Стратегия развития внутренней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:51, реферат

Краткое описание

Концепция разработана в соответствии с основными положениями «Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» и «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года», определивших общие контуры макроэкономической политики, институциональных преобразований, реформы социального сектора, призванных обеспечить позитивное развитие потребительского рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия развития внутренней торговли.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)
  1. Концепция развития внутренней торговли от 1999 г.

    Концепция разработана в соответствии с  основными положениями «Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» и «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года», определивших общие контуры макроэкономической политики, институциональных преобразований, реформы социального сектора, призванных обеспечить позитивное развитие потребительского рынка.

    Внутренняя  торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

    С учетом наметившихся тенденций развития внутренней торговли на современном  этапе общей целью настоящей  концепции является разработка на ее основе адекватного рыночной экономике  организационно-правового механизма  доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.

    Концепция исходит из того, что для достижения этой стратегической цели необходимо решение следующих задач:

    1. Обеспечение доступности потребительского  рынка в цивилизованных формах  его организации для абсолютного большинства населения.

    2. Обеспечение прав граждан на  безопасность и качество товаров.

    3. Формирование развитой системы  товародвижения, создающей благоприятные  возможности для отечественных  товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров.

    4. Существенное ограничение возможностей  для теневого оборота.

    5. Достижение оптимального соотношения  магазинных и внемагазинных форм  обслуживания.

    6. Обеспечение приоритетов корпоративного управления в развитии торговой сети.

    7. Укрепление нормативно-правовой  базы развития торговли и сферы  услуг.

    8. Создание единой информационной  системы внутренней торговли.

    В связи с тем, что многие экономические  процессы в торговле, получившие развитие за время реформ, не обратимы, Концепция исходит из того, что ориентируясь на сложившееся состояние развития внутреннего рынка, необходимо частично откорректировать направление его функционирования.

    Средствами  решения данной задачи могут стать:

    - целенаправленные структурные изменения на потребительском рынке, способные обеспечить приоритетное развитие отдельных звеньев торговой системы при общем соблюдении принципов рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности;

    - стимулирование  развития интеграционных процессов в торговле;

    - совершенствование  системы государственного контроля  безопасности и качества товаров  и услуг на принципах обеспечения  единства прав и ответственности  производителей, поставщиков и продавцов;

    - рационализация  системы государственного регулирования торговой деятельности;

    - стимулирование  перехода на механизм корпоративного  управления субъектами торговой  деятельности.

    Современная инфраструктура торговли сложилась  под влиянием проводимых экономических  реформ. Формирование и развитие этой инфраструктуры в настоящее время сдерживается рядом причин объективного и субъективного характера. Среди основных причин - недостаток у хозяйствующих субъектов финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей и пр. Стратегия развития торговых предприятий должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности.

    Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, т.к. непосредственно затрагивает интересы населения.

    Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение  соотношения магазинных и внемагазинных  форм продажи товаров.

    Общими  принципами развития розничной торговой сети являются:

    - универсализация  продовольственной торговли (за  исключением товаров редкого  и эпизодического спроса);

    - развитие  специализированных и узкоспециализированных  непродовольственных магазинов  в центрах жилой застройки;

    - формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

    - организация  в центральных торговых зонах  жилых массивов предприятий с  высоким уровнем торгового обслуживания;

    - формирование  системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;

    - выделение  специальных зон для уличных  ярмарок и базаров;

    - формирование  автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

    - восстановление  розничной торговли через автоматы.

    Разнообразие  форм торгового обслуживания должно удовлетворять потребности самых  широких слоев населения и  может быть обеспечено лишь в условиях функционирования:

    - магазинов  самообслуживания;

    - магазинов  с традиционными формами обслуживания (через прилавок);

    - магазинов  салонной торговли;

    - магазинов  посылочной торговли;

    - магазинов  электронной торговли (по типу  «бизнес-потребитель»);

    - магазинов-автоматов.

