Шпаргалка по "Основам управления персонала"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:27, шпаргалка

Краткое описание

1.Философия и концепция управления персоналом. (ОУП)
2.Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом. (ОУП)
3.Организационное проектирование системы управления персоналом. (ОУП)
...
32. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ УП.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к госам.doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

Должность – более  размытое и путаное понятие:

  • должность как разновидность руководящей работы;
  • должность как квалификация (старший сотрудник, младший сотрудник);
  • любая фиксированная работа и профессия.

Структура профессиональной деятельности.

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру.

 

Рис.2. Структура профессиональной деятельности по Е.А. Климову.

Психологические и непсихологические классификации  профессий.

Профессии не вечны: они  возникают и исчезают, а некоторые  из них настолько меняются вследствие усовершенствований в технике, технологии и организации производства, что от них сохраняется только одно название.

Развитие и становление  профессий детерминированы техническим  прогрессом, развитием производительных сил.

Для ориентации в мире профессий нужны классификации. Для их построения существуют самые разные основания.

На основе многолетнего изучения видов труда был составлен  Американский словарь названий профессий (DOT – “Dictionary Occupational Titles”), впервые изданный в 1939 году. Первоначальный массив данных включал 54 тыс. описаний конкретных работ, которые затем подвергались систематизации. ДОТ периодически обновляется. В первом издании содержалось 18 тыс. названий профессий, в издании 1965 года – 35550. Такого рода классификации профессиональных занятий составляются во всех развитых странах. В СССР в «Общесоюзном классификаторе профессий» 1968 года насчитывалось около 10 тыс. названий рабочих профессий и 5,5 тыс. названий должностей служащих и специалистов, всего порядка 15,5 тыс. наименований. В настоящее время в России действует Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), который утвержден Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации 23 декабря 1996 года. С ним можно ознакомиться на сайте в Интернете (http://www.nist.fss.ru/hr/doc/ok/okpdtr.html). Это официальный документ, предназначенный для расчета численности рабочих и служащих, состава персонала по различным категориям, учета условий труда, определения фондов заработной платы, планирования потребности в кадрах для отдельных предприятий, отраслей народного хозяйства и информации о трудовом населении регионов страны в целом [5].

В 1957 году принята Международная  стандартная классификация профессий (МСКП), созданная объединенными усилиями представителей ЮНЕСКО, ООН и Всемирной организации  здравоохранения. МСКП включает более 7 тыс. наименований профессий. Задача данной классификации состоит в обобщении статистических данных разных стран, построении международных программ, связанных с рабочей силой (с вопросами миграции населения, профтехобразования, анализа заработной платы, размещения рабочей силы и пр.) В этой классификации профессии группируются независимо от отраслей промышленности, главными критериями группировки здесь служат характер работы, используемые орудия и средства производства, используемое сырье, требуемое образование.

Полезной для психологов является классификация профессий  по отраслям народного хозяйства. Эта классификация также многоцелевая, основу ее составляют экономические и технологические критерии. Зная о принадлежности конкретной профессии к некоторой отрасли, специалист может представить характер продукта труда, тип используемых технологий, степень опасности профессии по риску профессиональных заболеваний и травматизму [5].

Классификация профессий  в целях гигиены и охраны труда  необходима врачам для разработки мер профилактики и диагностики случаев профессиональной патологии. В 1913 году на средства Московского земства врач-гигиенист С.М. Богословский опубликовал книгу «система профессиональной классификации», включающую семь разновидностей гигиенических группировок профессий (классификация населения, производств, промыслов, номенклатура производств и промыслов, классификация детальных профессий с кратким изложением их санитарно-гигиенических признаков, алфавитный список отдельных профессий, группировка профессий по частным санитарным признакам, классификация санитарных признаков). Классификация С.М. Богословского основывалась на результатах массового обследования фабрик и заводов Московской губернии, выполненного в 80-е годы XIX века под руководством Ф.Ф. Эрисмана.

В 70-е годы в СССР была разработана классификация видов  работ по степени тяжести, понимаемой как интегральный показатель степени неблагоприятного влияния на здоровье функционального состояния, всего многообразия факторов труда, условий труда и трудовой нагрузки.

