Анализ деятельности муниципальных органов по совершенствованию общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение особенностей общего образования, повышение эффективности управления общим образованием на основе разработки рекомендаций.
Задачи:
1) выявить суть реформы образования средней школы;
2) рассмотреть теоретические аспекты связанные с проблемами совершенствования школы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Управление образованием на муниципальном уровне 6
1.2. Основные направления, цели и задачи реформирования общего образования 13
1.3. Проблемы современной школы и ее совершенствования 21
1.4. Национальный проект «Образование», его роль в развитии общего образования 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Общая характеристика Управления образования Исполкома г. Набережные Челны 28
2.2. Система образования города Набережные Челны 36
2.3. Проблемы и недостатки в школьном образовании и управлении образования в городе Набережные Челны 51
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение1 63

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по системе ГиМУ.docx

— 118.41 Кб (Скачать файл)

- Развитие сети учреждений научно-технического творчества.

Образовательные программы  по научно-техническому творчеству реализуются  педагогами 6 учреждений дополнительного  образования. В 2010/2011 учебном году увеличилось  количество объединений и воспитанников, занимающихся научно - техническим  творчеством, общий охват составляет 5912 человек (14%) и 458 групп.

- Повышение качества жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В городе создана сеть образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей:

- 8 специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллектуального развития;

- санаторная школа – интернат для тубинфицированных детей;

- детский дом «Мэрхэмэт»№74 (обучение детей в ОУ№58);

- центр психолого – медико - социального сопровождения детей №85

 

 

Управлением образования  ведется целенаправленная работа по решению проблем воспроизводства кадров муниципальной системы образования. К настоящему времени сложилась система отбора и подготовки педагогических кадров. Необычайно ответственным звеном этой системы выступает допрофессиональная педагогическая подготовка, решающая задачи поиска и подготовки педагогическими вузами "своих" абитуриентов, адаптации старшеклассников к новым условиям обучения.

По национальному  составу в школах города числятся дети более 62 национальностей. Наиболее многочисленными являются:

татары - 19345 (41,7%)

русские- 19099 (41,2%)

чуваши- 504 (1,1 %)

украинцы – 331 (0,7%)

башкиры- 242 (0,5%)

азербайджанцы- 277 (0,6%)

марийцы- 160(0,3%)

удмурты- 87 (0,2%)

армяне- 87(0,21%)

таджики- 70 (0,1%)

немцы- 57 (0,11%)

евреи-21 (0,04%)

другие национальности -281

смешанный брак - 5696.

 

Деятельность системы  образования города направлена на создание условий для развития двуязычия.[16]

В ходе модернизации и решения  приоритетного национального проекта  «Образование» были достигнуты следующие  результаты:

- ускорился процесс обновления  содержания образования при помощи  расширения тем и перечня учебных  курсов, введение социальных интегрированных  модулей, широкого использования  исследовательской и проектной  деятельности как средств интеграции  содержания образования;

- активизировалось внедрение  новых форм и технологий организации  образовательного процесса, обеспечивающих  обучение детей на основе их  собственной мотивации и ответственности,  использования информационных и компьютерных  технологий в виде мультимедийных курсов, мульти- и видеотек, электронных ресурсов и образовательных порталов;

- происходит обогащение  образования активными формами  обучения – конференциями, слетами,  учебными играми, проектами, фестивалями,  научных обществ– для формирования ключевых компетенций и включения учащихся в процессы  мыследеятельности, необходимые школе будущего;

- на городском уровне  ведется разработка системы мониторинга  для управления качеством образования  по результатам;

- с целью максимальной  реализации запросов и ожиданий  потребителей расширяются формы  государственно-общественного управления (наблюдательные, попечительские советы, советы школ), сформированы муниципальный  совет Приоритетного национального  проекта «Образование», городской  родительский комитет, Детская  городская Дума, Совет молодых  специалистов;

- создано экспертное профессионально-общественное  сообщество. Общественные эксперты  активно участвуют в деятельности  комиссий по аккредитации образовательных  учреждений, аттестации педагогических  и руководящих кадров, по отбору  учреждений образования для Приоритетного  национального проекта «Образование»;

- проведена реорганизация  образовательных учреждений начального  и среднего профессионального  образования, созданы образовательные  кластеры.

Достигнуто новое качество информатизации образовательных учреждений города: к высокоскоростной сети Интернет за счет федерального бюджета подключены все образовательные учреждения города. Обеспеченность компьютерами в учреждениях образования доведена до 15 человек на 1 компьютер ( по РТ – 18 человек).

В городе осуществляется системная  работа по повышению престижа педагогического  труда  (учреждена премия Мэра города, проводятся конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года» и т.д.).

Цель национального проекта  в общем образовании – создание условий и механизмов для обеспечения  качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и запросов потребителей.

Задачи по достижению целей  Программы:

- построение современной  модели образования, ориентированной  на решение задач инновационного  развития экономики;

- обеспечение перехода  общеобразовательной школы (начальной  школы) на новые федеральные  государственные  образовательные  стандарты, направленные на внедрение  компетентностного подхода и расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траектории для обучающихся;

- развитие вариативности  и свободы выбора образовательных  траекторий для субъектов образовательного  процесса (учащихся и их родителей,  педагогов и образовательных  учреждений);

- максимальное приближение  к горожанам различных видов  образовательных учреждений в  соответствии с возможностями  и способностями ребенка через  развитие вариативной сети учреждений  и образовательных программ;

- проектирование и внедрение  механизмов реализации принципа  преемственности при переходе  из начальной в основную школу;

- внедрение технологий  системно-деятельностного, компетентностно – ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

- внедрение различных  моделей профильного обучения: внутришкольная профилизация, сетевая и дистанционная формы организации;

- создание внутришкольных систем управления качеством образования на основе совершенствования систем управления (программы развития, публичные отчеты, общественно-государственное управление);

- обеспечение в образовательных  учреждениях современных условий  образовательного процесса в  соответствии с переходом на  новые образовательные стандарты;

- регулярное обеспечение  общеобразовательными учреждениями  информацией о своей деятельности  потребителей образовательных услуг  и общественность, включая размещение  такой информации на сайте.

