Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление направлений повышения конкурентоспособности Российской Федерации на основании анализа состояния конкурентоспособности российской экономики с учетом успешного опыта западных стран.
Объект исследования – международная конкурентоспособность стран в глобальной конкурентной среде на примере российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
ГЛАВА I. Международная конкурентоспособность стран в мировой экономике..............................................................................................................
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страны……………………
1.2 Ключевые факторы, влияющие на конкурентоспособность страны…….
1.3 Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера………………...
ГЛАВА II. Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ………………………………..............................
2.1 Рейтинги международной конкурентоспособности стран по методологии IMD и ВЭФ
2.2 Стратегия развития конкурентоспособности западных стран……………
2.3 Направления повышения конкурентоспособности Российской Федерации…
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...

ГЛАВА I. Международная конкурентоспособность стран в мировой    экономике..............................................................................................................

1.1    Понятие и сущность конкурентоспособности страны……………………

1.2    Ключевые факторы, влияющие на конкурентоспособность страны…….

1.3    Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера………………...

ГЛАВА II. Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ………………………………..............................

2.1 Рейтинги международной  конкурентоспособности стран по  методологии IMD и ВЭФ

2.2 Стратегия развития  конкурентоспособности западных  стран……………

2.3 Направления повышения конкурентоспособности Российской Федерации…

Заключение……………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………………

Приложение 1……………………………………………………………………

Приложение 2……………………………………………………………………

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Нарастающая тенденция глобализации практически всех сфер жизнедеятельности увеличила масштабы кооперации и интеграции и в то же время усилила международную конкуренцию стран и регионов. Ужесточение конкурентной среды делает актуальным вопрос о международной конкурентоспособности Российской Федерации. Залогом устойчивого развития является достижение высокой конкурентоспособности, которую можно трактовать как способность государства и структур быть лидером, успешно конкурировать на глобальном рынке различных товаров и услуг.

За последние годы проблемам повышения конкурентоспособности, вопросам ее оценки, методологии составления глобальных рейтингов и созданию и поддержанию конкурентных преимуществ стран посвятили свои публикации известные российские ученые: Дынкин А.А., Глазьев С.Ю., Сенчагов В.К., Некипелов А.Д., Гельвановский М.И., Сильвестров С.Н., Смитиенко Б.М., Фатхутдинов Р.А. и другие, - которые внесли значимый вклад в теорию конкурентоспособности стран, разработали различные методики оценки конкурентоспособности, выявили существующие проблемы и специфику российской конкурентоспособности, предложили возможные пути повышения конкурентоспособности; затронули проблемы обеспечения наилучших социально-экономических условий. Тем не менее, научных публикациях не затронуты проблемы определения роли конкурентоспособности страны в обеспечении национальных экономических интересов. Среди трудов зарубежных ученых, посвятивших свои труды методологическим вопросам международной конкурентоспособности, следует выделить работы: М. Портера, П. Кругмана, Н. Мэнкью, Дж. Робинсона, Ф. Ларрена, И. Шумпетера и ряда других.

Цель курсовой работы – выявление направлений повышения конкурентоспособности Российской Федерации на основании анализа состояния конкурентоспособности российской экономики с учетом успешного опыта западных стран.

Объект исследования – международная конкурентоспособность стран в глобальной конкурентной среде на примере российской экономики.

Предмет – возможности повышения конкурентоспособности Российской Федерации на основе существующих слабых сторон и преимуществ российской экономики и успешного опыта западных стран.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:

1. Определить сущность  понятия конкурентоспособность  страны;

2. Исследовать основные факторы, влияющие на конкурентоспособность страны, выявить роль государственной конкурентной стратегии в формировании конкурентоспособности;

3. Проанализировать особенности  методик составления рейтингов  конкурентоспособности стран IMD и  ВЭФ и проанализировать данные рейтинги, являющиеся основополагающими источниками информации о конкурентных преимуществах стран в мире при оценке экономики страны иностранными инвесторами и аналитиками;

4. Выявить ключевые области  для развития Российской Федерации, причины низкой конкурентоспособности России и дать объяснения низким позициям в международных рейтингах IMD и ВЭФ;

5.Выявить возможные направления  повышения международной конкурентоспособности  Российской Федерации.

