Анализ хорового произведения «Печальное сердце мое»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:03, доклад

Краткое описание

Сергей Михайлович Слонимский родился 12 августа 1932 г. в Ленинграде в семье творческой интеллигенции, его отец был писателем. В доме часто собирались друзья отца - поэты и писатели, и мальчик, слушая их беседы и дискуссии, с детства проникся творческой атмосферой, научился анализировать, сопоставлять и делать собственные выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

Печальное сердце мое С.Слонимский.docx

— 57.71 Кб (Скачать файл)

ОГОБУ ВПО

«Смоленский  государственный  институт  искусств»

 

Кафедра  хорового  и сольного пения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ хорового произведения

 

«Печальное сердце мое»

 

Слова народные     

Музыка   С.Слонимского

 

Класс доцента Гинзбург В. Г.

 

 

Студент Акимова Кристина

 курс группа 3-06

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск

2014

 

План анализа хорового произведения

 

1. Историко-стилистический  анализ

 

1.Сведения  о композиторе:                                                      стр.4

  • характеристика жизненного и творческого пути.
  • более подробная характеристика хорового творчества;
  • перечень произведений.

2.Сведения о произведении:                                                     стр.6

  • принадлежность к определенному виду хорового сочинения: хор a cappella; крупная форма, концертное исполнение.

3.Анализ литературного текста, сравнение текста, использованного при создании хорового произведения, с литературным оригиналом, возникшие изменения и их причины:                     стр.6

  • характеристика всего произведения (тема, идея);
  • определить замысел композитора, характер произведения, а также взаимосвязь музыки и литературного текста.

 

2. Музыкально-теоретический  анализ                             стр.7 

  • Жанровые особенности.
  • Музыкальная форма. Особенности её трактовки (структура, соотношение частей, количество предложений, фраз). Принципы музыкального развития.
  • Анализ мелодии (тематического материала): её характер, интонации, метроритмические и ладовые особенности.
  • Ладотональные особенности: определение основной тональности, отклонения.
  • Гармонический анализ, его особенность и сложность.
  • Метроритмические особенности.
  • Особенности фактуры и склада изложения.

 

3. Исполнительский  план анализа                          стр.11

 

  • Темповый план: точный перевод, указания метронома и объяснение всех темповых обозначений и характера исполнения.
  • Динамический план, нюансировка, фразировка, исполнение кульминаций (общей и частных, динамических и смысловых).
  • Характер дирижёрского жеста в соответствии с характером звуковедения, артикуляции, штриха.
  • Певческое дыхание.
  • Качество звука, тембра в соответствии с характером произведения.

 

 

4. Вокально-хоровой  анализ                                            стр.14

 

  • Тип хора (смешанный).
  • Вид хора.
  • Диапазон и тесситура хоровых голосов, тесситурное и динамическое соотношение хоровых голосов
  • Трудности в работе над строем и ансамблем и пути их преодоления:
  • хоровой строй (горизонтальный и вертикальный), интонационные трудности;
  • метроритмический ансамбль, его трудности;
  • дикционный ансамбль, его трудности;
  • вокально-хоровые трудности в ансамблевом исполнении.
  • Дирижёрско-исполнительские трудности:
  • показ вступления, дыхания, снятия в соответствии с характером певческого дыхания, атаки звука.

 

Заключение                                                                         стр.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Историко-стилистический анализ

 

1. Историко-стилистический анализ имеет большое значение для общего художественного роста дирижёра, расширяя его кругозор, помогает переосмыслить накопленные знания применительно к изучаемому произведению.

 

   Данное музыкальное произведение стилю музыкально-исторической эпохи XX века.

  • национального музыкального стиля: современного русского.

 

Сведения о композиторе.

