Шпаргалка по "Стратегический менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 09:12, шпаргалка

Краткое описание

1.Определение понятия «диверсификация» и её виды
Практика свидетельствует, что даже в нынешних, сложных экономических условиях (высокие налоги, неплатёжеспособность многих предприятий и т.п.) можно работать с прибылью. Анализ работы успешных предприятий однозначно указывает на главный ключ к их достижениям – грамотный менеджмент, неотъемлемой частью которого является разработка стратегии развития предприятия, особенно в производственных подразделениях.
Обычно все стратегии строятся на базисных или эталонных

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегич. менеджм..doc

— 1,016.50 Кб (Скачать файл)

Итак миссия в общем понимании — это "конечная" цель создания и существования организации, иначе говоря, ее предназначение. Одна из целей компании по отношению к  своим создателям может заключаться  в формировании дохода и увеличении прибыли (иначе не было бы смысла создавать бизнес-организацию), но такая цель не может быть Миссией. Можно, конечно, не морочить себе голову всеми этими изысканиями и самозабвенно стремиться к зарабатыванию как можно большего количества денег, но тогда трудно быть уверенным, что созданный бизнес имеет шансы на долгосрочное процветание и почитание. Как я уже говорил выше, мне трудно увидеть другой смысл существования табачных компаний, кроме как в выкачивании денег из людей, приобретающих зависимость от курения.

 

 Понятие  миссии

 

Основная общая  цель организации обозначается как  миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев  для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. [4]

 

Мы наблюдаем, что все большее количество организаций  начинают свои презентации и рекламные кампании с представления собственной миссии - утверждение, раскрывающее смысл существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства. Примером подобного рода заявлений могут быть следующие: “Наша цель сделать мир меньше” (телекоммуникационная компания), “Вместе с нами в будущее” (компьютерная техника), “Нормальная техника - для удобной жизни” (бытовая техника) и др. Таким образом, миссия - это представление о стратегических целях, и в этом смысле - о будущем, в которое приглашается клиент, партнер конкретной организации. [3, с. 118]

 

Миссия —  это утверждение, раскрывающее смысл  существования организации, в котором  проявляется отличие данной организации  от ей подобных. [2, с.37]

 

Миссией также  называют основную цель организации. Следует отметить, что миссия, пожалуй, наиболее постоянная часть стратегического плана. Измениться могут стратегические задачи, дерево целей и стратегий. Миссия же, как правило, остается неизменной. Она может постепенно принимать более емкую и содержательную форму, но по существу изменится только в случае значительных преобразований в компании, например открытия принципиально нового направления деятельности. Многие организации воспринимают миссию достаточно формально, как некий атрибут, который просто должен быть, потому что он есть у всех. Другие компании, наоборот, считают, что им нужно несколько лет, чтобы найти самый лучший вариант их миссии. Оптимальным вариантом является создание полный вариант стратегического плана со всеми его основными элементами. Пусть миссия пока будет несовершенна - практика все исправит и отшлифует. Руководители компаний должны понимать важность четкого формулирования миссии, которая:

 

1. Является базой  для:

разработки  стратегии;

принятия решений;

разрешения конфликтов;

построения  системы мотивации персонала.

 

2. Способствует  формированию единения внутри  организации, созданию корпоративного  духа и организационной культуры.

 

3. Способствует  формированию и закреплению определенного  имиджа организации в представлении субъектов внешней среды:

 

a) клиентов; b) поставщиков; c) инвесторов; d) партнеров; e) рынка труда.

 

Миссия —  это короткий абзац, обычно в одном  предложении, в котором содержится смысл существования и главная  долгосрочная цель организации. При  этом, с одной стороны, заявление о миссии является довольно конкретным, с другой стороны, оно не подразумевает выполнения задачи в течение определенного временного интервала. Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.

 

Роли миссии в организации:

 

Миссия помогает направлять человеческие усилия в нужном для организации направлении. Миссия делает явными основные цели организации  и, таким образом, обеспечивает всех членов организации информацией о целях компании и побуждает к совместной работе по достижению этих целей.