Управление образования  города Набережные Челны согласно своим  полномочиям, функциям и задачам  реализовывает различного рода мероприятия  в сфере общего образования, что  в свою очередь является механизмом управления.

Мероприятия проведенные отделом общего образования в городе Набережные Челны на 2012 год:

- Совещание  зам.директоров, курирующих начальное образование:

проблемы  реализации ФГОС НОО в образовательных  учреждениях города;

-  семинар  по реализации проекта «Школа-центр  компетенций в электронном образовании» ;

- Региональный  семинар для учителей начальных  классов «Пути реализации основной  образовательной программы НОО»;

- Собеседование  с зам.директора по итогам III четверти: выполнение программы по предметам (ОУ№1-35), успеваемость 2-9 классов (ОУ№36-90,ПЛГТО, СОШБиМ),

движение  обучающихся за 2,3 четверти;

- Формирование  базы данных общественных наблюдателей  ЕГЭ-ЕРЭ-ГВЭ;

-  Формирование  базы данных участников единого  республиканского экзамена по  татарскому языку и литературе;

-  Распределение  участников ЕГЭ и ЕРЭ по  ППЭ;

-  Работа  горячей линии по вопросам  ЕГЭ и ЕРЭ;

-  Организация  участия школьников в учебно-тренировочных  сборах г.Казань;

- Организация  участия школьников в 3 туре XIII Республиканской математической  олимпиаде школьников 6-х классов;

-  Информационно-методические  совещание для учителей математики  «Нормативно-правовые требования  к преподаванию предмета»;

- Практикумы  для учащихся «группы риска»  по решению задач по математике  ЕГЭ;

-  Работа  передвижного пункта консультационной  поддержки учителей по освоению  заданий ГИА, ЕГЭ по русскому  языку и литературе;

-  Городской  семинар «Сложные вопросы подготовки  выпускников к сдаче единого  государственного экзамена по  русскому языку»;

- Организация  экскурсии для учащихся 10-11 классов школ города на базовое предприятие Профессионального лицея №67 ООО «Челны-Хлеб»;

- Организация  анкетирования учащихся 9, 11 классов  по выявлению их профессиональных  предпочтений и выбору учреждений  профессионального образования 

- Совещание  с заместителями директоров по  воспитательной работе образовательных  учреждений (Роль самоуправления  в формировании активной жизненной  позиции);

- Семинар  для классных руководителей, педагог  - психологов, зам. директоров по  ВР 

«Роль общественных организаций в воспитании школьников»;

- Совещание  с преподавателями ОБЖ  «Муниципальные службы экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях»;

- Городской  конкурс на лучший кабинет  начальной школы, содействующей  здоровью;

- Внедрение  инновационно-оздоровительных технологий в образовательный процесс;

-  Изучение  документов кадрового делопроизводства  ОУ;

-  Курирование  капитального ремонта школ;

- Обследование  и составление сметной документации  на ремонтные работы в ОУ 

- и др.

2.3. Проблемы и недостатки в школьном образовании и управлении образования в городе Набережные Челны

 

В ходе своей работы и  исследования я выявила некоторые  проблемы в школах города Набережные Челны, а также недостатки деятельности Управления образования. В ходе опроса, изучения периодических статей, интернет-форумов были выявлены проблемы:

- нарушения некоторыми  общеобразовательными учреждениями  принципа добровольности при  привлечении средств родителей  обучающихся: принудительный сбор  на ремонт, охрану и др.;

- принуждение со стороны  администраций школ и учителей  к получению платных образовательных  и иных услуг;

- требование так называемого  «вступительного взноса» при  приема ребенка в школу ( нарушение ст.5  п.3 Закона РФ «Об образовании»);

- нарушение должностных  инструкций педагогического персонала  путем привлечения к сбору  благотворительных пожертвований  классных руководителей;

В связи с данными проблемами была выявлена недостаточная работа муниципального органа Управления образования по контролю над деятельностью подведомственный образовательных учреждений.  А также присутствует фактор неосведомленности родителей о их правах, правомерности действий со стороны общеобразовательных учреждений, - это говорит о том, что Управление образования не организовывает должным образом предоставление информации, рассмотрение обращения родителей.

Следующая проблема в школах – это то, что в некоторых школах не оказывается своевременно помощь молодым педагогам, учителям второй категории и, не ведется контроль за деятельностью администраций школ по данному вопросу. Эти факты свидетельствуют о формальном отношении к аттестации педагогов.

Также был проведен анкетный опрос среди населения города для выявления состояния школьного образования. В анкетировании участвовали 30 людей.

В ходе анкетного опроса (Приложение1) были выявлены следующие результаты:

На первый вопрос о состоянии  школьного образования многие оценивают  его как хорошее (45%), 37% -как среднее, 18%- как плохое.

Таким образом, большинство  опрошенных считают, что школьное образование находится в хорошем состоянии.

На второй вопрос оценивая учебную нагрузку на детей в средних школах: 36% ответили, что дети перегружены; 60%  указали на нормальную нагрузку, и лишь 4% хотели бы увеличить нагрузку.

Информация о работе Анализ деятельности муниципальных органов по совершенствованию общего образования