    Разнообразие  розничных торговых предприятий  с позицией их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в  любой системе торгового обслуживания:

    - магазинов  местного значения (находящихся  в районах массового проживания населения, т.н. «спальных»);

    - магазинов  общесистемного значения;

    - магазинов  в составе торговых центров;

    - магазинов  вдоль автомагистралей.

    Развитие  внемагизинных форм продажи товаров, в основном, обусловливается эволюцией  самой торговой практики в России. В связи с этим внемагазинные формы продажи должны быть преимущественно нацелены на определенные сегменты товарного рынка и с их помощью решается совершенно определенный круг задач.

    Принципиально новой формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого распространения в отечественной торговой практике, должен стать сетевой маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки обращения и обеспечить дополнительную занятость населения, не являющегося субъектами предпринимательской деятельности.

2. Стратегия развития  торговли в РФ  от 2011г. 

                  УТВЕРЖДЕНА 
                  приказом Минпромторга России

                  от  31 марта 2011 г. № 422 

СТРАТЕГИЯ

развития торговли в Российской Федерации 
на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года

Паспорт стратегии

Наименование Стратегия развития торговли в Российской Федерации  на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года
Основание для разработки
  1. Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году (одобренные в соответствии с пунктом 2 раздела V протокола заседания Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2009 года №11).
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Государственный заказчик Министерство  промышленности и торговли Российской Федерации.
Основной  разработчик Департамент государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Цель Максимально полное удовлетворение потребностей населения  в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.
Задачи
  1. Повышение эффективности регулирования внутренней торговли;
  2. Развитие инфраструктуры торговли;
  3. Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;
  4. Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки;
  5. Обеспечение условий для развития конкуренции;
  6. Поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  7. Стимулирование развития дистанционной торговли;
  8. Совершенствование традиционных форматов торговли.
Сроки и этапы реализации 1 этап. Создание  институциональной базы. 1 апреля 2011 г. – 31 декабря 2011 г.

2 этап. Ускоренный рост. 1 января 2012 г. –  31 декабря 2013 г.

3 этап. Дальнейшее развитие. 1 января 2014 г.  – 31 декабря 2019 г.

Перечень  основных мероприятий
  1. Инвентаризация и актуализация отраслевых нормативных правовых актов;
  2. Мониторинг выполнения антимонопольного и отраслевого законодательства;
  3. Работа по совершенствованию антимонопольного и отраслевого законодательства;
  4. Разработка региональных и муниципальных программ развития торговли;
  5. Инвентаризация обеспеченности торговыми площадями и объектами логистической  инфраструктуры;
  6. Проведение комплексного исследования потребности в кадрах для торговой отрасли.
Исполнители Министерство  промышленности и торговли Российской Федерации.
Объемы  и источники финансирования Мероприятия, реализация которых предусмотрена в рамках настоящей Стратегии, не требуют  выделения дополнительного финансирования.
Ожидаемые конечные результаты реализации стратегии Основные социально-экономические  показатели внутренней  торговли к 2015 году в текущих ценах:
  • Вклад в валовой внутренний продукт (далее – ВВП): 20,2% - 20,8%;
  • Оборот оптовой и розничной торговли: 80,1 – 84,2 трлн. руб.;
  • Оборот розничной торговли на душу населения: 190 – 196 тыс. руб. на человека;
  • Занятость: от 12 до 13 млн. чел.;
  • Налоговые поступления: 1,3 – 1,4 трлн. руб;
  • Производительность розничной торговли: 2,8 – 3,1 млн. руб. на занятого;
  • Доля современных форматов  в торговле: 50-55%;
  • Заработная плата: 25,1 – 27,6 тыс. руб. на человека в месяц ;
  • Инвестиции в основной капитал 730 – 800 млрд. руб;
  • Обеспеченность современными торговыми площадями по реализации продовольственных товаров: 109 – 139 кв. м на одну тысячу человек.
Система организации контроля за исполнением Контроль за реализацией Стратегии осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Информация о работе Стратегия развития внутренней торговли