 

Миссия гарантирует, что компания не будет преследовать противоречивые цели, и вселяет уверенность  в том, что организация построена  на основе ясных, совместимых целей  и избегает ненужных трат и возможных конфликтов.

 

Миссия служит объяснением распределения ресурсов организации (денежные, человеческие ресурсы, сырье, оборудование). В миссии организации  содержатся общие руководящие принципы приобретения и распределения этих ресурсов.

 

Каждый сотрудник  организации выполняет определенную роль, отведенную ему в производстве товаров и услуг фирмы.

 

Миссия является основой для выработки организационных  целей, потому что утверждение миссии выделяет общую основную цель организации  и служит отправной точкой для установления долгосрочных и краткосрочных целей. Если такая согласованность отсутствует, то цели организации должны быть пересмотрены.

 

 3. Понятие целей.

  Цель - это  предполагаемый результат деятельности  организации, к достижению которого направлены усилия ее членов. Для них характерны: четкая ориентация на определенный отрезок времени, конкретность и измеримость, непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами, адресность и контролируемость.

  В условиях  организации цель нужно рассматривать как единство мотивов, средств и результатов. Это означает следующее:

  - цель есть  определенный мотив. Одна цель  может удовлетворять несколько  потребностей, как одна потребность  может удовлетворяться через  разные цели;

  - цель образуется при встрече мотива со средствами, т.е. при оценке способа удовлетворения соответствующей потребности или устремления;

  - цель в  деятельности организации не  тождественна результату, поскольку  даже при достижении цели в  реальный результат привносятся другие следствия, не совпадающие с предполагаемым результатом, поэтому достигнутая цель может быть только частью результата;

  - выбор цели  субъектом существенно предопределен  и ограничен индивидуальными  предпочтениями, влияниями окружающей  среды, побочными целями и т.д. Поэтому целеполагание это не только выражение свободы воли субъекта.

  Функции  целей организации:

  - Когнитивные  функции целей. Эти функции,  которым, по мнению представителей  рациональной школы научного  управления и их современных  последователей, принадлежит первое место, обобщают распоряжения координирующих органов и концентрируют внимание на анализе альтернатив действий и принятии решений.

  - Распределительные  функции. Для реализации целей  организации необходимо направлять  ресурсы в подразделения оптимальным образом. Наличие целей различного уровня (целей организации, целей подразделений, целей участников организации) ставит проблему их совмещения в ходе производственной деятельности, что заставляет руководителей распределять ресурсы внутри организации.

  - Функции  идентификации, т.е. сопоставления  собственных стремлений членов  организации с целями подразделения  или организации как целого. В  отсутствие этих функций деятельность  членов организации теряет смысл.  Это в свою очередь может привести к отчуждению и аномии.

  - Функции  мотивации. Цели способны мотивировать  членов организации в том случае, если последние признают их  реально достижимыми, ориентированными  на будущее и соотнесенными  с собственными потребностями.

  - Функции  преобразования. Стремление к реализации целей организации неизбежно приводит к пониманию необходимости преобразований различных аспектов организационной деятельности. Особенно это справедливо в отношении организаций, работающих в рыночной среде с высокой степенью неопределенности, когда разрабатываемые цели изначально ориентированы на изменения и инновации.

  - Катектические,  или эмоциональные, функции. Цели  могут формировать у членов  организации различные эмоциональные  состояния: эмоциональный подъем  или, наоборот, чувства растерянности, неуверенности. Эти побочные функции целей необходимо учитывать, принимая управленческое решение, так как они оказывают значительное влияние на мотивацию членов организации.

  - Символические  функции. Определяя цели организации, руководители должны учитывать их влияние на рядовых потребителей, клиентов, партнеров, заказчиков и представителей банков. В этом случае цели рассматриваются как визитная карточка фирмы, концентрированное выражение ее стратегических замыслов.

