Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление направлений повышения конкурентоспособности Российской Федерации на основании анализа состояния конкурентоспособности российской экономики с учетом успешного опыта западных стран.
Объект исследования – международная конкурентоспособность стран в глобальной конкурентной среде на примере российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
ГЛАВА I. Международная конкурентоспособность стран в мировой экономике..............................................................................................................
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страны……………………
1.2 Ключевые факторы, влияющие на конкурентоспособность страны…….
1.3 Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера………………...
ГЛАВА II. Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ………………………………..............................
2.1 Рейтинги международной конкурентоспособности стран по методологии IMD и ВЭФ
2.2 Стратегия развития конкурентоспособности западных стран……………
2.3 Направления повышения конкурентоспособности Российской Федерации…
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 4 Рейтинг стран по показателю конкурентоспособности по оценке ВЭФ 

По данным таблицы рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013 возглавила Швейцария, которая занимает первую позицию четвертый год подряд. Далее расположены Сингапур и Финляндия — второе и третье места, соответственно. Страны Северной и Западной Европы продолжают преобладать в первой половине рейтинга среди наиболее конкурентоспособных экономик: верхние позиции занимают Швеция (4 место), Нидерланды (5), Германия (6). В 2012 году Соединенные Штаты переместились на 7 место. Несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на две позиции до седьмого места. Снижение позиций США авторы исследования объясняют следующими факторами: растет макроэкономическая уязвимость (уменьшение макроэкономической стабильности, ослаблением финансовых рынков), некоторые аспекты институционального климата США продолжают вызывать озадаченность у руководителей ведущих компаний; озабоченность также вызывают проблемы государственного управления, происходит ослабление государственных и частных учреждений; низким остается уровень доверия общества к политическим деятелям, эффективность государства также недостаточно высока. Позитивным фактором является то, что страна до сих пор остается глобальным инновационным центром и ее рынки работают эффективно. Далее идут Великобритания (8 позиция) и Гонконг (9). Япония, которая завершает первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на заметное снижение позиций в последние годы.

 

2.2 Стратегия развития  конкурентоспособности западных  стран

 

Государственную конкурентную стратегию можно трактовать как целенаправленную деятельность государственных институтов, общественных организаций и средств массовой информации, способствующую созданию условий, необходимых для успешной жизнедеятельности личности, общества и государства в условиях глобальной конкурентной среды, а также достижению стратегической конкурентоспособности, созданию необходимых условий для реализации национальных интересов в условиях жесткой конкурентной среды.

Государственная конкурентная стратегия является неотъемлемой частью процесса повышения конкурентоспособности страны. Многие страны разработали стратегию конкурентоспособности и достигли хороших результатов в направлении совершенствования конкурентоспособности.

В качестве примера, иллюстрирующего успешное применение государственной конкурентной стратегии, можно привести опыт зарубежных стран, в частности, стран Европейского Союза, а также опыт США.

Стоит отметить, что в условиях процесса глобализации и открытости национальных экономик одной из приоритетных задач экономической политики практически каждого государства стало повышение конкурентоспособности. Особые комиссии, специализирующиеся на анализе состояния конкурентоспособности государства, были созданы в большинстве развитых стран в целях совершенствования национальной экономики. Например, в США была учреждена Комиссия по вопросам конкуренции при президенте США в 1985 году, позже Совет по политике конкурентоспособности в 1986 году[14, С.455]

Первым шагом стало инициирование председателем Европейской Комиссии Жаком Сантером составления доклада о конкурентоспособности Европейского Союза. Данный доклад был создан в начале 1997 года и брал за основу следующие положения:

- Конкурентоспособность должна являться средством, а не вещью в себе. Ориентиром совершенствования конкурентоспособности должно стать достижение высокого и стабильного экономического роста, с низким уровнем безработицы; социальное благосостояние и единение;

- Типология конкурентоспособности уже определена. Она определяется тремя составляющими: уровни – макроэкономика, отрасль, сектор, предприятие; факторы производства – труд, капитал и так далее; политика – стимулирование инвестиций, инноваций, промышленности и так далее);

- Рекомендации, прописанные в различных национальных докладах о конкурентоспособности: усиление конкурентной политики; уменьшение количества административных барьеров и их дерегулирование для развития бизнеса; развитие и совершенствование инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса, значительное содействие НИОКР и внедрение инноваций; укрепление и улучшение качества сотрудничества между научно-исследовательским сектором и бизнесом; развитие сильной и диверсифицированной финансовой системы.

