Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление направлений повышения конкурентоспособности Российской Федерации на основании анализа состояния конкурентоспособности российской экономики с учетом успешного опыта западных стран.
Объект исследования – международная конкурентоспособность стран в глобальной конкурентной среде на примере российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
ГЛАВА I. Международная конкурентоспособность стран в мировой экономике..............................................................................................................
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страны……………………
1.2 Ключевые факторы, влияющие на конкурентоспособность страны…….
1.3 Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера………………...
ГЛАВА II. Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ………………………………..............................
2.1 Рейтинги международной конкурентоспособности стран по методологии IMD и ВЭФ
2.2 Стратегия развития конкурентоспособности западных стран……………
2.3 Направления повышения конкурентоспособности Российской Федерации…
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, развитие передовых стран сегодня в значительной мере определяется их интеллектуально-творческим потенциалом, научно-техническими достижениями, способностью к применению новых знаний и высоких технологий. Наукоемкий продукт становится основой конкурентоспособности национальных экономик.

В 2006 г. Соединенные Штаты Америки, серьезно обеспокоенные тенденцией снижения своей конкурентоспособности по ряду позиций, а также резким подъемом других государств (прежде всего, Китая), приняли стратегическую программу под названием «Американская инициатива по конкурентоспособности». Стратегическая программа была изложена в очередном послании президента Дж. Буша и практически взята под президентский контроль, и поставлена в число национальных приоритетов. В результате широкомасштабной работы, в которую были вовлечены солидные интеллектуальные силы, был подготовлен ряд законопроектов («О защите конкурентных преимуществ Америки», «О национальных инновациях» и др.), которые позволили организовать работу по серьезному укреплению национальной конкурентоспособности.

В целях поддержания конкурентоспособности Финляндии разработаны государственные программы поддержки союза науки и бизнеса. Финляндия вкладывает в НИОКР около 3,5% валового национального продукта – данный показатель является одним из самых высоких в странах ОЭСР. 70% от этой суммы поступает непосредственно от предприятий, а 30% – от государства.

Таким образом, успех Финляндии основывается на привлекательной инновационной среде, в формировании которой играет огромную роль играет частно-государственное сотрудничество, что отражается на финансировании научно-исследовательских проектов. Инновационная среда Финляндии также основана на эффективном обмене информацией между университетами и предприятиями, функционировании партнерских сетей малых, средних и крупных предприятий, активном сотрудничестве научно-исследовательских учреждений и предприятий, а также на наличии в стране исследователей и специалистов высшего международного уровня.

Подобные достижения объясняются высокой инновационной активностью экономики Финляндии. Секрет несомненных успехов, во многом, кроется в значительном внимании, которое уделяется в последние десятилетия сфере образования. Не случайно Финляндия лидирует по уровню развития высшего образования и профессиональной подготовке. Это позволяет создать ключевые конкурентные преимущества, обусловленные наличием у населения необходимых трудовых навыков, его способностью адаптироваться к быстро меняющимся условиям среды. Важными факторами конкурентоспособности страны также являются стабильный макроэкономический климат, эффективно и с достаточной степенью прозрачности работающая сеть государственных учреждений.

Очевидно, что важнейшим условием, обеспечившим успех финской трансформации, стало наличие в стране развитых демократических политических институтов. Успешная адаптация к экономическим вызовам постиндустриальной эпохи требует отнюдь не концентрации власти в одних руках, рекомендации чего сейчас нередко можно встретить в российской политической литературе. Существует, по крайней мере, два обстоятельства, обусловливающие важность политической демократии для решения проблем современного экономического роста. С одной стороны, прозрачность функционирования политических институтов создает благоприятные условия для ведения бизнеса, обеспечивает снижение трансакционных издержек. С другой стороны, демократическая система открывает простор для более тонкой настройки деятельности бизнеса, расширяет его возможность адаптироваться к вызовам современной эпохи.

Швейцария находится на 1-м месте в рейтинге международной конкурентоспособности ВЭФ22 и на 3-й позиции, по методологии IMD23. Наиболее сильные конкурентные преимущества Швейцарии – инновации (1 позиция), технологическое развитие и высокая эффективность труда.

