Анализ деятельности муниципальных органов по совершенствованию общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение особенностей общего образования, повышение эффективности управления общим образованием на основе разработки рекомендаций.
Задачи:
1) выявить суть реформы образования средней школы;
2) рассмотреть теоретические аспекты связанные с проблемами совершенствования школы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Управление образованием на муниципальном уровне 6
1.2. Основные направления, цели и задачи реформирования общего образования 13
1.3. Проблемы современной школы и ее совершенствования 21
1.4. Национальный проект «Образование», его роль в развитии общего образования 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Общая характеристика Управления образования Исполкома г. Набережные Челны 28
2.2. Система образования города Набережные Челны 36
2.3. Проблемы и недостатки в школьном образовании и управлении образования в городе Набережные Челны 51
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение1 63

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по системе ГиМУ.docx

— 118.41 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ И  ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6

1.1. Управление  образованием на муниципальном  уровне 6

1.2. Основные  направления, цели и задачи  реформирования общего  образования 13

1.3. Проблемы  современной школы и ее совершенствования 21

1.4. Национальный  проект «Образование», его роль  в развитии общего образования 24

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 28

2.1. Общая  характеристика Управления образования  Исполкома г. Набережные Челны 28

2.2. Система  образования города Набережные  Челны 36

2.3. Проблемы  и недостатки в школьном образовании  и управлении образования в  городе Набережные Челны 51

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Приложение1 63

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в системе общего образования в России происходят большие изменения с целью повышения его качества. С одной стороны, это закономерный процесс развития. С другой стороны, в Российской Федерации в процессе реформирования образования был принят ряд программ и проектов, реализация которых требует новых подходов как в деятельности самих образовательных учреждений, так и системы управления в целом. Поэтому очевидно, что в современных условиях общее образование находится в центре первоочередных государственных интересов. «Школа наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным», - было отмечено Премьер-министром РФ Д.Медведевым в последнем послании Федеральному Собранию.  На осуществление данной задачи направлен принятый в 2005 году приоритетный национальный проект «Образование», основной целью которого является ускорение модернизации образования, достижение современного качества образования, адекватно меняющимся запросам общества.

Реализация поставленных перед  общим образованием задач требует разработки специальных технологий, моделей, механизмов, которые будут способствовать более эффективному ходу образовательной реформы.

Разработке технологий и  моделей реформирования системы  управления образованием в значительной степени способствует проводимая в  стране муниципальная реформа. Организация предоставления общего образования и его развитие являются одними из базовых полномочий муниципальных органов власти. Именно от муниципальных систем управления образованием зависит эффективное формирование на местах новой образовательной политики, реализация федеральных и региональных программ, создание новых управленческих технологий, изменение качества обучения, удовлетворение образовательных запросов, выполнение социального заказа общества.

Принятие Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предоставило муниципальным органам власти значительные возможности для реализации проектов национального масштаба, определив вопросы местного значения и предложив некоторые пути их решения. Именно поэтому актуальным является рассмотрение вопроса реализации реформы общего образования, формирование новых подходов в организации деятельности органов местного самоуправления в сфере образования.

Объект исследования: муниципальные  органы реализующие реформу общего образования.

Предмет исследования: управленческая деятельность органов местного самоуправления по управлению общим образованием.

Цель работы: изучение особенностей общего образования, повышение эффективности управления общим образованием на основе разработки рекомендаций.

Задачи:

1) выявить суть реформы  образования средней школы;

2) рассмотреть теоретические  аспекты связанные с проблемами совершенствования школы;

3) изучить систему управления  школьным образованием;

4) изучить муниципальную  систему образования города Набережные  Челны;

5) изучить деятельность  Управления образования по осуществлению общего образования в городе Набережные Челны.

Теоретической и методологической основой курсовой работы является анализ, синтез, изучение научной литературы, анкетный опрос, изучение прессы, Интернет сайтов.

    

Информационной базой  исследования выступили различные  законодательные акты Российской Федерации: ФЗ №3266-1 «Об образовании», Ф3№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устав города Набережные Челны, национальный проект «Образование».

Проблемы государственного управления, управления образованием и образовательными учреждениями нашли  свое отражение в работах, Братановского С.Н., Куранова А.К., Назарова В.Л., Чернышова, А.Г., Чаленко С.П., Кривошеева В.Ф., Блинова В.И., Суколенова И.В..

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ И  ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Управление образованием на муниципальном уровне

В соответствии с Конституцией РФ публичная власть в России имеет  двухуровневую структуру: государственный  уровень (органы государственной власти и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе  местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации образования в комплексе, целесообразно рассмотреть вопросы организации и деятельности муниципальных органов управления образованием; исследовать проблемы реализации прав граждан в сфере управления муниципальным образованием[17, с. 197].

Оценивая роль и место  муниципальной системы образований (МСО) в системе образования России, необходимо прежде всего рассмотреть вопрос о том, что включает в себя понятие «местное самоуправление».

