В «Реквиеме»  В. А.  Моцарта, что обусловлено характером самого жанра, преобладают скорбно-трагические настроения. Но есть контрастирующие части, полные просветления, умиротворенности (квартеты «Recordare» и«Benedictus»), торжественного ликования («Sanctus»). Но они лишь еще более оттеняют общую глубоко трагическую концепцию произведения.     

в)     «Sanctus» 

Sanctus (лат. Sanctus — «Свят») — древний христианский литургический гимн, входит в состав большинства древних литургий, как западных, так и восточных. Во всех обрядах, использующих песнопение «Свят, свят, свят», оно входит в состав анафоры и следует, как правило, после префации.

                       

Гимн состоит  из двух частей, обе представляют собой слегка изменённые библейские цитаты. Первая фраза песни «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля славы Твоей» восходит к третьему стиху шестой главы Книги пророка Исаии «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»  (Ис.6:3). В пророческом видении эту фразу пели серафимы, окружавшие престол Божий.

Вторая фраза  «Осанна в вышних! Благословен  Грядущий во имя Господне! Осанна в  вышних!» — слегка изменённая цитата из Евангелия от Матфея «народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!»»  (Мф.21:9). Как описывает Евангелие, возгласами «Осанна!» и «благословен Грядущий во имя Господне!» народ приветствовал Христа во время Входа Господня в Иерусалим.

Sanctus, Sanctus, Sanctus 
Dominus Deus Sabaoth! 
Pleni sunt coeli et terra                                                                                                                                                                     gloria Tua. 
Hosanna in excelsis! 

Свят, Свят, Свят 
Господь Бог Саваоф! 
Полны небо и земля                                                                                                                                                                      славы Твоей. 
Осанна в вышних!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ хорового номера «Sanctus» из произведения «Реквием» В. А. Моцарта