Целостный анализ повести А.П. Чехова "В овраге"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы несомненна, ведь, несмотря на возрастающее количество разнообразных исследований о писателе и его творчестве, существует убеждение в том, что А.П. Чехов остался недопонят. М.А. Каллаш писала: "Чехова у нас просто не дочитали до конца. Не дочитали и не заметили, что он выходит очень далеко за пределы отведённой ему эпохи, за пределы всеми признанных "чеховских тем". Не узнали в нём русского художника огромной силы и огромного внутреннего масштаба..."[1/2]. Очевидно, что "спор о Чехове" ещё весьма далёк от завершения, и не одно поколение исследователей будет пытаться понять смысл его творчества.

Содержание

1. Вступление
2. Целостный анализ повести А.П. Чехова "В овраге"
3. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

А.П.Чехов.docx

— 30.91 Кб (Скачать файл)

План:

1. Вступление

2. Целостный анализ повести А.П. Чехова "В овраге"

3. Заключение

 

 

 

      1. Вступление

     Темой для своей контрольной работы я выбрала творчество Антона Павловича Чехова - тонкого художника и глубокого мыслителя.

     Актуальность этой темы несомненна, ведь, несмотря на возрастающее  количество разнообразных исследований  о писателе и его творчестве, существует убеждение в том, что  А.П. Чехов остался недопонят. М.А. Каллаш писала: "Чехова у нас просто не дочитали до конца. Не дочитали и не заметили, что он выходит очень далеко за пределы отведённой ему эпохи, за пределы всеми признанных "чеховских тем". Не узнали в нём русского художника огромной силы и огромного внутреннего масштаба..."[1/2]. Очевидно, что "спор о Чехове" ещё весьма далёк от завершения, и не одно поколение исследователей будет пытаться понять смысл его творчества.

     Чехов принадлежал к писателям, которые изображали жизнь народа будто бы извне, с наблюдением и сочувствием, с позиции гуманиста, который не равнодушен к проблемам простого люда. Этот автор углублялся во внутренний мир представителей разных социальных прослоек: чиновничества, разоренного в капиталистических условиях дворянства, интеллигенции, обнищавшего крестьянства. Именно жизни крестьянства в условиях развития капитализма посвящена одна из лучших повестей А.Чехова "В овраге" (1900). Это сочинение о смысле человеческой жизни, об испытании его на прочность в беспросветности и безысходности, в страшных реалиях господства собственнической морали над душами людей.

 

 

     2. Целостный анализ повести А.П. Чехова "В овраге"

     Повесть А.П. Чехова "В овраге" впервые была опубликована в журнале "Жизнь" в 1900 году.

     В девяностые годы Россия переживала подъем революционного движения. Начинался третий – пролетарский – этап освободительного движения в стране. Уходящий мир дворянско-крепостнических отношений и растущий капитализм, со всеми присущими ему кричащими противоречиями, уживались в России, образуя крайне сложный переплет.

     Творчество Чехова второй половины девяностых годов, характерно непосредственным обращением к основной теме демократической русской литературы XIX века — теме: народ и интеллигенция. При этом первоосновой поднятой Чеховым темы, как это было в литературе и до него, оказывалась, в конечном счете, проблема народа. Чехов впервые столкнулся с ней в восьмидесятые годы. Теперь он вновь обращался к той же теме, но на новой основе, обогащенной опытом всей предшествующей творческой деятельности.

     Стремление выявить и подчеркнуть некие общечеловеческие черты в людях из народа отходит теперь на второй план. Зато значительно углубляется анализ социальной психологии русского крестьянина, а вместе с тем и условия его социального бытия.

