Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:08, шпаргалка

Краткое описание

Факторы внешней среды косвенного воздействия (рис по сравнению с факторами внешней среды прямого воздействия менее очевидны с точки зрения заметности в силе и мгновен сти своего влияния на текущую деятельность предприятия-не менее ее учет, с одной стороны, не менее важен, а с другой стороны – более сложен как в плане описания текущего состояния внешней среды косвенного воздействия, так и в плане прогнозных оценок на будущее, сопряженных в данном случае с большой степенью неопределенности.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСЫ...ОТВЕТЫ.docx

— 799.07 Кб (Скачать файл)

Гибкость  и динамизм, придаваемые современному производству научно-технической революцией, приводят к перманентному перераспределению  экономической силы между различными компаниями, появлению новых флагманов  и аутсайдеров, а в итоге - к  росту конкуренции.

Свободная конкуренция  в процессе эволюции приводит к отбору наиболее эффективных предприятий, их укреплению и росту, а также  к разорению тех, кто отстает  от прогресса в производстве.

Можно отметить, что появлению и ускорению  инновационных процессов в обществе способствовала всё более усиливающаяся  конкуренция в современном рынке.

Действительно, основной чертой рынка, его движущей силой является конкуренция Конкуренция в переводе с латыни означает схватку, соперничество в результате каких-либо действий между всеми участниками рыночных взаимоотношений. Подчеркнём, что конкуренция существует как между производителями (предпринимателями), так и между потребителями, хотя этот вид конкуренции в рыночной экономике не является доминирующим. Большую роль играет соперничество между предпринимателями. Конкуренция охватывает также отношения между предпринимателями и потребителями. В странах с рыночной экономикой споры между ними о ценах, качестве товаров заканчиваются в пользу потребителей, но существует практика так называемого «навязывания потребностей», т.е. формирование предпринимателями стандартов потребления, оценочных критериев, стереотипов, влияющих на осуществление покупок, однако она базируется на более или менее точном знании и понимании предпринимателями динамики потребительских ожиданий.

Итак, в самом  общем виде рыночный механизм можно  определить как механизм приспособления (адаптации) предложения к существующему  спросу. Его смысл - движение методом  проб и ошибок к общему равновесию цен, балансу произведенных и  требуемых количеств продукта. Иначе  говоря, речь идет о процессе, в ходе которого решаются три основных вопроса  любой экономики: что, как и для  кого производить?

В [19] отмечается, что в прошлом, в советской  литературе преобладали негативные оценки конкуренции. Справочники, словари  и учебные пособия по политэкономии  социализма регулярно оповещали  о полном устранении конкуренции  и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием в советской экономике. Многих людей  вообще пугало слово «конкуренция»: в ней виделся точь-в-точь безжалостный Молох, приносящий неисчислимые страдания (и смерть) сотням тысяч честных  тружеников, но потворствующий небольшой  кучке оборотистых и нечистых на руку бизнесменов, так называемых «дельцов», способных на любой поступок в их продвижении к вершинам успеха и обогащения. Сегодня такие наивные  представления о конкуренции, основанные на элементарной не информированности  советских людей о подлинных  реалиях конкуренции в странах  с рыночной экономикой, эксплуатируются  разве что немногочисленными  противниками перехода к рыночной экономике. Жизнь показала, что именно благодаря  конкуренции и на её основе государства  с рыночной ориентацией обеспечивали движение вперед.

Не останавливаясь на всех видах конкуренции (которые  рассматриваются в соответствующих  учебных курсах), рассмотрим те её черты, которые имеют отношение к  нашему предмету.

Принято выделять ценовую и неценовую конкуренцию.

При ценовой  конкуренции основным способом соперничества  является снижение цен производителем на свои товары по сравнению с ценами на аналогичную продукцию других производителей. При этом возможно следующее.

Возможность снижения цены для фирмы без ущерба для уровня прибыли, которую создают  более низкие издержки производства. На уровень издержек любой фирмы  влияют как техника и организация  производства на ее предприятиях, так  и национальные условия производства (уровень зарплаты, расходы на социальное страхование и т.п.). Однако, часто  снижение цен принимает недобросовестный характер (т.н. демпинг). Под демпингом  понимается распространение товаров  одной страны на рынке другой по цене ниже «нормальной», если оно причиняет  или угрожает причинить значительный вред производству, основанному одной  из стран-участниц, или существенно  замедляет создание иностранной  продукции. В этом определении правильно  указывается на цель демпинга - помешать развитию производства соответствующей  продукции в данной стране.