 

Сергей Михайлович Слонимский родился 12 августа 1932 г. в Ленинграде в семье творческой интеллигенции, его отец был писателем. В доме часто собирались друзья отца - поэты и писатели, и мальчик, слушая их беседы и дискуссии, с детства проникся творческой атмосферой, научился анализировать, сопоставлять и делать собственные выводы. 
Сергей начинает учиться в музыкальной школе в Ленинграде, во время войны в Перми и в ЦМШ Москвы, и снова в Ленинграде. Ещё в школьные годы, будучи в эвакуации в Перми, Серёжа переслушал весь классический оперный репертуар Кировского театра, и уже тогда пробовал писать сонаты, пьесы, даже написал романс на стихи М.Лермонтова. 
Затем Слонимский заканчивает консерваторию как композитор (1955г.) и пианист(1958г.), а позже и аспирантуру. 
Как и вся консерваторская молодёжь, учившаяся после 1948 года, в стенах консерватории Слонимский обучался лишь на примерах классической музыки, таковы были директивы партии. И только после XX съезда появилась возможность изучения всей мировой культуры эпохи. Слонимский вместе с молодыми композиторами - Губайдулиной, Пригожиным, Денисовым, Шнитке навёрстывали упущенное. 
Хорошей школой для молодого музыканта стали фольклорные экспедиции, в которых Слонимский не только собирал старинные песни и обычаи, но и изучал жизненный уклад русской деревни. Чутко вслушиваясь в мотивы современного городского романса, Слонимский сумел почувствовать его самую суть, затем мотивы бардовских и авторских песен проявятся в его кантате `Голос из хора`, в которой композитор сумеет органично соединить , казалось бы, противоположные стили. Позднее подобное явление будет определено А. Шнитке как `полистилистика`. 
Широко эрудированный композитор настолько хорошо изучил стили разных эпох и народов, что его творения люди других стран могли принять за произведения своих земляков. Такова шотландская музыка в его опере `Мария Стюарт`. 
Слонимского в своё время называли представителем `новой фольклорной волны`, показательна в этом плане кантата `Песни вольницы` (1959г., на народные тексты).  
В каком бы жанре не сочинял Слонимский, его произведения поражают своей подлинностью и яркой индивидуальностью. Умея соединить фольклорные традиции с новейшими техническими приёмами композиции , Слонимский создаёт свои неповторимые произведения: вокальные пьесы `Прощание с другом в пустыне` (1966г.), `Монологи` (1967г.), `Песнь песней` (1975г.), балет `Икар`( 1971г.), камерную оперу `Мастер и Маргарита` (1972г.). А в 1973г. возникает его необычный Концерт для трёх электрогитар, солирующих инструментов и симфонического оркестра. И вновь композитор поражает слушателей соединением, казалось бы, двух диаметрально противоположных стилей – рок и симфонического. 
В своей творческой деятельности Слонимский проявлял себя не только как пианист и композитор, но и как прекрасный музыковед. Им написаны статьи о Р.Шумане, Г. Малере, Н.Римском-Корсакове, М.Балакиреве, М.Мусоргском, И.Стравинском и многие статьи по культуре и искусству, а также книга «Симфонии С.Прокофьева». 
С.М.Слонимский - профессор и преподаватель Ленинградской консерватории, создавший свою школу композиции. Его известные ученики - А.Затин, В.Кобекин, А.Мревлов и другие, 30 из них члены Союза композиторов.  
Также Слонимским проделана большая работа по сохранению, редактированию и исполнению незаслуженно забытых сочинений Р.Шумана, М. Мусоргского, В.Щербачёва. 
Сергей Михайлович Слонимский - один из авторитетных музыкантов современности.

 

Творчество композитора.