Методы, используемые в процессе исследования: системный подход, комплексная оценка, сравнение, прогнозирование; исследование, сопоставление данных и выявление существенных особенностей и глубинных связей по проблеме конкурентоспособности страны.

Для достижения поставленных задач были использованы труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов: (Баканов Д.В. , Гельвановский М. , Рыбалкин В.Е..) Так же были применены статистические данные, нормативные правовые документы и иные информационные материалы.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Международная конкурентоспособность стран в мировой экономике.

 

    1. Понятие и сущность конкурентоспособности страны

 

Проблема конкурентоспособности страны, благосостояния общества становится все более актуальной. Для мировой экономики характерны глубокие и ускоряющиеся изменения: глобализация рынка, развитие многомерной конкуренции, трансформация хозяйственных процессов. До 70-х годов XX века конкуренция не являлась неотъемлемой частью экономической деятельности страны. На данный момент, масштабы роста и расширения конкуренции выходят за границы отдельных регионов мира, что способствует обострению вопросов конкурентоспособности национальных экономик [1, C.22]

Совместно с ужесточением глобальной конкурентной среды возрастает значение международной конкурентоспособности страны. Характерными чертами глобализации являются не только расширение кооперации и усиления интеграции, но и усиление конкуренции, которая является неотъемлемой частью глобализации.

Существует множество определений понятия конкурентоспособность. Одно из первых широко известных определений конкурентоспособности прозвучало в 1987 году в докладе «Мировая конкуренция: новая реальность» комиссии президента США по конкурентоспособности: конкурентоспособность страны определялась тем показателем, насколько страна может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, при этом сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан.

Примерно через десять лет определение конкурентоспособности страны претерпело очередные изменения: акцент перешел на осознание растущего влияния политических решений на национальную конкурентоспособность. «Международный форум по развитию менеджмента» предоставил наиболее точное и полное определение конкурентоспособности того времени: конкурентоспособность - область экономического знания, анализирующая фактические данные и политику, которые формируют способность страны создавать и поддерживать такую социально-экономическую среду, которая обеспечивает создание дополнительной стоимости на производстве и повышение благосостояния нации.

В современных условиях конкурентоспособность страны следует трактовать как создание наилучших социально-экономических условий, способствующих росту уровня жизни населения.

М.И. Гельвановский дает следующее определение «…конкурентоспособность страны в широком смысле - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования».

Конкурентоспособность страны — категория, которая отражает состояние экономики страны и возможные перспективы ее развития. В современных условиях глобализации, беспрепятственного перемещения капитала, повышение конкурентоспособности, как товаров, так и организаций, и страны связано, в основном, с внедрением новейших технологий, передовых идей, инноваций и определяется способностью страны создавать наилучшие социально-экономические условия.

Согласно определению, которое предоставляет Современный экономический словарь, конкурентоспособность страны можно трактовать как способность экономики участвовать в международной торговле, удерживать и завоевывать определенные сегменты на мировом рынке. Конкурентоспособность определяется экономическим и техническим уровнем производства в конкретной стране, качеством производимых товаров и услуг, развитостью инфраструктуры и ее соответствием потребностям экономики, наличием абсолютных и относительных преимуществ. [2, C. 14]

Таким образом, конкурентоспособность – главный показатель, определяющий место любой страны в мировом сообществе. Эта комплексная характеристика синтезирует в себе качество продукции и процессов, ресурсоемкость товаров на всех стадиях их жизненного цикла, имидж и ценность брендов, деловое совершенство изготовителей, торговых и сервисных организаций, правовую надежность, организованность, профессионализм и оперативность государственных органов управления. [3,С.57]