Научно - исследовательские институты Швейцарии по-прежнему являются одними из лучших в мире, бюджет предприятий на развитие новых технологий - одним из самых высоких, а прочная связь между исследованиями и бизнес-сектором, выражающаяся в больших затратах компаний на научно-исследовательские работы, позволяет экономике быть крепкой и конкурентоспособной. Аналитики подчеркивают, что население Швейцарии активно принимает новейшие технологии (6 позиция), а рынок труда сбалансирован между защитой персонала  и интересами работодателей.

Более того, государственные учреждения Швейцарии относятся к числу наиболее эффективных и прозрачных институтов в мире (5 позиция). Превосходная инфраструктура (5 позиция), стабильная финансовая система (9 позиция) и развитый рынок труда (1 позиция) также стали решающими критериями, определившими первую позицию Швейцарии в мировом рейтинге.

Однако у Швейцарии есть и слабые позиции. Например, «страдает» высшее образование – в докладе ВЭФ подчеркивается, что страна должна сделать его более доступным. Другой слабостью Швейцарии является сельское хозяйство, которое, хотя и славится своей продукцией, обходится стране довольно дорого.

Итак, приведенные примеры зарубежных стран наглядно иллюстрируют как важно и необходимо внедрять государственную конкурентную стратегию в целях придания экономике страны знаниеемкий, инновационный характер, обеспечивающий рост благосостояния нации и повышающий конкурентоспособность страны на мировой арене. Ведь конкурентоспособность – это одна из фундаментальных сил, формирующих сегодня экономическую карту мира. Настоящие двигатели конкурентоспособности страны – это наука, технология, предпринимательство, финансы, логистика и образование.

 

2.3 Направления повышения конкурентоспособности Российской Федерации 

 
 Конкурентоспособность страны можно трактовать как способность общества и государства создавать и поддерживать такую среду, которая выдерживает соперничество с другими странами во всех сферах жизнедеятельности, обеспечивает условия для повышения жизненных стандартов и общественного благосостояния, являясь значимым инструментом достижения целей личности, компании (предприятия, учреждения) и мощным средством реализации национально – государственных интересов. К сожалению, российская экономика недостаточно конкурентоспособна для успешной конкурентной борьбы в условиях глобализации. На данный момент страна не приступила к реформированию, ориентированному на конкурентоспособность. Российская экономика располагается на «нижнем пути к конкурентоспособности», который основан на инвестициях. Формированию конкурентоспособности России препятствуют следующие факторы: сырьевая направленность экономики страны, ее теневой характер, несовершенство институтов.35 В то же время в российском государстве имеются определенные конкурентные преимущества и ресурсы, эффективное использование которых могло бы обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности страны в условиях жесткой глобальной конкурентной среды и позволило бы перейти на «верхний путь к конкурентоспособности», основанный на инновациях.

Важным механизмом повышения уровня конкурентоспособности России должна стать государственная конкурентная стратегия - деятельность государственных институтов, общественных организаций и средств массовой информации, направленная на создание условий, необходимых для успешной жизнедеятельности личности, общества и государства в условиях глобальной конкурентной среды, а также на достижение стратегической конкурентоспособности, создание необходимых условий для реализации национальных интересов в условиях жесткой конкурентной среды. В Российской Федерации разработана «Стратегия - 2020» - стратегия социально – экономического развития страны до 2020 года. «Стратегия-2020» базируется на двух основаниях – новой модели экономического роста и новой социальной политике.

«Стратегии-2020» - масштабный проект социально-экономических реформ, который был инициирован в 2008 году В. Путин. Отмечается, что «именно сейчас нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо внедрять самые передовые технологии». Приоритетными являются следующие пункты «Стратегии-2020»36: повышение качества жизни граждан, инновационные подходы и формирование рыночных институтов. Также эксперты настаивают на разработке новой модели роста российской экономики, позволяющей сокращать разрыв с развитыми странами.37

Конкурентная стратегия является неотъемлемой частью государственной стратегии, позволяющей эффективно и наиболее полно использовать имеющиеся у государства конкурентные преимущества и ресурсы.

Для достижения цели конкурентной стратегии необходимо разрешить следующие задачи:

1. Общее улучшение конкурентной  среды посредством сокращения  как внутренних, так и внешнеторговых  барьеров; развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры  и обеспечения ее доступности для участников рынка.

