Анализ деятельности муниципальных органов по совершенствованию общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение особенностей общего образования, повышение эффективности управления общим образованием на основе разработки рекомендаций.
Задачи:
1) выявить суть реформы образования средней школы;
2) рассмотреть теоретические аспекты связанные с проблемами совершенствования школы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Управление образованием на муниципальном уровне 6
1.2. Основные направления, цели и задачи реформирования общего образования 13
1.3. Проблемы современной школы и ее совершенствования 21
1.4. Национальный проект «Образование», его роль в развитии общего образования 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Общая характеристика Управления образования Исполкома г. Набережные Челны 28
2.2. Система образования города Набережные Челны 36
2.3. Проблемы и недостатки в школьном образовании и управлении образования в городе Набережные Челны 51
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение1 63

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по системе ГиМУ.docx

— 118.41 Кб (Скачать файл)

Между тем управление преобразованиями в системе общего образования  предопределяет будущее самой образовательной  системы. От того, как устроено и  как срабатывает управление, в  решающей мере зависят качество и  эффективность системы образования, характер и направление ее развития. Именно поэтому задача модернизации управления образованием, его опережающего развития является одной из генеральных  задач на новом, очередном этапе  реформирования системы образования Российской Федерации.[19]

Таким образом, необходимо создать  гибкую, целенаправленную, эффективную  систему государственно-общественного  управления общим образованием, обеспечивающую интенсивное развитие и высокое  качество образования, его многообразие и направленность на удовлетворение потребностей личности.

В современных условиях основными  направлениями реформирования системы  управления общим образованием являются: четкое определение компетенций, полномочий и ответственности органов управления образованием всех уровней и обеспечение  их взаимодействия; переход от распорядительного  к регулирующему управлению системой образования; развитие государственно-общественных форм управления образованием.[6]

- Обеспечение государственных  гарантий доступности качественного  образования и создание условий  для повышения качества общего  образования. Общеобразовательная  школа является базовым звеном  реформирования (модернизации) образования.  Достижение качества образования  предполагает его ориентацию  не только на усвоение школьниками  определенного объема знаний, но  и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Современная школа должна формировать ключевые компетентности (систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащегося).

- Обновление содержание  общего образования и совершенствование  механизмов контроля за его качеством. Данное направление предполагает решение следующих задач: доработка содержания и введение государственных стандартов общего образования; обновление содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности, общества и государства, экспериментальная отработка нового содержания общего образования; продолжение введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы; формирование и проведение в действие прозрачной и эффективной, независимой от органов управления образованием государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования; введение и отработка ЕГЭ и других форм контроля качества образования.

-Обеспечение системы  общего образования высококвалифицированными  кадрами, их поддержка государством  и обществом. Реализация данного  направления предполагает: во-первых, повышение статуса учителя; во-вторых государственную поддержку и стимулирование труда педагогических и управленческих работников общего образования; в-третьих, повышение профессионализма педагогических кадров.

- Усиление социальной  направленности системы общего  образования, что предполагает: введение  государственных минимальных социальных  стандартов в образовании; принятие  государственных мер по борьбе  с беспризорностью и безнадзорностью,  асоциальным поведением детей,  социальным сиротством; налаживанием  системы адресной поддержки учащихся  из малообеспеченных семей, из  числа инвалидов, сирот и оставшихся  без попечения родителей; развитие  системы государственного образовательного  кредитования, субсидирования для  расширения возможностей получения детьми из малодоходных семей общего образования.

1.3. Проблемы современной школы и  ее совершенствования

 

В последние годы отечественная  система школьного образования  находится в сложном положении. Отметим несколько проблем школьного образования, которые неоднократно были затронуты на различного рода конференциях, обсуждениях и других источниках СМИ:

- Школам недостает достойного финансирования, квалифицированных кадров, научно-методического обеспечения, материальных ресурсов.

-Неблагополучно состояние здоровья школьников, которое определяется не только ухудшением общей экологической обстановки, но и рядом внутришкольных факторов. Первый из них, это несоответствие сроков обучения в средней школе (10-11 лет) имеющемуся объему содержания образования, что приводит к значительной перегрузке школьников, нарушению режима дня, ухудшению здоровья детей. Резкое сокращение учебного времени в школе приводит к неестественной интенсификации процесса обучения; например, из 365 дней в году школьники учатся около 170 дней, остальное время - каникулы, выходные и праздничные дни.

 

-Вопросы школьного воспитания, отошедшие на второй план в связи с крахом ранее существующей системы коммунистического воспитания, только сейчас начинают привлекать соответствующее внимание со стороны педагогической науки. Отсутствие общенационального согласия по вопросу о базовых ценностях российского народа отрицательно сказывается на морально-нравственном здоровье молодежи. Назрела необходимость внедрения в школах педагогических технологий, увлекающих детей и подростков в свойственные каждому возрасту виды деятельности и обеспечивающих реальное культурно-историческое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание. Это требует создания дополнительных условий для овладения учащимися ценностями национальной и мировой культуры, глубокого понимания народных традиций, сущности современного развития Отечества и мира, роли личности в укреплении могущества страны.[5]

 

- У выпускников школ не успевает сформироваться осознанный выбор будущей профессии. В виду «усложнения» современной жизни, за время обучения в школе ученик не успевает достаточно полно и исчерпывающе «сориентироваться» при выборе профессии. Происходит это по двум причинам: как в виду интенсивности современной жизни с появлением новых сложных профессий (или усложнением уже существующих), так и из-за отсутствия у современного выпускника в его 16-17 лет необходимого для правильного выбора профессии жизненного опыта и кругозора.