Группировки профессий  в целях подбора и рациональной расстановки кадров на отдельном  предприятии или в отрасли составляются на основе аттестации трудовых постов (должностей).

В рамках истории труда, техники может быть разработана  историческая классификация как группировка профессий в связи с историческими эпохами, уровнем развития технического прогресса, прогнозом будущих изменений в мире труда.

Классификация профессий  может быть построена на основе психофизиологического подхода, критерием такой классификации оказывается требуемая степень развития психических и психофизиологических функций. Примером может быть классификация видов труда по степени необходимости творческих интеллектуальных функций в работе (или, напротив, по степени стереотипности выполняемых действий). В принципе могут быть построены группировки профессий по требованиям к мнемическим функциям, к психомоторной одаренности, типам интеллекта, особенностям профессионального общения и т.д.

Такого рода классификации  предлагались в начале XX века. С. Пиорковский выделял группы профессий: низшие (неквалифицированный труд), средние (специализированные индустриальные профессии с требованиями к сенсомоторной сфере или интеллекту, но в ограниченных пределах); высшие (требующие самостоятельных решений, развития организационных функций и общего интеллекта).

Близкий вариант классификации  предлагал и О. Липман, отличие его варианта заключалось в делении профессий высшей группы: на гностические (ученый), технические (инженер) и символизирующие (художник, поэт, музыкант).

Известный отечественный  экономист С.Г. Струмилин считал полезным создать классификацию  профессий разновидностям неприятных сторон труда. Он предлагал учитывать неприятности физического порядка (утомительность труда, физическая боль, сырость, дискомфортные температурные ощущения); неприятности эстетического порядка (дисгармония ритма; световые и звуковые диссонансы, неприятные запахи и пр.); неприятности социального порядка (бесцельность, неинтересность работы; суета, плохая организация совместной деятельности; отсутствие взаимной поддержки в общей работе; оторванность от людей. Эти проявления негативных сторон профессий (как и разновидности профессиональных вредностей, исследуемых врачами-гигиенистами) предполагалось иметь в виду, определяя заработную плату работников, которая должна им компенсировать моральные издержки, вызванные негативными эмоциями [5].

Профессии могут быть разделены по признаку профессиональной пригодности к ним на:

1) профессии, которые  предъявляют такие требования, которым  могут удовлетворить люди, обладающие специальными индивидуальными чертами;

2) профессии, с которыми  может справиться любой нормальный человек.

Различия между двумя  типами профессий можно свести к  единому признаку. К одним профессиям активно приспосабливается любой  человек, к другим – лишь некоторые люди.

Если деятельность поддается  программированию, то тем самым создаются условия для того, чтобы построить обучение. При невозможности запрограммировать профессиональную деятельность, очевидно нельзя построить систематический курс обучения такой деятельности. Но в некоторых случаях составление программы слишком сложно и практически неосуществимо, а в других еще не добыты все знания, нужные для программирования.

Это относится, например, к так называемым творческим профессиям, когда достижение профессионального уровня связано с созданием нового в своей области. Полное повторение того, что уже делалось другими, признается свидетельством профессионального несоответствия, непригодности. Но для создания нового пути и методы не всегда известны, поэтому нельзя обучить творчеству каждого, да еще в строго намеченные сроки.

Итак, можно полагать, что к профессиям первого типа относятся те, в которых не поддается программированию – по крайней мере, на современном уровне – осуществляемая человеком трудовая деятельность.

К профессиям первого  типа подходят люди, обладающие некоторыми природными особенностями, на базе которых и формируется их пригодность (пригодность первого типа). К профессиям второго типа таких особых показаний не имеется. В трудовой деятельности этих профессий формируется пригодность второго типа.

Для предварительного различения и примеривания каждым оптантом к  себе разных возможных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по четырем признакам (особенности предмета, целей, средств и условий труда). Эта классификация находит отражение в «формуле профессии» - кодовом обозначении профессии, состоящим из четырех позиций: 1) тип; 2) класс; 3) отдел; 4) группа профессий.

