Анализ деятельности муниципальных органов по совершенствованию общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение особенностей общего образования, повышение эффективности управления общим образованием на основе разработки рекомендаций.
Задачи:
1) выявить суть реформы образования средней школы;
2) рассмотреть теоретические аспекты связанные с проблемами совершенствования школы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Управление образованием на муниципальном уровне 6
1.2. Основные направления, цели и задачи реформирования общего образования 13
1.3. Проблемы современной школы и ее совершенствования 21
1.4. Национальный проект «Образование», его роль в развитии общего образования 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Общая характеристика Управления образования Исполкома г. Набережные Челны 28
2.2. Система образования города Набережные Челны 36
2.3. Проблемы и недостатки в школьном образовании и управлении образования в городе Набережные Челны 51
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение1 63

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по системе ГиМУ.docx

— 118.41 Кб (Скачать файл)

2.2. Система образования города Набережные Челны

 

Сеть образовательных  учреждений города представляет 238 образовательных учреждений.

Тип образовательного учреждения

Количество

2008

2009

2010

2011

Учреждения дошкольного  образования

93

96

98

100

Учреждения общего образования

82

78

77

76

Учреждения начального проф. образования

4

3

1

1

Учреждения среднего проф. образования

11

21

24

24

Высшие учебные заведения

21

20

19

19

Учреждения дополнительного  образования

17

18

18

15


Таблица 1 «Количество образовательных учреждений с 2008 по 2011 гг.»

 

Система общего образования  города Набережные Челны в 2010-2011 учебном  году представлена следующими видами образовательных учреждений:

 

34 средние (полные) общеобразовательные школы (25380 обучающихся);

- 9 гимназий (5660 обучающихся);

- 5 лицеев (2346 обучающихся);

- 11 школ с углубленным изучением предметов (10562 обучающихся)

- 3 кадетские школы (1682 обучающихся);

- 1 начальная школа (300 обучающихся);

- 2основные школы (391 обучающийся);

- 1 вечерняя школа (570 обучающихся);

- 8 коррекционных школ (951 обучающийся);

- 1 санаторная школа-интернат (60 обучающихся);

- 2 негосударственных образовательных учреждения (172 обучающихся).

 

В школах города обучается  48 074 учащихся.

 

Анализ  использования школьного компонента образовательных учреждений показал:

• в 1-4 классах наибольшее количество часов школьного компонента отводится  на изучение русского языка (53,9%), литературного  чтения (13%), математики (12%);

• в 5-9 классах выявлено аналогичное  положение дел - русский язык (21,7%, что на 1,3% больше, чем в прошлом  учебном году), математика (21,7%, что  на 4,2% больше, чем в прошлом учебном  году), иностранный язык (13,5%, что на 2,2% меньше, чем в прошлом учебном году), ОБЖ (11,6%, что на 5,2% меньше, чем в прошлом учебном году);

• в 10-11 классах школьный компонент отводится  на учебные предметы, так и на элективные курсы в зависимости от профиля. На предмет передано 703 часа школьного компонента, что составляет 76 %, наибольшее количество часов школьного компонента отводится на изучение русского языка (15%), информатики (11 %), математики (11%)

 

В 2010/2011 учебном году в городе Набережные Челны профильное обучение реализуется  в 57 образовательных учреждениях (93,5%), что соответствует аналогичным  показателям прошлого года. Охват  профильным обучением составляет 4642 обучающихся (95,2%), динамика составляет 8,8%. Вместе с тем, в школе № 5, отсутствует  профильное обучение, администрацией школ не изучен социальный заказ, не подобрана  модель профильного обучения, приемлемая для своего образовательного учреждения

В 2010/2011 учебном году предпрофильное обучение организовано для 4704 обучающихся (99,3%), что на 2,7% больше аналогичного показателя 2009/2010 учебного года.

Анализ  использования моделей профильного  обучения показал:

- Первая модель профильного  обучения, когда внутри одной  многопрофильной школы открываются  различные профильные классы, используется  в 38 образовательном учреждении (61%);

- Вторая модель профильного  обучения, когда старшая ступень  имеет один профиль, используется  в 2 образовательных учреждениях  (3,2 %);

- Индивидуальные учебные планы  используются в 1 образовательном  учреждении (1,6 %);

- Сетевое  профильное обучение реализуется  в 33образовательных учреждениях (53,2 %). Социальными партнерами школ являются ИНЭКА, НГТТИ, МУК № 72, МАОУ ДОД «ДШИ №6 «ДА-ДА». Сотрудничество с МУК № 72 осуществляют 23 образовательных учреждений, охват обучающихся 10- 11 классов составил 1088 человека, с НГТТИ -3 образовательных учреждения ( охват- 60 человек), с ИНЭКА - 12 образовательных учреждений (охват-447 человек), с МАОУ ДОД «ДШИ №6 «ДА-ДА». - 1 учреждение (охват - 2 человек)