     В повести "В овраге" Чехов обращается к теме бытия простого, т.е. непривилегированного, неинтеллигентного человека. Расположенное в овраге село Уклеево словно укрылось в нем от большого мира, события в котором, описываемые историками, до уклеевцев не доходят. Здесь события местного масштаба, за исключением анекдотического - как на поминках дьячок один съел четыре фунта зернистой икры. Наряду с местными фабрикантами, самая заметная в селе фигура - Григорий Цыбукин, торговец, вообще оборотливый человек. Вероятно, Григорий прожил бы сытую безбедную жизнь кем-то уважаемого, а кем-то и ненавидимого человека, если бы судьбой не была предназначена ему роль жизнеустроителя. "У старика всегда была склонность к семейной жизни, и он любил своё семейство больше всего на свете"[2/445]. Эта любовь - фундамент, на котором воздвигает он семейную жизнь. Те отношения, на которых основывается семейная жизнь, Григорию словно неведомы. Живое человеческое чувство в мещанской среде заменяют неписанные трагедии: "Когда Цыбукины женились, то для них, как для богатых, выбирали самых красивых невест"[2/449]. И с женой, и с невестками, казалось бы, Цыбукину повезло.

     "- Да, и невестки же у тебя, Григорий Петров, бог тебе послал!.. Не бабы, а чистый клад!"[2/59] - польстил Цыбукину его работник. В самом деле, все они пригодились в его хозяйстве, а на Аксинью, жену младшего сына Степана, придурковатого и глухого, Григорий не мог смотреть без восхищения за её хозяйскую хватку. Первым сюрпризом стало для него поведение новоявленной его жены Варвары. "Едва она поселилась в комнатке, в верхнем этаже, как всё просветлело в доме, будто во всём доме были наставлены новые стёкла. Засветились лампадки, столы покрылись белыми, как снег, скатертями, на окнах и в палисаднике показались цветы с красными глазками, и уже за обедом ели не из одной миски, а перед каждым ставилась тарелка"[2/145]. Если Аксинья знаменует собой торгашеское отношение к людям, то с Варварой в тусклый быт Цыбукиных приходит неведомая прежде благотворительность, отношение к которой Григорий не мог сразу определить. "В том, что она подавала милостыню, было что-то новое, что-то весёлое и лёгкое, как в лампадках и красных цветочках. Когда в заговенье или в престольный праздник... сбывали мужикам протухлую свинину с таким тяжёлым запахом, что трудно было стоять около бочки, и принимали от пьяных в заклад косы, шапки, женины платки, когда в грязи валялись фабричные, одурманенные плохой водкой, и грех, казалось, сгустившись, уже туманом стоял в воздухе, тогда становилось как-то легче при мысли, что там, в доме, есть тихая, опрятная женщина, которой нет дела ни до солонины, ни до водки; милостыня её действовала в эти тягостные дни, как предохранительный клапан в машине"[2/146]. Так входит в жизнь Цыбукиных новое для них начало. Безболезненно будет принята в это семейство и кроткая певунья Липа.

     Для эпического мира Чехова  характерно соприсутствие в нём  разных, казалось бы, несовместимых  начал. Григорий Цыбукин одержим наживой и без зазрения совести обманывает покупателей - жена его Варвара принимает близко к сердцу этот обман; красивая, деятельная, целеустремлённая Аксинья - и во всех отношениях неудачный сын Степан; робкая богобоязненная Липа - и бравирующий своим положением горожанина и сыщика Анисим, совершенно равнодушный к семейной жизни. "Что удерживает это семейство от центробежных процессов? Конечно, известная инерция сосуществования, пока жизненные интересы её членов не вступают в противоречия. Чеховские герои способны довольствоваться малым. Вероятно, и на уровне сожительства семейство Цыбукиных продолжало бы существовать, если бы Григорий Цыбукин не совершил непоправимую ошибку, впрочем не без подсказки Варвары, посоветовавшей ему позаботиться о внуке, новорождённом сыне Липы, записав на него Бутекино, предмет вожделения Аксиньи. Так обнаруживается "несущая конструкция" жизни уклеевцев, выраженная в словах "кто к чему приставлен". Духовная культура для уклеевцев слишком сложна для понимания, и если они в этом отношении нигелисты, то нигелисты поневоле"[3/12].