Опора на традиции и собственное "я" у Слонимского не исключают друг друга. Но к единству этих двух противоположностей добавляется третья - умение достоверно творить в музыкальных стилях разных времен и народов, будь то русская деревня дореволюционного времени в опере "Виринея" (1967 г., по мотивам повести Л. Сейфуллиной) или старая Шотландия в опере "Мария Стюарт" (1980 г.), поразившая даже шотландских слушателей глубиной проникновения.  
Такое же свойство подлинности лежит на его "античных" сочинениях: балете "Икар" (1971 г.); вокальных пьесах "Песнь песней" (1975 г.), "Прощание с другом в пустыне" (1966 г.), "Монологи" (1967 г.); опере "Мастер и Маргарита" (1972 г., "Новозаветные сцены"). При этом автор стилизует старину, сочетая музыкальные принципы фольклора, новейших композиционных техник XX в. с собственной индивидуальностью.  
Автор многих сочинений, Слонимский непредсказуем в каждом новом из них. Вслед за кантатой "Песни вольницы" (1959 г., на народные тексты), в которой удивительное претворение русского фольклора позволило говорить о Слонимском как об одном из вдохновителей "новой фольклорной волны", появилась Соната для скрипки solo - опус предельной современной экспрессии и сложности. 
 После камерной оперы "Мастер и Маргарита" возник Концерт для трех электрогитар, солирующих инструментов и симфонического оркестра (1973г.) - оригинальнейший синтез двух жанров и форм музыкального мышления: рок и симфонического. Такая амплитуда и резкая смена образно-сюжетных интересов композитора поначалу многих шокировала, не давая понять: каков же подлинный Слонимский? Постепенно обнаружилось неразрывное единство разных стилей Слонимского, например умение даже додекафонии придавать черты фольклорного мелоса.  
Оказалось, что такие ультрановаторские приемы, как использование нетемперированного строя (треть- и четвертитоновых интонаций), свободной импровизационной ритмики без штилей, свойственны фольклору. А при тщательном исследовании его гармонии выявилось, как своеобразно использует автор принципы старинной гармонии и народного многоголосия, конечно, наряду с арсеналом средств романтической и современной гармонии. Именно поэтому в каждой из девяти своих симфоний он создал некие музыкальные драмы, часто связанные между собой образами - носителями главных идей, олицетворяющих разные проявления и формы добра и зла. Столь же ярко, богато, симфонично раскрыты именно в музыке сюжеты всех четырех его музыкально-сценических сочинений - балета и трех опер. В этом одна из главных причин непрерывного исполнительского и слушательского интереса к музыке Слонимского, широко звучащей в СССР и за рубежом.

 

2.  Определение вида хорового сочинения, как хорового жанра, обусловлено следующими характеристиками:

  • составом исполнителей (a cappella);
  • условиями исполнения (концертное исполнение);
  • масштабом и структурой (строфическая крупная форма);
  • степенью творческого участия композитора в создании произведения (оригинальное сочинение).

Хоровая песня, как правило, написана в куплетной форме, отличается конкретностью и простотой содержания, несложной фактурой, может быть  для хора с сопровождением и без сопровождения.

 

3.Анализ литературного текста.

содержание – в его основу положен разговор лирического героя со своим сердцем, душой о несчастной судьбе, жизни в неволе без любви.

тема – тема несвободы, неволи, тема любви.

идея - показать всю трагичность, безысходность героя, его тоску и боль.

характер произведения как драматический, жалобный, тоскливый, безысходный, взволнованный, но напевный, задушевный, сердечный.

 

Некоторые черты взаимосвязи музыки и литературного текста:

  • Музыка отражает общую атмосферу, настроение текста, не детализируя его.
  • Музыка  иллюстративно воссоздает текст (биение сердца).
  • Музыка усиливает эмоциональное содержание текста.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Музыкально-теоретический анализ

 

Музыкально-теоретический анализ проводится на основе взаимосвязи музыки и литературного текста, выявляет музыкально-выразительные средства, при помощи которых возможно глубже проникнуть в авторский замысел.

Анализ мелодии, гармонии, метроритма, фактуры помогает понять, какими средствами музыкальной выразительности переданы художественный образ, содержание и характер произведения. 

1. Жанровые особенности  произведения

 

Песня – наиболее распространённый жанр, вокальное произведение для одного или нескольких голосов. Она представляет собой основной вид народного творчества и является основой всего музыкального искусства. В народной песне её мелодия – это простое и мудрое высказывание народа, отражение его мыслей, чувств и всей жизни, воплощение духа и характера того народа, которому она принадлежит.

 

2. Музыкальная форма произведения непосредственно связана с выражением идей и чувств композитора и объединяет все музыкальные средства. Музыкальная фразировка зависит от структурного строения, от деления на предложения, фразы, мотивы и важна для логического и выразительного исполнения произведения. Для ясности музыкальной речи важную роль играют исполнительские «знаки препинания»: цезуры, дыхание, паузы.

Информация о работе Анализ хорового произведения «Печальное сердце мое»