  - Идеологические функции. Цели формируют идеологию организации, т.е. объясняют не только, как будут достигнуты те или иные результаты, но и почему возникла необходимость в их достижении.

  Свойства  целей:

  - соподчиненность,  то есть цели подсистем вышестоящего  уровня, обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня (цели формируются сверху вниз);

  - развертываемость, которая выражается в том, что  более общая цель конкретизируется  несколькими более локальными, частными  целями. Развертываемость может  осуществляться по содержанию, по времени, по уровню;

  - соотносительная  важность.

  Основные  требования к целям:

  1. Цели должны  быть достижимыми. Нереальная  для достижения цель приводит  к демотивации работников и  потере ими ориентира, что негативно  сказывается на деятельности организации.

  2. Цели должны  быть гибкими. Цели следует  устанавливать таким образом,  чтобы они оставляли возможность  для их корректировки в соответствии  с теми изменениями, которые  могут произойти в окружении. 

  3. Цели должны  быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

  4. Цели должны  быть конкретными, обладающими  необходимой специфичностью, помогающей  однозначно определить, в каком  направлении должно осуществляется  функционирование организации. Цель  должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки её следует достичь и кто должен достигать цели.

  5. Цели должны  быть совместными. Совместность  предполагает, что долгосрочные  цели соответствуют миссии, а  краткосрочные цели - долгосрочным. Так же не должны противоречить друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности.

  6. Цели должны  быть приемлемыми для основных  субъектов влияния, определяющих  деятельность организации, и в  первую очередь для тех, кому  придется их достигать. Учитывая  интересы собственников, занимающих  ведущую роль среди субъектов  влияния на организацию и заинтересованных в получении прибыли, менеджер, тем не менее, должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе. Также при установлении целей необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие условий среды проживания в местном масштабе и т.п.

  Классификация  целей.

  Организация  создается для выполнения какой-либо функции и эта функция должна быть переведена на язык конкретных целей. Подобным образом организация формирует себе цели - задания. Организация с ее структурой создается под эти цели. Они включают в себя требования рынка, планы, поручения вышестоящих организаций.

  Общие и  индивидуальные интересы работников, реализуемые через организацию,  образуют цели - ориентиры. Их  конкретное содержание - получение  того или иного вознаграждения, место на рынках сбыта и  т.д.

  Существуют  также цели-системы. К ним относятся: обеспечение стабильности, равновесия, целостности организации; сюда же относятся цели, обеспечивающие выживание организации в меняющихся условиях конкуренции. Иногда цели системы могут противоречить целям-заданиям и целям-ориентирам.

  Существует также два типа целей по времени их достижения - долгосрочные и краткосрочные. В основе такого разделения лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла или миссией организации. Для краткосрочных целей характерна гораздо конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, можно устанавливать промежуточные цели.

  Классификация  по направленности. Цели подразделяются  по характеру тех действий, которые  будут предприниматься для их достижения.

  1. Цели функционирования  направлены на поддержание рабочего  состояния организации и ее  подразделений. Целевые программы  по обеспечению функционирования  содержат задачи по созданию  постоянного притока ресурсов, техническому обслуживанию, постоянному контролю за деятельностью членов организации. Такие цели могут вызывать трудности при мотивации поведения членов организации, так как их достижение не связано с разовыми усилиями, а требуют постоянного напряжения сил.

  2. Цели усовершенствования. К таким целям можно отнести повышение производительности труда, увеличение доли товаров организации на рынке и др. Такие цели хорошо понимаются работниками, однако их реализацию не всегда удается обеспечить соответствующими ресурсами. В случае недостижимости целей усовершенствования возможны негативные последствия, которые выражаются, в потере авторитета руководителей, снижением мотивации членов организации и т.д.

  3. Цели развития  относятся к своеобразным формам  роста, расширения, обучения и прогресса. Такими целями могут быть увеличение количества наименований внедряемых в производство новых товаров, внедрение новых идей в области менеджмента, кардинальные изменения в организационной структуре и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Стратегический менеджмент"