В 2000 году на лиссабонской сессии Европейского совета, где принимали участие главы стран-участниц Европейского Союза и председатель Европейской комиссии, была принята Лиссабонская стратегия превращения Евросоюза к 2010 году в наиболее конкурентоспособную, наукоемкую и динамичную в мире экономическую зону, способную к устойчивому росту при создании большого количества более качественных рабочих мест и более высокой степени социальной сплоченности. Организация и проведение политики, соответствующей требованиям информационного общества и отвечающей требованиям науки, ускорение структурных реформ и завершение создания единого внутреннего рынка ЕС должны были обеспечить переход к «знаниеемкой» экономике.[15, С.67]

Основными приоритетами Лиссабонской стратегии являются:

1) повышение конкурентоспособности  ЕС (посредством инвестирования  в НИОКР и укрепления единого  рынка);

2) занятость (увеличение количества качественных рабочих мест, улучшение возможностей трудового устройства, инвестиции в человеческие ресурсы);

3) совершенствование социальной  защиты и гарантий, пенсионной  системы и улучшение здравоохранения;

4) обеспечение более высокого и устойчивого экономического роста (через стимулирование инвестиций в новые технологии и развитие инновационного бизнеса).

По прошествии пяти лет Европейский совет в 2005 году в Брюсселе исследовал результаты реализации Лиссабонской стратегии. Было выявлено четыре типа дефицитов: «дефицит уровня жизни», «дефицит занятости», «дефицит производительности» и «дефицит в области природоохранной политики». Ни в одной из перечисленных областей не были достигнуты цели. В области науки промежуточные цели достигли только две страны (инвестиции в науку - до запланированных 3% ВВП). Средний показатель по ЕС составил порядка 2%. По показателям занятости также не были достигнуты заявленные цели. В принципе, это означало провал Лиссабонской стратегии. Глава Европейской комиссии Баррозу Ж.М. высказал предположение, что срыв в реализации Лиссабонской стратегии был связан с отсутствием слаженного механизма их выполнения, а не с недостатком ресурсов. Рабочая группа назвала две основные причины провала: 1) недостаточный учет последствий реформ, проводимых в некоторых странах-участницах; 2) вследствие неправильного составления документа, где прописывалось, что ответственность за выполнение стратегии возлагается на всех сразу, а соответственно, ни на кого в отдельности.

Впоследствии была разработан новый вариант Лиссабонской стратегии с акцентом на обеспечение экономического роста (главным образом за счет стимулирования инноваций и помощи малым и средним предприятиям) и достижение высокого уровня занятости, особенно в наукоемких отраслях, посредством реформ, ориентированных на создание гибкой системы рынков труда. В новой редакции не нашли отражение некоторые актуальные разделы предыдущей, например, решение экологических проблем и реализация социальных программ.

В обновленной Лиссабонской стратегии существенная роль в повышении темпов экономического роста и уровня занятости отводится малым и средним предприятиям (МСП). В последнее время признано, что они нуждаются не только в финансовой поддержке, но и в ограничении многочисленных административных процедур, связанных с их созданием и функционированием. Недавно Еврокомиссия представила программу, предусматривающую сокращение на 25% административных предписаний и формальностей, стоящих на пути создания МСП. Одна из целей программы – позволить желающим создать малое предприятие в течение недели, избавив их от необходимости обращаться для этого в многочисленные административные органы.

В течение последнего десятилетия Евросоюз смог преодолеть отставание от США в развитии рынка телекоммуникаций и инфраструктуры ИКТ. Но получить от этого устойчивые макроэкономические эффекты Европе пока не удается. Это не позволяет говорить о реализации одной из важнейших задач Лиссабонской стратегии – повышении конкурентоспособности экономики ЕС.

Для скорейшего достижения целей Лиссабонской стратегии в Евросоюзе пытаются создать механизм слежения за реализацией национальных программ реформ и усилить ответственность и компетенцию различных экономических и социальных органов на интеграционном, национальном и региональном уровнях. В частности, введен трехгодичный цикл управления и отчетности, а страны–члены ЕС должны каждый год до начала осени представлять отчеты о результатах реализации национальных программ.

Был разработан документ «Лиссабонская программа», успех которой зависит от политической воли и согласованности действий институтов ЕС и национальных властей, направленных на решение конкретных задач и на развитие «пошаговым» методом. В данной программе не предусмотрена постановка сроков, но положение ЕС обязывает его достаточно энергично продвигаться к созданию новой экономики, основанной на знаниях. Возможности для ускорения этого процесса есть.