     В разговоре с Варварой, сетующей  на приверженность Цыбукиных к примитивному обману в торговле, Анисим, как и отец, твердит одно: "К то к чему приставлен..."[2/457], - а призыв Варвары к совести, к Богу нисколько не убеждает Анисима:

     "- Бог, может, и есть, а только  веры нет, - сказал он. - Когда меня  венчали, мне было не по себе. Как вот возьмёшь из-под курицы  яйцо, а в нём цыплёнок пищит, так во мне совесть вдруг  запищала, и пока меня венчали, я всё думал: есть Бог! А как  вышел из церкви - и ничего...Да  и откуда мне знать, есть Бог  или нет?"[2/457].

     Для Чехова неприемлемы такие  мотивы поведения человека из  мещанской среды, которые им отчётливо  осознаны: аморализм, коварство, право  сильного, корыстный расчёт. Невежество, невоспитанность, инстинктивность  побуждений, душевная заскорузлость, примитивность внутреннего мира - вот истинные мотивы поведения  Цыбукиных, да и всех уклеевцев в целом. До злодейства они не дозрели. Для Анисима фальшивые монеты - способ самоутверждения. " Главная прелесть этого подарка была именно в том, что все монеты, как на подбор, были новенькие и сверкали на солнце"[2/151]. Анисим щедро раздаёт их направо и налево, словно играет в какую-то детскую игру. В соотношении материальных и духовных ценностей сознание уклеевцев явно склоняется к первым. Яркий пример тому - плотник Елизаров по прозвищу Костыль, который "о каждом человеке или вещи судил только со стороны прочности: не нужен ли ремонт?". Комплимент Липе звучит в его устах так: "И эта хороша у тебя невестка! Всё, значит, в ней на месте, всё гладенько, не громыхает, вся механизма в исправности, винтов много"[2/154].

     Понятно, что в поведении персонажей  повести не предполагается альтернатив, а потому и их ответственность  за свои поступки проблематична. Анисим осуждён на каторгу  по той понятной причине, что  вступил в конфликт с законом. Аксинья за убийство ребёнка  никакому наказанию не подверглась  и о её виновности в повести  даже не упоминается, словно иначе  и не могло бытью Напротив, вина за смерть Никифора возлагается на его мать. "Эх, Липа, не уберегла ты внучка", - упрекает Липу Григорий. "Один был мальчик, и того не уберегла, глупенькая..."[2/176] - вторит ему Варвара. Это не осуждение, а эмоциональная реакция на события людей, лишившихся наследника...

     Если посмотреть на внутреннее  содержание персонажей повести "В  овраге", то окажется, что человечность  здесь не в чести, и чем в  большей мере у человека "обмелела" душа, тем вероятнее его материальное  благополучие. Малокультурные местные  фабриканты, Аксинья, ставшая хозяйкой  цыбукинского дела, волостной старшина и волостной писарь, "не отпустившие из волостного правления ни одного человека без того, чтобы не обмануть и не обидеть... и казалось, что они уже до такой степени пропитались неправдой, что даже кожа на лице у них была какая-то особая, мошенническая"[2/155]. Бесчувственность - сила, отзывчивость - слабость; такова логика социальных отношений в этой социальной среде. Гуманизм Варвары, нашедший отзыв у Григория Цыбукина, стоил Липе потери сына. Когда сторож яков возмущается поведением Аксиньи, якобы выгнавшей из дома Григория Цыбукина, и ищет у Елизарова сочувствия, тот упорно не понимает и сводит разговор на личное. Порядок вещей, лежащий в основе бытия уклеевцев, нерушим.

