Конкурентоспособность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:43, реферат

Краткое описание

Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает:
способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;
уровень производительности факторов производства в данной стране;
способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность страны, отрасли, фирмы, товара.docx

— 15.35 Кб (Скачать файл)

Конкурентоспособность страны

Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает:

способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной  перспективе;

уровень производительности факторов производства в данной стране;

способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.

В рамках первых двух определений  повышение национальной конкурентоспособности  отождествляется с ростом жизненных  стандартов и ускорением экономического роста. Поэтому понятие национальной конкурентоспособности тесно связано  с такими областями экономической  теории, как теория экономического развития и теория экономического роста, а также с интегрирующей обе  эти теории теорией капитала. По этой причине конкретные подходы  к повышению национальной конкурентоспособности  зависят от приверженности тем или  иным научным школам в рамках этих теорий, которые дают разные ответы на вопрос «что работает, а что —  нет». В частности, широко известны «Индекс перспективной конкурентоспособности» и «Всемирное табло конкурентоспособности», которые отражают взгляд Всемирного экономического форума и Института  развития менеджмента на то, какие  именно факторы определяют экономический  рост стран.Повышение национальной конкурентоспособности на основе третьего определения тесно связано со следованием традиционной промышленной политике в части поддержки конкретных компаний — «национальных чемпионов» или экспортеров — и политикой поддержания низкого курса национальной валюты.

Между повышением конкурентоспособности  в первых двух смыслах и повышением конкурентоспособности в третьем  смысле существует серьёзное различие. Национальная конкурентоспособность  в первых двух смыслах не предполагает с необходимостью участия страны в международной торговле — бизнес в стране может быть очень производительным, но не торговать с компаниями из других стран. В рамках же третьего определения конкурентоспособность  проявляется исключительно на международном  рынке.

Фирмы

Конкурентоспособность предприятия  – это его свойство, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность  определяет способность выдерживать  конкуренцию в сравнении с  аналогичными объектами на данном рынке. Конкурентоспособность предприятия  можно определить как относительную  характеристику, отражающую отличие  процесса развития данного продуцента от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности  потребителей, так и по эффективности  производственной деятельности.

Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное. Она может  быть выявлена и оценена только путем  сравнения фирм, выпускающих аналогичную  продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы  функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому  одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном  или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем  более на мировом.

 

Теория конкурентоспособности  фирмы и ее конкурентных преимуществ  разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. (см. гл. 33). Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.

Механизм обеспечения  конкурентоспособности фирмы

Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми  пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной  продукции, фирмами - потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы. Модель пяти сил (направлений) конкуренции - это эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ.

Конкурентоспосо́бность това́ра — способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Характеристики товара определяют его потребительские свойства, которые, в свою очередь, включают ряд показателей качества этого товара. Конкурентоспособность товара зависит как от отдельного показателя, так и их совокупности (синергия). Показатели, характеризующие конкурентоспособность товара, часто подразделяют на две группы (т. н. «цена-качество»):

Показатели, которые характеризуют  потребительские свойства товара (его  качество), из которых складывается его полезный эффект. Они представляют набор «жестких» и «мягких» показателей;

Экономические показатели, которые  характеризуют экономические свойства товара (т. н. цену). «Жесткие» показатели обеспечивают физическую возможность  использования товара по назначению и подразделяются на следующие группы:

технические — это показатели назначения (свойства и функции товара, определяющие область его применения), эргономические показатели (характеризуют  соответствие товара свойствам человеческого  организма), технические показатели (технологические решения, надежность, безопасность);

нормативные — показатели соответствия требованиям международных  и национальных стандартов, нормативов, действующих на рынке, где данный товар предполагается продавать. «Мягкие» показатели характеризуют эстетические (дизайн, цвет, упаковку и т. п.) и психологические (престижность, привлекательность, доступность и т. п.) свойства товара.

Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с точки зрения приоритетности его собственных потребностей, подлежащих удовлетворению. Так, получив годовую премию, у потребителя (частное лицо) может возникнуть выбор, что купить на эти деньги — новую мебель на кухню, новую стиральную машину или путевку в экзотическую страну: в этот момент наблюдается межотраслевая конкуренция. Как только потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, конкуренция с точки зрения потребителя переходит в плоскость конкуренции предприятий, а затем и товаров. В различных экономических условиях (уровень доходов, уровень цен, ожидания и т. п.) уровень конкурентоспособности отраслей (при прочих равных) окажется различным. Проявится это прежде всего в различиях в эластичности спроса на продукцию (товары, работы, услуги) различных отраслей.


Информация о работе Конкурентоспособность страны