 

- Нехватка квалифицированных  кадров. Необходимо обновление педагогического  корпуса. Возрастная структура  учителей такова, что через 5-10 лет большая часть из них  уйдет на пенсию. Вопрос в том,  как сохранить педагогические  традиции и привлечь молодежь.

 

- Имеет место отставание  массовой школы и в сфере использования информационных образовательных технологий, что грозит не только увеличением научного и технологического разрыва с развитыми странами, но и продолжительным внутренним экономическим кризисом. Недостаточность в школах компьютерного обеспечения и его использования в общеобразовательном процессе объясняется не столько финансовыми причинами (в последнее время техника значительно подешевела), сколько недооценкой роли информационных технологий со стороны управленцев и организаторов образования.

 

Система образования формируется  государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и  органов управления образованием в  стране. А на муниципальном уровне Управлением Образования осуществляется координация, регулирование и контроль  за исполнением государственной политики в области образования.

В России за последние десятилетие  произошли существенные изменения в сфере общего образования, затронувшие философию образования, его глобальные цели и задачи, организационные структуры, содержание образования, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, формы и методы обеспечения качества общего образования, контроль за деятельностью образовательных учреждений, финансирование и многие другие аспекты.[7, стр.5-35]

Новые параметры функционирования системы общего образования задаются в результате быстрых социально-экономических изменений в обществе, одновременно ставя новые задачи. Нововведений и преобразований в таких условиях просто не избежать. Однако анализ опыта показывает, что практическая реализация реформ встречает два препятствия: недостаток ресурсов и отсутствие механизмов, способных запустить реформы в действие. Дополнительные финансовые возможности и адекватные механизмы реализации образовательных реформ появляются только в результате масштабных социально-экономических преобразований, без которых серьезные изменения в области образования обречены оставаться благими намерениями.

21 век начинается с  системы постоянных реформ: Концепции12-летней  общеобразовательной школы (2000г.); Национальной доктриной образования  (2000 г.); Модернизацией российского  образования на период до 2010 г. (2001 г.); разработкой стандартов общего  среднего образования (2001-2004 гг.); реструктуризацией сети сельских  общеобразовательных школ (2002 г.); экспериментальным  введением Единого государственного  экзамена (2002г.); разработкой структуры  и содержания профильной старшей  школы, Национальным проектом  «Образование» (2005г.)

1.4. Национальный проект «Образование», его роль в развитии общего образования

 

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной  экономики и безопасного государства  очевидна. Для страны, которая ориентируется  на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования  стимул к движению вперед – это  и есть первоочередная задача приоритетного  национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько  взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует  учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает  премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и  содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто  может и хочет работать, – это  касается и учащихся школ, и студентов  вузов, и преподавателей. Поддержку  получают наиболее эффективные и  востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

С другой стороны, ряд направлений  проекта нацелен на обеспечение  доступности, выравнивание условий  получения образования: обеспечение  для всех школ высокоскоростного  доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования  для военнослужащих.

При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение  общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать  образовательную систему более  прозрачной и восприимчивой к  запросам общества. Реализацию этого  подхода обеспечивают конкурсные процедуры  поддержки, предусмотренные в большинстве  мероприятий проекта.

Кроме того, проект привносит  значительные изменения в механизмы  финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные  учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение  средств в общем образовании  осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.[10]

Основные направления  национального проекта «Образование»[14]:

– Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления дополнительных выплат классным руководителям общеобразовательных учреждений из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства из расчета 1 тыс. руб. в месяц в классе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью – с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

– Поощрение лучших учителей. Ежегодно начиная с 2006 года путем открытых региональных конкурсов на основе общественной экспертизы отбираются 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы. Они получают денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб.

– Стимулирование общеобразовательных  учреждений, внедряющих инновационные  образовательные программы. Ежегодно 3 тыс. школ, отобранных в субъектах  Российской Федерации на конкурсной основе, получают государственную поддержку  в размере 1 млн руб. каждая.

– Информатизация образования.

– Оснащение российских школ учебным оборудованием. В рамках этого направления в российские школы производится поставка интерактивных  аппаратных комплексов, нового учебного и учебно-наглядного оборудования для  кабинетов физики, химии, географии  и биологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски).

– Поставка школьных автобусов  в сельские территории. Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средств федерального и региональных бюджетов.

– Поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для  высокотехнологичных производств  в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Информация о работе Анализ деятельности муниципальных органов по совершенствованию общего образования