 

 

Наиболее  востребованные профили:

  • социально-экономический - реализуется в 28 школе (903 учащихся);
  • социально-гуманитарный - реализуется в 14 школах (375учащихся);
  • информационно-технологический реализуется в 29 школах (1172 учащихся);
  • физико-математический - реализуется в 15 школах (534 учащихся);
  • филологический - реализуется в 10 школах (317 учащихся);
  • естественно-математический -реализуется в 8 школах (184учащихся);
  • химико-биологический- реализуется в 15 школах (325 учащихся).

 

В текущем  учебном году открыты новые профили  обучения: художественно-проектный, физико-химический, автокласс, спортивный.

Универсальное непрофильное обучение реализуется  в 10 образовательных учреждениях.

Одним из важнейших факторов, влияющих на результативность ГИА и качество обучения, является рационально составленный учебный  план, выполнение требований к организации образовательного процесса, в частности, к организации профильного обучения.

Анализ  реализации учебных планов 2010/2011 образовательных  учреждений, профильного обучения, базы данных участников ЕГЭ по предметам  по выбору показал:

Не выполнены  требования по организации профильного  обучения, в части обеспечения образовательного процесса по профильным предметам высококвалифицированными кадрами в 16 образовательных учреждениях - № 1(биология, учитель 2 кв категории), №2, 24, 28, 52, 53, 56 (информатика, учитель без категории), № 7 (обществознание, учитель без категории), № 19, 40 (информатика, учитель 2 кв категории), № 22, 54(иностранный язык, учитель 2 кв категории), № 29 (физика, учитель 2 кв категории), № 34(география, учитель без категории), № 38(физика, учитель без категории), № 48(обществознание, учитель 2 кв категории). Поэтому, выпускники данные профильные предметы в основном выбирают крайне редко (от 0 до 5 человек);

 

Нерационально определен профиль обучения:

 

- в результате  ни один из выпускников не выбрал на ЕГЭ профильный предмет в 10 образовательных учреждениях № 24, 40, 52, 54, 56, 60 (информатика), 34 (география), 35 (химия), 47, 48 (литература).

 

Анализ  результатов промежуточной аттестации обучающиеся II-VIII, X классов.

На конец  учебного года из 47715 обучающихся по итогам промежуточной аттестации

- переведены  в следующий класс 40053 обучающихся  (I-VIII, X кл.), из них с одной «2» - 35 человек;

- допущены к ГИА:

9 класс  – 4789 человек, 59 человек к выпускному  экзамену СКОШ (VIII вида);

11 класс  – 2665 человек 

- оставлены на повторный год обучения 48 обучающихся II-VIII, X классов, 27 обучающихся вечерней школы № 65;

Не допущены к ГИА:

9 класс  – 9 выпускников (ОУ № 5, 19, 22, 23 (2), 25, 46, 82 (2));

11 класс  – 7 выпускников (ОУ № 13, 47 (2), 48, 81, 65)

Анализ  состава неуспевающих обучающихся, которые оставлены на повторный год обучения и переведены с одной «2» показал, что наибольшее количество данной категории детей (от 11 до 5 человек) в ОУ № 8, 46, 31, 35:

    • 11 обучающихся в ОУ № 8
    • по 5 обучающихся в ОУ № 31, 35, 46
    • по 4 обучающихся в ОУ № 23, 33, 43
    • по 3 обучающихся в ОУ № 20, 22, 24, 34, 37, 38, 58
    • по 2 обучающихся в ОУ № 5, 7, 12, 15, 25, 44, 56, 82
    • по 1 обучающемуся в ОУ № 1, 3, 10, 14, 19, 28, 45, 53, 60, 88, 89

 

Анализ  причин, по которым 55 обучающихся II-IX, X оставлены на повторный год обучения показывает, что основная причина - непосещение занятий (уклонение от учебы) – 35 человек (63,6%). Из них наибольшее количество обучающихся в 8 классах (11 человек), 9 классах (8 человек). Возраст уклонистов с каждым годом молодеет, в этом году выявлены уклонисты в начальных классах - 2 человека (ОУ № 8, 34), в 5 классах - 3 человека (ОУ № 1, 43, 45).

 

Анализ  результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов. Согласно статьи 15, пункта 4.1 ФЗ «Об образовании» - ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования.

Согласно  решению педагогических советов  образовательных учреждений допущены к итоговой аттестации 2665 выпускников общеобразовательных школ, не допущены 7 человек общеобразовательных школ (один из них из вечерней школы).