Кроме общего снижения цен в мировой практике известно большое количество разных скидок, применяемых при внешнеторговых сделках.

В современных  условиях много говорят о «неценовой конкуренции» как важнейшем элементе борьбы за внешние рынки.

Неценовая конкуренция  в современных условиях имеет  больше форм и проявляется в том, что фирмы стараются предложить потребителю, при прочих равных условиях товары и услуги более высокого качества, расширить их ассортимент и увеличить  диапазон обслуживания, предоставить больше гарантий и пр. Однако, набор  этих возможностей ограничен и рано или поздно перед любой организацией встаёт проблема выбора - что делать дальше? Как уцелеть в конкурентной борьбе? Простая логика развития рынка  подсказывает определенный путь решения  этой проблемы: когда исчерпаны возможности повышения качества существующего товара, необходимо предложить рынку что-либо новое. Отсюда вытекает объективная необходимость развития инновационной деятельности.

Интересные  примеры, иллюстрирующие вышесказанное, можно найти в любой книге, посвященной современной экономике  и менеджменту. Например, в [18] говориться, что в 50-е годы сильные позиции  на мировом рынке часов принадлежали фирмам Швейцарии. Пытаясь увековечить  свою монополию, они запретили экспорт  оборудования для производства часов  в другие страны. Уверенные в своем  превосходстве, они замедлили обновление производства. В результате американские и японские фирмы сумели значительно  потеснить швейцарских конкурентов  на мировом рынке, разработав собственную  технологию для часовой промышленности и предложив потребителям качественно  новые потребительские товары, в  частности электронные часы.

 

  1. Общая характеристика функций  управления.

 

Общая характеристика основных функций  менеджмента

Решение задач  осуществляется в процессе выполнения основных функций менеджмента его  при помощи определенных методов  и инструментов. Выполнение управленческих функций связано с принятием  решений, включающим сбор информации, выявление и анализ возможных  альтернатив, выбор варианта действий, реализацию решения и анализ его  эффективности.

Основными функциями  управления являются планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль. Все функции управления взаимосвязаны, образуют систему. Исходный пункт разработки плана - обоснование стратегии развития организации на основе прогнозов. Необходимо также учитывать анализ выполнения плана в предшествующем периоде  на основе информации, полученной в  ходе контроля. Мотивация исполнителей требует ресурсов, которые должны быть предусмотрены в ходе их планового  распределения. Организация как  функция менеджмента должна обеспечить реализацию разработанных планов. В  то же время и сама организационная  структура является результатом  планирования.

Функции управления образуют единый процесс управленческой деятельности, где каждая функция  относительно самостоятельна, имеет  свои специфические методы, инструменты. Содержание каждой из функций также  развивается.

 

  1. Уровни разработки стратегии.

 

Уровни   стратегии .   Три  уровня   разработки   стратегии . 

 

В организации  стратегам приходится иметь дело с тремя уровнями  разработки   стратегии . Считается, что на различных  иерархических уровнях организации  существуют разные управленческие обязанности, определяющие вклад в определение  стратегии фирмы . Стратегия корпораций создает единый, цельный, всеобщий и  интегрированный план, определяющий, каким образом корпорация собирается реализовать свою миссию и достичь  своих целей, Стратегия фирмы  призвана максимизировать ее конкурентные преимущества и в то же время минимизировать ее конкурентные недостатки. Типичная фирма, как правило, имеет три  взаимосвязанных уровня стратегии, а именно корпоративную, стратегию  бизнеса и функциональную.

Первый из упомянутых уровней связан с построением  корпоративной стратегии. В сущности его смысл сводится к решению, в каких видах бизнеса организации  следует принимать участие и  каким образом следует структурировать  и управлять общим набором  видов ее деятельности. Один из пионеров стратегического менеджмента Kenneth Andrews заметил как-то, что «корпоративная стратегия представляет собой модель основных задач, целей или намерений, а также существенно важной политики и планов для достижения этих целей, сформулированных таким образом, чтобы определять, в рамках какого бизнеса действует или должна действовать компания» (1971). Известны также утверждения, что корпоративная стратегия отражает общее направление движения компании, выраженное в ее общем отношении к развитию и управлению различными направлениями ее бизнеса и товарным ассортиментом продукции. Стратегия корпоративного уровня несет ответственность за определение общей миссии и целей организации, утверждает предложения, поступающие с уровня бизнеса и с функционального уровня, а также с учетом стратегических приоритетов распределяет ресурсы.

