Анализ деятельности муниципальных органов по совершенствованию общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение особенностей общего образования, повышение эффективности управления общим образованием на основе разработки рекомендаций.
Задачи:
1) выявить суть реформы образования средней школы;
2) рассмотреть теоретические аспекты связанные с проблемами совершенствования школы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Управление образованием на муниципальном уровне 6
1.2. Основные направления, цели и задачи реформирования общего образования 13
1.3. Проблемы современной школы и ее совершенствования 21
1.4. Национальный проект «Образование», его роль в развитии общего образования 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Общая характеристика Управления образования Исполкома г. Набережные Челны 28
2.2. Система образования города Набережные Челны 36
2.3. Проблемы и недостатки в школьном образовании и управлении образования в городе Набережные Челны 51
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение1 63

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по системе ГиМУ.docx

— 118.41 Кб (Скачать файл)

В связи с этим, под  «муниципальной системой образования» обычно понимается совокупность муниципальных  ОУ, находящихся во взаимосвязи как между собой, так и с местным органом управления образованием.

Причем в некоторых  случаях (например, в крупных городах, сохраняющих районное административное деление) этот орган может быть представлен  иерархически взаимосвязанными управленческими  структурами.

В то же время, как отмечалось выше, практически на территории любого муниципального образования всегда есть ОУ, не находящееся в прямом ведении местного самоуправления, хотя их количественные и качественные характеристики могут существенно различаться  в разных муниципальных образованиях: это дошкольные ОУ, находящиеся на балансе предприятий и организаций; общеобразовательные учреждения областного подчинения; ведомственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального  образования; государственные вузы Министерства образования и науки РФ, их филиалы и др. По отношению к ним муниципальная администрация не имеет рычагов прямого воздействия: она не может создавать или ликвидировать, изменять их организационную структуру и направленность деятельности, влиять на руководство и т.д. Однако ей законодательно дано право взаимодействия с ними в интересах муниципального образования, и такое взаимодействие ОУ данной территории с местной администрацией в той или иной форме реально устанавливается во всех муниципальных образованиях.

Закон «0б общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года достаточно четко определяет перечень вопросов местного значения в области образования, которые подведомственны исключительно органам местного самоуправления и в осуществление которых органы государственной власти вторгаться не имеют права. К ним относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных исключительно к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на муниципальных территориях; а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 1 ст. 15 и п. 13 ст. 16) [1].

Еще в 60-е годы была высказана  идея о том, что «дела местного значения» – категория государственно-правовая. Эта точка зрения представляется не бесспорной, поскольку «дела местного значения» – это категория, прежде всего социально-экономическая. Представляется, что только после юридического признания  указанных дел можно говорить о приобретении органами местного самоуправления государственно-правового ранга. Например, совершенно невыполнима в современных  условиях обязанность органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения, поскольку  это является делом всего Российского  государства, являющегося согласно Конституции РФ социальным государством.

Таким образом, мы приходим к выводу, что органы местного самоуправления действуют в области образования  в русле государственной политики в тесном единстве с органами государственной  власти и могут выполнять лишь часть задач, стоящих в данной области [8, С. 60–61]

1.2. Основные направления, цели и  задачи реформирования общего образования

 

Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции  развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе  общественных отношений активно  воздействуют на образование.

Высокий уровень образования  – средство социализации учащихся, условие их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных  производств значительно повышаются требования к научной, технологической  и гуманитарной подготовке населения. Возрастает значение общего образования  как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Работа с одаренными детьми без опоры на массовое образование не способна обеспечить общий духовный и экономический прогресс общества.

Главная цель общего образования – формирование разносторонне  развитой, творческой личности, способной  реализовать творческий потенциал  в динамичных социально-экономических  условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).

Целями и задачами школы как  социального института в современных  условиях являются:

– формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; 
– воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; 
– формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство; 
– разностороннее развитие детей; их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.[4]

В основе организационной структуры  школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой  является типология ведущих видов  деятельности, характерных для разных возрастных периодов.

          Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням основных общеобразовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Iступень – начальное общее образование (обязательное, 1–4 классы).

Начальный возраст обучающихся  – не менее 6,5 лет на 1 сентября (продолжительность  обучения 4 года). В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач; развиваются коммуникативные  умения детей (вести диалог, контролировать и оценивать поведение друг друга  и др.).

В 1–4 классах происходят становление  личности младшего школьника, выявление  и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания  учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой  речи и поведения, основами личной гигиены  и здорового образа жизни.

II ступень – основное общее образование (обязательное, 5–9 классы).

 В подростковом возрасте  начинается интенсивное социальное  развитие личности, становление  нравственных норм; возрастают возможности  самоорганизации личности (поиск  идеалов, стремление к обоснованию  принимаемых решений, к отстаиванию  своих позиций). Подросток уже  может поставить перед собой  личностно значимую цель, у него  возникают профессиональные намерения,  которые выражаются в первичной  ориентировке в различных сферах  профессиональной деятельности; формируется  образ “я”, составляющий основу  для самоопределения. Основная  школа предоставляет условия  для освоения знаний о природе,  обществе, человеке, развивает умения  и навыки в разнообразных видах  предметно-практической, познавательной  и духовной деятельности.