В  Законе от 16 сентября 2003 года «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление характеризуется как «форма осуществления  народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами, субъектов  Российской Федерации, самостоятельное  и под свою ответственность решение  населением непосредственно и (или) через органы самоуправления вопросов местного  значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»(ст.1 п.2)[1]

В соответствии с положениями  федерального закона о местном самоуправлении  граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством  участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством  иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы. Компетенция этих органов  должна обеспечивать возможность самостоятельно решать все вопросы местного значения в соответствии с основной задачей  данного уровня власти – реализации совместных интересов жителей муниципального образования. Согласно указанным федеральным  законам к вопросам местного значения отнесены практически все сферы (области) непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования, включая социально-экономическое  развитие муниципального образования.

Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация муниципального образования  или муниципальная (местная) администрация, которая возглавляется главой администрации (главой муниципального образования). Администрация является юридическим  лицом, а ее акты, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для  исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования  органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от подчиненности  и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Внутренняя структура  местной администрации зависит  от функций, которые она должна выполнять, и инфраструктуры, находящейся в  ее распоряжении. Поэтому при определении  структуры местной администрации  основными критериями являются управленческие. В составе администрации на основании  постановлений главы муниципального образования создаются комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения различного функционального назначения, непосредственно подчиненные главе администрации.

Поскольку образовательные  учреждения есть во всех муниципальных  образованиях, одним из обязательных структурных подразделений муниципальной  администрации является местный (муниципальный) орган управления образованием (МОУО), который может иметь форму  управления, отдела и др. – в зависимости  от масштабов решаемых им задач. Создание таких структур фактически предписано органам местного самоуправления Законом об образовании [2], так как о них многократно упоминается в различных статьях Закона.

В частности, полномочия органов  местного самоуправления по созданию и ликвидации МОУО и (или) самоуправляемых  школьных округов, определению их структуры  и полномочий, назначению и увольнению по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей  МОУО закреплены в п. 5 ст. 32 Закона об образовании [2].

Сфера организационно-управленческой деятельности МОУО определяется компетенцией органа местного самоуправления в области  образования, которая согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона о местном самоуправлении (1995г.) ограничивается «организацией, содержанием и развитием муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования».

Однако тем же пунктом  ст. 6 к ведению местного самоуправления отнесено и «комплексное социально-экономическое  развитие муниципального образования», которое предполагает организационное  взаимодействие со всеми расположенными на данной территории предприятиями, организациями  и учреждениями, включая и образовательные, причем независимо от их подчиненности и форм собственности.

Правовую основу для преодоления  данного противоречия дают статьи 31 и 32 этого же закона, которые определяют основные принципы взаимодействия органов  местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями как  находящимися, так и не находящимися в муниципальной собственности. По отношению к первым органы местного самоуправления определяют цели, условия  и порядок их деятельности, осуществляют контроль и т.д.; по отношению ко вторым – они «вправе координировать»  их участие в комплексном социально-экономическом  развитии территории.

В реальной практике МОУО повсеместно (даже если есть исключения, они не меняют общей картины) унаследовали область  управленческой компетенции и функции  городских и районных отделов  народного образования, на основе которых  они и были созданы. А поскольку  в ведении гороно и районо традиционно находились только общеобразовательные учреждения, именно эта часть ОУ, находящихся на территории муниципального образования, перешла в ведение МОУО. Причем, в первую очередь те из них, которые были переведены в муниципальную собственность, т.е. муниципальные общеобразовательные учреждения.

Формально, на первый взгляд, это подкрепляется Законом об образовании, который устанавливает, что органы местного самоуправления ответственны, прежде всего, «за реализацию прав граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного  основного общего образования» (п. 1 ст. 31), а к их компетенции отнесено, в частности, «обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения» (п. 2 ст. 31).[2]

Однако, с другой стороны, пунктом 1 ст. 31 закрепляется и ответственность  «за ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным  и местным требованиям условий  осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственной им территории», что фактически означает, по крайней мере, контроль за всеми, а не только общеобразовательными учреждениями на данной территории. Так же можно трактовать и некоторые положения п. 2. той же статьи, где очерчивается область исключительной компетенции органов местного самоуправления:

1) планирование, организация,  регулирование и контроль деятельности  местных (муниципальных) органов  управления образованием, образовательных  учреждений в целях осуществления  государственной политики в области  образования; использование государственных  и муниципальных образовательных  учреждений, объектов культуры и  спорта в интересах образования...» [11, С. 49–50].

2) кроме того, органам  местного самоуправления Законом  об образовании дано право  регулирования отношений собственности  в системе образования, установления  дополнительных налогов и льгот,  стимулирующих развитие образования,  формирования местных бюджетов  в части расходов на образование [9, С. 151].

Таким образом, МОУО взяли  на себя только часть функций в  области образования, делегированных местному самоуправлению законодательством. Их компетенция охватывает вопросы  организации, содержания и развития муниципальных ОУ. За пределами их компетенции остались:

– общеобразовательные учреждения, не находящиеся в муниципальной  собственности, по отношению к которым  муниципальный орган управления образованием в лучшем случае выполняет  контрольно-статистическую функцию;

– учреждения профессионального  образования, которые на сегодняшний  день в своем подавляющем большинстве  находятся в ведении Министерства образования и науки РФ либо органа управления образованием субъекта Федерации, либо других министерств и ведомств [3, С. 14–15].

Информация о работе Анализ деятельности муниципальных органов по совершенствованию общего образования