     Повесть "В овраге" - это хроника  бытия уклеевцев, так или иначе затронутых событиями, происходящими в селе. "Вечером, в праздники, когда ложились спать, во дворе у младших играли на дорогой гармонике, и если была луна, то от звуков этих становилось в душе тревожно и радостно, и Уклеево уже не казалось ямой"[2/148]. В отношениях единичного человека с миром нет гармонии, лада, ему недоступно чувство полноты бытия, и постоянная сосредоточенность на сознании своего несовершенства, своей единичности, своей "земности" угнетают его даже в торжественных ситуациях. В сцене венчания в церкви Липа духовно не пробуждается и вся сосредоточена на физических ощущениях: "Блеск огней и яркие платья ослепили Липу, ей казалось, что певчие своими громкими голосами стучат по её голове, как молотками; корсет, который она одела первый раз в жизни, и ботинки давили ей, и выражение у неё было такое, как будто она только очнулась от обморока, - глядит и не понимает"[2/153]. Именно сознание чуждости друг другу жениха и невесты порождает в каждом из них чисто "материальное" восприятие происходящего. По этой же причине и свадьба их - это шумное сборище людей, вдохновляемых обжорством и пьянством. "Зашло солнце, а обед продолжался; уже не понимали, что ели, что пили, нельзя было расслышать, что говорят..."[2/155].

     Художественный уровень повести  во многом определяется тем, что, сквозь социально-бытовой план, замкнутый  на изображении села Уклеева, на событиях, происходящих в семье Цыбукиных, просвечивает второй, расширяющий повествование до масштабов, характеризующих русскую жизнь в целом.

     Обобщённо-символический план изображения  создаётся с опорой на ценности  народного христианства, фольклорную  традицию, ощутимую здесь больше, чем в каком-либо другом из  произведений Чехова. Отсюда необычное  для поэтики писателя олицетворение  добра и зла, резкость их противопоставления, контрастность "верха" и "низа" и другие особенности образной  системы повести.

     Уже в названии и в первой  строке ("Село Уклеево лежало в овраге..."[2/444]) формируется образ нечистого места. "В нём не переводилась лихорадка и была топкая грязь даже летом... Здесь всегда пахло фабричными отбросами и уксусной кислотой... От кожевенной фабрики вода в речке часто становилась вонючей; отбросы заражали луг, крестьянский скот страдал от сибирской язвы, и фабрику приказано было закрыть. Она считалась закрытой, но работала тайно, с ведома станового пристава и уездного врача, которым хозяин платил по десяти рублей в месяц"[2/144]. С образом оврага соотнесены образы болота и ямы. Чехов следует народным представлениям, в соответствии с которыми овраги, ямы и болота заняты силами нечистыми и тёмными. Но Чехов всегда, как принято говорить о его стиле , "уравновешивает плюсы и минусы". И внешний вид села производит неоднозначное впечатление: "Если взглянуть сверху, то Уклеево со своими вербами, белой церковью и речкой казалось красивым, тихим, и мешали только крыши фабричные, выкрашенные из экономии в мрачный, дикий цвет"[2/461]. и для Анисима, выросшего в Уклеево, родное его село отнюдь не "яма": "Анисим оглядывался на церковь, стройную, беленькую... Оглянулся на школу с зелёной крышей, на речку, в которой когда-то купался и удил рыбу, и радость колыхнулась в груди..."[2/158-159].

     Образы оврага, болота, ямы, возникающие  ассоциации с преисподней дополняются  и усиливаются другими мотивами  и образами. Важнейшими из них  являются мотивы лжи, обмана, образы  греха, тумана, мотив безверия, наиболее  отчётливо звучащий в монологе  Анисима. В результате совершённое  Аксиньей преступление определяется  не только свойствами характера отдельного человека, но и сущностью русской "овражной" жизни в целом. В то же время образ Аксиньи занимает особое место в ряду других персонажей. С одной стороны, она всецело принадлежит русской жизни, а с другой - "гость" (Аксинья, Ксения в переводе с греческого - "гость", "чужеземец"), человек другого, "чужого" мира, удалённый от этического мира фольклора, от его полюса добра.

Информация о работе Целостный анализ повести А.П. Чехова "В овраге"