 

Система подготовки школьников к предметным олимпиадам является важнейшей частью работы с интеллектуально одаренными детьми.

В течение  последних семи лет обучающиеся  города Набережные Челны занимают призовые места в Республиканских и  Всероссийских олимпиадах по математике, английскому языку, биологии, географии, истории, обществознанию, физике, химии, экономике. В республиканском туре олимпиад 2010 – 2011 учебного года приняли  участие 307 школьников из 60 образовательных  учреждений города. Итоги участия: 119 победителей и призеров, что составляет 39 % эффективности участия. Из них 8 обучающихся стали победителями.

 

В течение  ряда лет ставилась задача обеспечения  сотрудничества с ВУЗами по подготовке к олимпиадам, в этом году данное направление реализовано через:

- спецкурсы  по подготовке к олимпиадам  по физике (ИНЭКА);

 

- лингвистический  лагерь (на базе ДОЛ «Радуга»  НГПИ);

- профильный  республиканский загородный лагерь  «Квант» (КФУ), «Орбиталь-2011» (КГТУ), «Биосфера-2011» (РЭБЦ), «Интеллект»  (КГТУ), «Лингва-2011» (КГГПУ);

- работу лагерей для  одаренных детей «Умка-2011» (на  базе пришкольных лагерей совместно  с КФУ, Академией физкультуры,  ИУЭиП).

С целью выполнения стратегии  образования в городе реализуются  направления:

- Внедрение новых образовательных стандартов и технологий.

На базе образовательных  учреждений № 32, 46, 50, 78 созданы экспериментальные  площадки для отработки новых  стандартов образования. В 2010/2011 учебном  году в 46 образовательных учреждениях  реализуется ФГОС НОО. В городе также  организована работа 33 экспериментальных  площадок, из них федерального уровня – 23, республиканского – 4, муниципального – 6.

- Создание единого электронного образовательного пространства.

Согласно проекту «Электроная школа» персональные ноутбуки получили 3 262 учителя из 64 образовательных учреждений. С октября 2010 года в данных школах произведен монтаж беспроводных точек доступа к сети Интернет wi-fi. С сентября 2010 года учителя работают с информационной системой «Электронное образование в РТ», где каждая школа организует учебный процесс, составляет учебные планы, расписание занятий учащихся, учителя выставляют оценки в электронных журналах и дневниках. Педагоги принимают участие в педагогических сообществах, создают портфолио, ведут переписку по электронной почте. Обновлен парк компьютерной техники в количестве 597 единиц, из них 551 компьютер для обучающихся и 46 для педагогов.

- Работа с одаренными детьми.

В городе реализуется программа  «Одаренные дети», где предусмотрено  создание профильных смен для данной категории детей, система их подготовки к олимпиадам на базе ВУЗов, инновационных  образовательных учреждениях. Создан банк данных одаренных детей с  дошкольного возраста. В целях  сопровождения одаренных детей  от детского сада до ВУЗа открыты гимназия №36 (детский сад - школа-ВУЗ), лицей - интернат №84(школа-ВУЗ) и многопрофильный лицей №80 (детский сад - школа-ВУЗ).

- Повышение качества нравственного воспитания и физического развития детей.

В городе уделяется большое внимание реализации проектов по развитию воспитательной среды.

Активное  участие принимают школьники  города в возрасте от 7 до 17 лет в  тимуровском движении. Общее количество детей, охваченных тимуровской работой, составляет 12000 человек. Организована работа 1650 тимуровских отрядов.

Лидерские качества формируются в 21 общественной организации города.

Наиболее  массовые и активные :

- Городская Дума Учащихся.

- 62 отряда Форпост,

- Военно-патриотические объединения. (На базе УДО действует 11 военно-патриотических клубов с общим охватом 2762 воспитанника).

 

В целях  увеличения двигательной активности школьников, развития игровых видов спорта в  каждом образовательном учреждении организована деятельность обучающихся  от 3-х до 15 видов спорта, что позволяет  обеспечить их занятость в объединениях дополнительного образования спортивного  направления от 15 до 80% .

Ежегодно  только в городских массовых мероприятиях принимают участие более 40 378 учащихся, что составляет 84% от общего количества школьников.

В образовательных учреждениях  введены в учебные программы  часы обучения плаванию, обеспечивается проведение в режиме учебного дня  ежедневных учебных и внеучебных занятий по физической культуре, что дает возможность каждому ученику выполнить установленные спортивные нормативы, изучить основы гигиены и здорового образа жизни.

Информация о работе Анализ деятельности муниципальных органов по совершенствованию общего образования