2. Повышение эффективности  защиты конкуренции от антиконкурентных  действий органов власти и  хозяйствующих субъектов за счет  совершенствования антимонопольного  регулирования.

3. Применение специальных  мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации административных барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

Государственная конкурентная политика должна выполнить следующие функции:

- исследование и анализ  проблем конкурентоспособности страны;

- определение приоритетных  направлений и способов повышения  конкурентоспособности государства;

- определение и формирование  ключевых факторов конкурентоспособности; существующих конкурентных преимуществ  и ресурсов с целью работы  над областями для развития конкурентоспособности;

- координация деятельности  научно – исследовательских и  аналитических центров;

- определение состояния  конкурентоспособности посредством  рейтингования, создание специализированных  учреждений для проведения анализа на локальном уровне и построения прогнозов развития конкурентоспособности;

- формирование хорошего  имиджа страны;

Важно уделять внимание укреплению российской государственности, улучшению системы управления; возвращению утраченных и завоеванию новых, более высоких, позиций в сфере образования и науки; эффективной демографической политике; региональной интеграции; повышению международного имиджа России; переходу с «нижнего» на «верхний путь достижения конкурентоспособности экономики», который основан на приобретении новых знаний и изобретении новейших технологий, способствующих разработке новой продукции повышенной потребительской и рыночной ценности, которая не только сложна в техническом отношении, но и хорошо защищена с помощью законов об интеллектуальной собственности; а не на привлечении иностранных инвестиций ценой предоставления в их распоряжение дешевых трудовых и природных ресурсов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование конкурентоспособности Российской Федерации, основных показателей и факторов, влияющих на конкурентоспособность страны, а также рейтингов международной конкурентоспособности стран IMD и ВЭФ позволило сделать следующие выводы:

1. В мировой экономике  сущность категории «конкурентоспособность»  страны сводится к созданию  наилучших социально-экономических условий для повышения благосостояния населения; способности нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес.

2. Конкурентоспособность  страны, прежде всего, зависит от  таких факторов, как сложившееся международное положение; внутриполитические условия; экономические факторы (темпы экономического роста, стабильности курса валюты); организационно - управленческих факторов (масштабы и острота конкуренции, степень монополизации экономики, уровень бюрократизации, характер государственного регулирования экономики). Особую роль в формировании конкурентоспособности страны играет государственная конкурентная стратегия, которая придает экономике страны инновационный характер, повышающий конкурентоспособность страны и обеспечивающий рост благосостояния населения. Успешный опыт повышения конкурентоспособности стран Европейского Союза и США демонстрирует как важно и необходимо внедрять государственную конкурентную стратегию.

3. Международные рейтинги  конкурентоспособности IMD и ВЭФ, являющиеся авторитетными в области оценки конкурентоспособности стран, имеют свои преимущества и недостатки. Характерной особенностью методики составления рейтинга ВЭФ является детализированное отражение конкурентоспособности стран: учитываются 12 интегрированных факторов, сгруппированных в логичную систему (базовые стандарты – ключевые факторы развития экономики; факторы эффективности экономики; ключевые факторы инновационного развития). Данный рейтинг основан на базе данных, состоящей на 2/3 из статистических данных, дополненных на 1/3 данными опросов. Методы, применяемые IMD для составления рейтинга конкурентоспособности стран, больше основаны на статистических исследованиях, следовательно, меньше присутствует субъективность. В целом, для данных рейтингов характерна доля субъективности в пользу ведущих глобальных сил. Реальное положение большинства стран – не лидеров глобализационных процессов – искажается и унифицируется с целью удобства внешнего управления и манипулирования. Результаты исследования объясняют снижение позиций России в рейтинге отсутствием реформ, в то время как другие страны активно повышают конкурентоспособность, придают экономике инновационный характер, поддерживают эффективную бизнес-среду. Страны Западной Европы продолжают преобладать в первой половине рейтингов конкурентоспособности стран IMD и ВЭФ среди наиболее конкурентоспособных экономик. За последние семь лет прослеживается еще одна особенность: во многих развивающихся экономиках конкурентоспособность выросла, что делает их рост более устойчивым и отражает смещение экономической активности от развитых экономик в их пользу, в то время как конкурентоспособность в развитых экономиках находилась на одном и том же уровне.

Информация о работе Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