В современных условиях глобализации важным фактором жизнеспособности и экономического развития страны является достижение конкурентного преимущества, так как ни одна страна или конкретная компания не в силах противостоять все более возрастающему влиянию конкуренции, поскольку за «внешней оболочкой» глобализации, призывающей к усилению кооперации и взаимовыгодному партнерству находится жесткая конкурентная глобальная среда. Особенное значение вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности страны приобретает в наши дни .[4,С.233]

Итак, в мировой экономике сущность категории «конкурентоспособность» сводится к созданию наилучших социально-экономических условий; способности нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес для повышения благосостояния нации.

 

 

1.2. Ключевые факторы, влияющие  на конкурентоспособность страны

 

Конкурентоспособность страны – это способность государства и общества создавать и поддерживать такую среду, которая выдерживает соперничество с другими странами во всех сферах жизнедеятельности, обеспечивает условия для повышения жизненных стандартов и общественного благосостояния, являясь значимым инструментом достижения целей личности и мощным средством реализации национально – государственных интересов. Конкурентоспособность национальной экономики зависит от следующих факторов:

- внутриполитических условий, политической стабильности, наличия государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность;

- экономических факторов (темпов экономического роста, уровня  и динамики инфляции, физического  и морального износа основных  фондов, уровня национальной производительности и оплаты труда, стабильности и курса национальной валюты, материало- и энергоемкости продукции и другого);

- организационно - управленческих  факторов (масштабов и остроты  конкуренции, степени монополизации  экономики, уровня бюрократизации, стиля и качества менеджмента, характера государственного регулирования экономики в целом и международного бизнеса, в частности).

- конъюнктура мирового  рынка

Также конкурентоспособность страны формирует государственная конкурентная стратегия, которая направлена на создание условий, необходимых для успешной жизнедеятельности личности, общества и государства в условиях глобальной конкурентной среды. Государственная конкурентная стратегия выполняет следующие функции: исследование и анализ проблем конкурентоспособности; определение способов повышения конкурентоспособности страны, конкурентные прогнозы; определение ключевых факторов конкурентоспособности, конкурентных преимуществ; координация деятельности научно – исследовательских центров; рейтингование; формирование хорошего политического имиджа страны. Реализация данных функций государственной конкурентной политики оказывает направляющее и координирующее воздействие на отдельные политики, в свою очередь ответственные за частные показатели конкурентоспособности.

Таким образом, конкурентоспособность страны зависит от множества факторов, прямо или косвенно влияющих на нее. Особую значимость приобретают такие факторы, как внутриполитические условия, экономические и организационно - управленческие факторы. В формировании конкурентоспособности страны важную роль играет государственная конкурентная стратегия, которая придает экономике страны знаниеемкий, инновационный характер, повышающий конкурентоспособность страны.

 

 

    1. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера.

 

 

Американский экономист Майкл Портер в 1991 году издал книгу «Конкурентные преимущества наций», которая получила широкое признание. [5, С.87] В данной книге изложен подход к исследованию международной торговли, главная мысль которого заключается в том, что в мире конкурируют не страны, а предприятия этих стран. Следовательно, чтобы понять, откуда возникает международная торговля, необходимо понять, откуда возникают конкурентные преимущества у конкретной фирмы конкретной страны, которая продает свои товары на международном рынке. Необходимо понять, как создать и удержать такое конкурентное преимущество, и какое значение имеет сама страна базирования той фирмы, у которой возникают конкурентные преимущества.

Главной единицей конкуренции Портер считает отрасль - группу фирм, которые производят товары, относящиеся к одной общей группе и удовлетворяющие одну и ту же потребность, соответственно, конкурирующих между собой. Эти товары являются источником конкурентного преимущества для фирмы. Формирование конкурентных преимуществ происходит с учетом:

- особенностей структуры  отрасли (степень легкости вхождения  в отрасль, наличие товаров-заменителей);

Информация о работе Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