III ступень – среднее (полное) общее образование (10–11 классы).

На основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у  школьников в возрасте от 16 до 18 лет  возможно формирование целостной мировоззренческой  позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В  этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить  свои учебные, профессиональные возможности  и наметить пути дальнейшего образования  и профессионального самоопределения.

Старшая ступень школы создает  условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций: трудовых, познавательных, общественных, семейных, досуговых. Обучение строится на основе профильной дифференциации.

Определение приоритетных образовательных  направлений и профилей обучения (социально-гуманитарный, естественно-научный, технологический) происходит с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы и особенностей социокультурной среды, ее традиций, а также прогнозируемой потребности в специалистах того или иного уровня квалификации.

Определяющими приоритетами государственной политики в сфере  образования являются устойчивое и  постоянное развитие системы Российского  образования, обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективными потребностями  личности, общества и государства.

В связи с этим основной стратегической целью реформы общего образования является создание механизмов устойчивого развития общего образования, обеспечение ее соответствия современным  требованиям, социально-экономическим  потребностям России, запросам человека, общества и государства.[20 стр.199-204]

Для достижения указанной  цели необходимо решать следующие приоритетные задачи, которые четко обозначены в Концепции модернизации российского образования.[6] В системе общего образования в первоочередном порядке должны решаться следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- На начальной ступени  образования – построение новой  личностно-ориентированной модели  массовой начальной школы. С  этой целью важно более широкое  внедрение в практику школ  России систем развивающего обучения.

- Проведение комплекса  мероприятий, направленных на  введение в действие государственных  образовательных стандартов общего  образования и базисного учебного  плана, позволяющих учитывать  особенности регионов и возможности  общеобразовательных учреждений.

- Отработка системы профильного  обучения на старшей ступени  общего образования, ориентированную  на индивидуализацию обучения  и социализацию обучающихся, в  том числе с учетом реальных  потребностей рынка труда.

- Разработка преемственных  программ с федеральными и  национально-региональными компонентами  и соответствующих им комплектов  учебников для начального, основного  и полного (среднего) общего образования,  включенных в федеральные перечни  учебных изданий, учебного оборудования, в том числе с использованием  информационных технологий.

- Выявление и поддержка  наиболее одаренных, талантливых  детей и молодежи, поддержка олимпиадного  движения.

- Сохранение и поддержка  малокомплектных и малочисленных  сельских школ и обеспечение  условий для реализации программ  дошкольного и общего образования.

- Создание единого информационного  образовательного пространства  для обеспечения равного доступа  к информационным ресурсам государства.

- Повышение социального  статуса педагога и его профессионального  мастерства путем совершенствования  системы подготовки, переподготовки  и повышения квалификации.

Основными направлениями  и этапами реформирования на современной  стадии являются:

- Структурная перестройка  системы общего образования, которая  предполагает значительную внутреннюю  реконструкцию системы общего  образования, отдельных ее звеньев  и элементов с целью приведения  этой системы в соответствие  с запросами времени, придания  ей гибкого, адаптивного характера,  способности адекватного реагирования  на современные и перспективные  потребности развития страны, при  постоянном научном сопровождении  на всех этапах от разработки  – до внедрения.

- Структурная перестройка  системы общего образования —  существенный внутренний ресурс  и одновременно фактор ее развития, ее перехода в новое качество. Ведущий принцип структурной  перестройки системы общего образования  — переход от отраслевого к региональному ее построению.

Ведущее направление —  обеспечение соответствия спроса и  предложений на «рынке» образовательных  «товаров» и услуг.

Структурная перестройка  системы общего образования направлена на решение следующих основных задач: создание многоукладной системы  общего образования, развитие многообразия, вариативности образовательных  программ и общеобразовательных  учреждений; целенаправленная ориентация системы общего образования на спрос  — не только со стороны государства, но и со стороны личности, различных  социальных и профессиональных групп, рыночной экономики, регионов, муниципалитетов  и т.д., создание широкого, цивилизованного  рынка образовательных услуг; преодоление деформаций в соотношении отдельных уровней системы общего образования; оптимизация сети общеобразовательных учреждений на основе жизненных потребностей, создание и развитие на базе этих потребностей новых видов образования и типов общеобразовательных учреждений, отвечающих актуальным и перспективным потребностям развития страны.[16]

- Модернизация управления  образованием. В настоящее время  система управления общим образованием, отражая в себе общие особенности  переходного периода, находится  в промежуточной стадии своего  движения от прежнего способа  деятельности к качественно новому. В ней сложно переплетаются  новые, перспективные тенденции  и рудименты старого: низкая  целенаправленность и запаздывающий,  реактивный характер управления, жесткость построения управленческих  структур, элементы прежней практики  командно-распорядительного управления  и др. В управленческой системе  еще слабо представлена общественная  составляющая, не сформированы механизмы управления развитием образования, инновационными образовательными процессами. К тому же управление во многом продолжает работать вслепую, не имея полноценного информационно-статистического обеспечения, в частности — в области экономики образования.

Информация о работе Анализ деятельности муниципальных органов по совершенствованию общего образования