Однако в целом говорить о выполнении Лиссабонской стратегии к намеченному сроку (2010 году) невозможно. Тем не менее в соответствии с Лиссабонской стратегией будет продолжена работа по повышению конкурентоспособности ЕС путем увеличения инвестиций в научные исследования, в новые технологии и развитие инновационного бизнеса, усиление общественного признания роли ученых, а также создание для них необходимых условий в развитии научно-исследовательской деятельности. Также можно отметить, что принятые в рамках данной стратегии меры позволяют Евросоюзу лучше противостоять вызовам глобализации и обострению международной конкуренции.

Анализ конкурентоспособности необходим каждой стране для выявления наиболее сильных конкурентных преимуществ и недостатков, принятия необходимых решений, способствующих повышению конкурентоспособности экономики. В качестве примера можно рассмотреть такие страны, как Франция, Великобритания.

После США Великобритания стала одной из первых стран, которые начали проводить анализ конкурентоспособности. Основные результаты этого анализа содержатся в «Белой книге» правительства по вопросам конкурентоспособности, опубликованной в конце 1998 года.

Главный аспект конкурентоспособности для правительства Великобритании четко определен в названии доклада: «К построению основанной на знаниях экономики».

Стоит отметить, что весь анализ строится вокруг проблемы знаний и содействия ее решению. В соответствии с докладом, знания стали ключевым элементом конкурентоспособности в силу четырех основных причин:

- Революционных изменений  в информационных и коммуникационных  технологиях;

- Ускорения научно-технического  развития;

- Глобализации конкуренции;

- Изменения доходов, вкусов  и стиля жизни.

«Книга» делает вывод, что имело место перемещение занятости в отрасли, которые по классификации ОЭСР являются основанными на знаниях, включая услуги в финансовой и телекоммуникационной сфере и такие производства как фармацевтическое и аэрокосмическое. Эти изменения сказались на показателях британской внешней торговли. Торговая статистика показывает, что доля высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта товаров росла быстрее, чем в других европейских странах.

Как следствие, «Белая книга по конкурентоспособности» выделяет три широких области для политических мер:

- Инвестиции в потенциал. Необходимо улучшить: возможности по созданию и эксплуатации научных знаний и технологий, развитие предпринимательской и инновационной деятельности, хорошо работающие рынки капитала, доступ к квалифицированной рабочей силе и способность наилучшим образом использовать ее знания. Для улучшений в сфере эксплуатации научных знаний требуется предпринимательство и инновации.

- Стимулирование взаимодействия. «Белая книга» утверждает, что для того, чтобы конкурировать более эффективно, компании должны более разумно сотрудничать. Сотрудничество можно рассматривать с двух точек зрения: внутри фирмы (эта анализирует такие концепции как «потребительский капитал», неформальные знания у работников, творческий подход персонала); между фирмами, фирмами и другими институтами (концепции эффектов «выплескивания» в НИР, создание сетей, новые формы бизнеса, субподряды, локализованный кластеринг).

- Развитие конкуренции. Одной из характеристик «экономики знаний» является преобладание «информационных товаров» или «основанных на знаниях товаров». Если знания, заключенные в товаре, не защищены авторским свидетельством или патентом, конкуренты могут быстро копировать идею. Это подрывает способность инноватора окупить капиталовложения и наносит ущерб стимулам к производству знаний. Очевидное решение, состоящее в усилении патентной защиты, может повысить стимулы к производству знаний, но, ограничивая движение знаний, общество в целом может проиграть.

На сегодняшний день Великобритания представляет собой страну с высоко развитой, сильной экономикой. ВЭФ присвоил Великобритании 8 место в рейтинге конкурентоспособности 2012-2013 гг. (10 место в 2011-2012 гг.). Согласно оценкам ВЭФ, Великобритании характеризуется следующими конкурентными преимуществами: развитая инфраструктура (6 позиция из 144); эффективность рынка труда (5 позиция в 2012 году, 7 позиция в 2011 году) – достаточно хороший результат, особенно в сравнении с другими европейскими странами; инновационный бизнес (8 позиция в 2012 году, 13 позиция в 2011 году); новейшие технологии (7 позиция), что имеет огромное значение для повышения производительности труда и оперировании на большом рынке (6 позиция по емкости рынка), финансовый рынок (13 позиция) продолжает восстанавливаться, в 2011 году Великобритания находилась на 20 позиции по данному показателю; инновации (10 позиция).

Информация о работе Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