Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление направлений повышения конкурентоспособности Российской Федерации на основании анализа состояния конкурентоспособности российской экономики с учетом успешного опыта западных стран.
Объект исследования – международная конкурентоспособность стран в глобальной конкурентной среде на примере российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
ГЛАВА I. Международная конкурентоспособность стран в мировой экономике..............................................................................................................
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страны……………………
1.2 Ключевые факторы, влияющие на конкурентоспособность страны…….
1.3 Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера………………...
ГЛАВА II. Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ………………………………..............................
2.1 Рейтинги международной конкурентоспособности стран по методологии IMD и ВЭФ
2.2 Стратегия развития конкурентоспособности западных стран……………
2.3 Направления повышения конкурентоспособности Российской Федерации…
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

- позиции фирмы в этой  отрасли;

- стратегии фирм внутри  отрасли (внутриотраслевая конкуренция).

Выделяют два подхода достижения конкурентных преимуществ:

1. Снижение издержек позволяет  фирме получать более высокую  прибыль, продавая товар по той  же цене, что и конкуренты.

2. Дифференциация товаров - фирма предлагает рынку товар  более высокого качества, чем товары конкурентов, либо позволяющий удовлетворять более широкий спектр потребностей).

Следовательно, для достижения конкурентных преимуществ фирма должна производить товар эквивалентный товарам конкурентов, но при этом с меньшими издержками (стратегия меньших издержек), или предлагать рынку товар большей ценности, за который можно получить большую цену (стратегия дифференциации).

В условиях НТП все большее значение приобретают «нововведения», под которыми понимаются новые способы конкуренции в своей отрасли. К нововведениям относятся: совершенствование технологии производства товара, изменение самого товара или процесса его производства, способов и методов ведения бизнеса, изменение маркетинговой стратегии и так далее.

Источники конкурентного преимущества бывают нескольких уровней:

- низкого уровня (дешевое  сырье, рабочая сила) – они общедоступны;

- более высокого уровня (патенты, уникальные товары, деловая  репутация) – их тяжело завоевать, но они дают значительно более  устойчивое преимущество;

Эти источники справедливы как для отдельной страны, так и для всего мира.  
 Элементы конкурентного преимущества. Под конкуренцией имеются в виду постоянные перемены, не равновесие. Со временем любая отрасль совершенствуется и обновляется. При этом большое влияние на стимулирование данного процесса оказывает страна базирования, в которой разрабатываются и реализуются стратегия, большая часть продукции и технологии.

В своей работе М. Портер выделяет четыре свойства страны, которые формируют среду, где конкурируют местные фирмы, тем самым влияя на международный успех страны. Тем самым он выстраивает геометрический «ромб Портера».

1.Надленность  факторов. Каждая страна обладает факторами производства, которые необходимы для деятельности фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ в интерпретации модели Хекшера-Олина посвящена сравнению имеющихся факторов. Страна экспортирует товары, при производстве которых интенсивно используются различные факторы. Но факторы, как правило, как достаются по наследству, так и создаются, поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Однако изобилие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а их дефицит - побудить к обновлению, к развитию, что может привести к долговременному конкурентному преимуществу. Наделенность факторами имеет достаточно важное значение, поэтому это первый параметр данной составляющей «ромба».

Традиционно выделяют три фактора: земля, труд, капитал. Но в настоящее время более отчетливо их влияние отражает другая классификация:

- людские ресурсы (количество, квалификация и стоимость рабочей  силы);

- физические ресурсы (количество, качество, доступность и стоимость  земельных и лесных ресурсов, воды, полезных ископаемых, источников электроэнергии);

- ресурс знаний (совокупность  научной, технической и коммерческой  информации, влияющей на товары  и услуги);

- денежные ресурсы (количество  и стоимость капитала);

- инфраструктура (транспортная  система, связь, почтовые услуги, перевод платежей между банками, система здравоохранения и другое).

Для каждой отрасли применяется разный набор факторов. Для фирмы главное – наличие дешевых и высококачественных факторов, необходимых для конкретной отрасли. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит  как от их наличия, так и от их эффективного использования.

Существует следующая классификация факторов:

1. по наделенности: - основные  – факторы, к которым относятся  природные ресурсы, климатические  условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила, то есть факторы полученные по «наследству» или при незначительных капиталовложениях. Не оказывают особого воздействия на конкурентоспособность страны.

- развитые - факторы, к которым  относятся современная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т. д. Данные факторы имеют наибольшее значение, так как позволяют достичь конкурентного преимущества более высокого уровня.

2. по степени специализации:

- общие – применяются  во всех отраслях.

- специализированные – используется в конкретной отрасли. Эти факторы требуют долгосрочных капиталовложений. Данный фактор трудно скопировать, следовательно, он создает долговременную и крепкую основу для конкурентного преимущества.

Ключевыми являются факторы, созданные обществом, а не природой. То есть для достижения конкурентных преимуществ, страна должна развивать те отрасли, где есть возможность совершенствовать необходимые факторы.  
 2. Условия (параметры) спроса. Вторым детерминантом конкурентного преимущества является спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций.

Условия внутреннего спроса играют значительную роль в конкурентных преимуществах страны, в особенности, его качество и соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке. Страны, нацелившиеся на развитие определенного сегмента рынка, пока в других странах этот сегмент еще не вышел на первый план, оказываются в выигрышной ситуации.

Также на спрос большое влияние оказывают так называемые «качества» потребителей. Компании страны занимают лидирующие позиции в мире, если их потребители являются самыми требовательными и квалифицированными. Следует помнить и о национальных особенностях, влияющих на рыночный спрос.