 

Рис. Формула профессии.

 

Основания для построения «формулы профессии»:

1) типы профессий –  по предмету труда: природа  – П; техника – Т; человек – Ч; знаковые системы – З; художественный образ – Х;

2) классы профессий  – по целям труда: гностические  – Г; преобразовательные – П; изыскательные – И;

3) отделы профессий  – по средствам труда: ручные – Р; механические – М; автоматические – А; функциональные – Ф;

4) группы профессий  – по условиям труда: бытовой  микроклимат – Б; открытый  воздух – О; необычные –  Н; моральная ответственность  – М.

Профессиографирование – процесс изучения отдельной профессии и анализа своеобразия психики человека – субъекта труда.

Профессиография – метод изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психофизическим возможностям человека.

В самом общем виде профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для разрешения определенных задач. Профессиограмма – итоговое описание профессии.

Психограмма – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами – ПВК.

Рассматривая профессиональную деятельность в русле системного подхода, В.Д. Шадриков выделил семь уровней возможного анализа профессий:

  1. генетический подход – рассмотрение профессии в ее возникновении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности;
  2. личностно-мотивационный анализ деятельности – выявление и изучение мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии;
  3. компонентно-целевой анализ – исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процессов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок;
  4. информационный анализ – исследуется модальность и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измеряется объем информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации;
  5. структурно-функциональный анализ – устанавливается структура деятельности, то есть ее связи между компонентами; значимость и «вес» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени; сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента;
  6. индивидуально-психологический анализ – исследование индивидуальных стилей деятельности, способностей и компетенций;
  7. психофизиологический анализ – исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работника в их динамике.

Профессионально важные качества (ПВК) – качества, признаки, которые важны для успешного выполнения работником профессиональных задач в конкретном виде труда.

Описание упорядоченной  совокупности ПВК называется психограммой профессионала. Термин «психограмма»  предложен немецким психологом Вильямом Штерном.

Профессиограмма обычно составляется в виде текстового описания. Психограмма может быть представлена в виде текста либо таблицы или в форме «аналитического графика». Психограмма профессионала может быть также представлена в форме диаграммы (прямоугольной или круговой), на которой в количественной форме отображаются требования к ПВК для конкретной профессии.

Правила присвоения баллов при оценке ПВК в соответствии с четырьмя уровнями необходимого развития ПВК (способностей):

1 балл – несущественность  данной особенности для успеха  работы;

2 балла – малая  или средняя степень важности  и ее связь только с некоторыми элементами;

3 балла – важность  данной особенности для ряда  элементов работы или большинства из них, или для самых существенных;

4 балла – очень  высокая степень необходимости  данной особенности для успеха  работы.

Профессиограмма представляет собой документ, содержащий описание конкретной профессии, раскрывающий содержание профессионального труда и требований, которые она предъявляет к человеку. Она бывает двух видов. Первый вид – профессиокарты, в общем виде ориентирующие в профессии. Они включают краткое описание характера деятельности работника, результатов его труда и их значения для людей, описание личностных качеств, требуемых для профессии; описание предметных и социальных условий труда; указание на возможные пути обучения. Второй вид – полные профессиограммы.

2. Психофизиология  профессионального отбора и профпригодности

Чтобы осуществлять трудовую деятельность, человек должен удовлетворять определенным требованиям, которые изменяются вместе с профессиями.

Слово «пригодность»  отличается тем, что может быть приписано лишь конкретной ситуации, включающей обязательно два компонента, например, «данный человек» и «данная специальность». Это свойство обозначает взаимное соответствие. Если нет одного из компонентов системы – теряет смысл вопрос о пригодности.

Свойство «профессиональная  пригодность» не присуще человеку как  таковому. Он не является сам по себе носителем этого свойства. «Профпригодность человека» - «взаимное соответствие» данного человека в данной области приложения его сил в данное время».

И профессия как область приложения сил человека может быть «неприспособленной» и в этом смысле непригодной для него.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам управления персонала"