Второй уровень  стратегии — это уровень бизнеса. Стратегия бизнеса связана с  созданием и поддержанием конкурентного  преимущества в каждом отдельном  стратегическом элементе бизнеса. Его  можно достичь, используя какую-либо функцию или их комбинацию. Стратегия  бизнеса обычно разрабатывается  на уровне стратегического элемента бизнеса или на уровне отдельного продукта, она подчеркивает важность конкурентной позиции продукта или  услуги корпорации в конкретном сегменте отрасли или рынка, обслуживаемом  данным элементом бизнеса. Таким  образом, стратегия бизнеса направлена на подкрепление конкурентной позиции  стратегических элементов бизнеса.

Третий, низший в иерархии — функциональный уровень. Функциональная стратегия связана  с такими функциональными сферами  фирмы, как производственные процессы, маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, исследования и разработки. Это подход, используемый каждой функциональной сферой для достижения корпоративных целей  и целей бизнеса отдельного подразделения  стратегически, путем максимизации производительности ресурсов . Важно, что функциональные стратегии согласованно формируются и управляются таким  образом, что они взаимосвязаны  и в то же время в совокупности позволяют должным образом реализовывать  конкурентные стратегии (Thompson, 1995). Успешные функциональные и конкурентные стратегии способствуют увеличению ценности, что крайне важно с точки зрения акционеров и особенно потребителей компании; это способствует созданию индивидуальности компании, позволяющей отличать ее от конкурентов. Внутренние взаимосвязи и взаимодействие функций могут добавлять стоимость. Сеть внешних контактов, создающая синергию за счет тесной связи компании с ее поставщиками, дистрибьюторами и потребителями, также служит источником добавленной ценности, но это уже сфера корпоративной стратегии. Бизнес-компании одновременно используют все три типа стратегий. Функциональные стратегии поддерживают бизнес-стратегии, которые в свою очередь служат опорой корпоративной стратегии.

 

 

  1. Классификация инноваций.

Классификация инноваций

В научной литературе инновации  принято классифицировать по ряду признаков  – по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя  их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие).

По направленности результатов  инновации делят на продуктовые  и процессные. Продуктовые инновации  охватывают внедрение новых или  усовершенствованных продуктов. Они  включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические  – новые технологии производства продукции; организационно-управленческие – новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые  организационные структуры управления и социальные – улучшение условий  труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры..

Достаточно полную классификацию  инноваций предложил А.И. Пригожин[8].

1. По распространенности:

• единичные;

• диффузные.

2. По месту в производственном  цикле:

• сырьевые;

• обеспечивающие (связывающие);

• продуктовые.

3. По преемственности:

• замещающие;

• отменяющие;

• возвратные;

• открывающие;

• ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли  рынка:

• локальные;

• системные;

• стратегические.

5. По инновационному потенциалу  и степени новизны:

• радикальные;

• комбинаторные;

• совершенствующие.

Четвертое и пятое направления  классификации, учитывающие масштаб  и новизну инноваций, интенсивность  инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и  качественные характеристики инноваций  и имею значение для экономической  оценки их последствий и обоснования  управленческих решений.

П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения (рис. 1)[9].

Д.М. Степаненко[10] для республик СНГ считает целесообразным закрепить следующую последовательность критериев классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций:

1. Уровень новизны инновации:

1.1. радикальные инновации;

1.2. улучшающие инновации.

2. Масштаб новизны инновации:

2.1. инновации, новые в  мировом масштабе;

2.2. инновации, новые в  республике;

2.3. инновации, новые для  отрасли в республике;

2.4. инновации, новые для  предприятия.

3. Характер инновации:

3.1. продуктовые инновации;

3.2. процессные инновации;

3.3. организационные инновации;

3.4. экономические инновации;

3.5. социальные инновации.

4. Частота применения инновации:

4.1. разовые инновации;

4.2. повторяющиеся инновации.

5. Сфера народного хозяйства,  где внедряется инновация:

5.1. материальное производство;

5.2. наука;

5.3. сфера услуг;

5.4. социальная сфера.

6. Область применения инновации:

6.1. инновации для внутреннего  применения на предприятии;

6.2. инновации для накопления  на предприятии;

6.3. инновации, предназначенные  для продажи.

7. Форма инновации:

7.1. открытия, изобретения,  патенты;

7.2. рационализаторские предложения;

7.3. ноу-хау;

7.4. товарные знаки, торговые  марки, эмблемы;

7.5. новые документы, описывающие  технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции,  структуры, методы.

8. Вид эффекта, получаемого  в результате внедрения инновации:

8.1. экономический;

8.2. экологический;

8.3. научно-технический;

8.4. социальный;

8.5. интегральный.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"