При условии, что структура национального спроса предвосхищает международный, объем и характер развития внутреннего спроса могут усилить конкурентное преимущество отрасли промышленности. Преимуществом большого рынка является еще и наличие на нем внутренней конкуренции. В других условиях большой внутренний рынок может обернуться не благом, а злом: фирмы утрачивают стимулы к постоянному обновлению и совершенствованию.

Спрос характеризуется:

1) структурой;

2) объемом и характером роста;

3) интернационализацией.  
 3. Родственные и поддерживающие отрасли. Третья детерминанта, определяющая национальное конкурентное преимущество - присутствие в стране отраслей поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке, откуда поступают полуфабрикаты и оборудование высокого класса. М.Портер отметил: конкурентоспособными бывают обычно не отдельные отрасли, а «группы» или «кластеры» отраслей, где компании интегрируются по горизонтали и вертикали. Причем, эти «кластеры» концентрируются в рамках ограниченного географического пространства.

При наличии конкурентоспособных отраслей - поставщиков возможны:

- эффективный и быстрый  доступ к дорогостоящим ресурсам, например к оборудованию или  квалифицированной рабочей силе и другим;

- координация поставщиков  на внутреннем рынке;

- оказание содействия  процессу нововведений.  
Родственные отрасли – отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой (производить похожие товары, удовлетворять схожие потребности и так далее). При наличии в стране родственных отраслей промышленности, способных конкурировать на мировом рынке, открывается доступ к обмену информацией и техническому взаимодействию.  
Поддерживающие отрасли – отрасли для продвижения товаров. Успех развития одной отрасли на мировом рынке, может повлечь за собой появление новых товаров и услуг.

Однако успех поддерживающих и родственных отраслей может повлиять на успех национальных фирм только при условии позитивного воздействия остальных составляющих «ромба».

4. Стратегия, структура и соперничество фирм. Создание, организация и управление фирмой зависят, прежде всего, от характера конкуренции на внутреннем рынке. При этом вырабатываются различные стратегии и цели организации и управления. Национальные особенности влияют также на управление фирмами и на форму конкуренции между ними. Например, в Италии многие фирмы, успешно действующие на мировом рынке, являются малыми или средними семейными предприятиями. В Германии чаще встречаются крупные компании с иерархической системой управления. Важно, чтобы специализация страны в международном разделении труда соответствовала ее деловой культуре.

Высокая конкуренция на внутреннем рынке играет важную роль в достижении высокой конкурентоспособности в отрасли по следующим причинам:

- сильная внутренняя конкуренция  дает начальный импульс к совершенствованию  бизнеса;

- внутренняя конкуренция  подталкивает фирмы к выходу  на мировой рынок для дальнейшего  роста;

- более сильные местные  фирмы, испытывающие внутреннюю конкуренцию, способны добиться успеха и за границей;

- при конкуренции на  внутреннем рынке создаются также  преимущества для национальной  отрасли в целом, а не только  для отдельных фирм.

5. Роль случая. Случай – это событие, которое может оказать огромное принципиальное значение на развитие ситуации. И повлиять на это не может, как правило, ни фирма, ни правительство. К ним относятся: изобретения; крупные технологические достижения (биотехнология, микроэлектроника); резкие изменения цен на ресурсы (нефтяной кризис); значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов; резкое повышение мирового или местного спроса; войны; политические решения зарубежных правительств. В подобных ситуациях способность адаптироваться является важной особенностью фирм.  
 6. Роль правительства. Правительство оказывает влияние на все четыре детерминанты ромба:

- на параметры факторов;

- на параметры спроса;

- на условия развития  родственных отраслей и отраслей-поставщиков;

- на стратегию фирм, их  структуру и соперничество.

Государство может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на конкурентные преимущества, по причине чего Портер не включил государство в основные детерминанты. Основная функция государства - роль катализатора, оно не создает конкурентные преимущества (роль компаний), а побуждает компании ставить высокие цели и повышать конкурентоспособность.

Стадии конкурентного развития государств.

Для стран характерно различное сочетание факторов, в соответствии с которыми Портер выделяет четыре стадии жизненного цикла страны. На первых трех стадиях происходит постоянный рост конкурентоспособности экономики, что сопровождается ростом национального благосостояния. Для последней стадии характерно постепенное замедление роста и, в конечном счете, упадок.

1) Стадия, движимая  факторами. На этой стадии находятся в основном все страны, которые увеличивают свои преимущества за счет базисных факторов производства (природных ресурсов, дешевой рабочей силы). В «ромбе» в этом случае выделяются только факторные условия, остальные его составляющие развиты слабо. Местные фирмы конкурируют исключительно на базе цены в отраслях, требующих недорогих и общедоступных технологий производства.

На факторной стадии компании зачастую получают технологии от других стран посредством имитации приобретаемого иностранного капитального оборудования. Более совершенный дизайн продукта и новые технологии получаются посредством пассивных инвестиций в заводы «под ключ» или непосредственно от иностранных фирм, имеющих в этой стране производство или соответствующие соглашения с местными производителями.

2) Стадия, движимая инвестициями. Эта стадия характеризуется повышенным интересом к инвестированию, которое направлено на строительство современных эффективных и крупномасштабных предприятий, оснащенных новейшими технологиями. Как правило, такая технология отстает от технологий мировых лидеров на одно поколение. Главным отличием от факторной стадии является тот факт, что страна способна осваивать и улучшать иностранную технологию - необходимое условие выхода на стадию, движимую инвестициями.

Высокая внутренняя конкуренция способствует росту инвестирования в компании для снижения издержек, улучшения качества продукции, создания новых моделей. Национальные фирмы начинают создавать собственные каналы сбыта, прямые контакты с потребителями и продавать продукцию под собственной маркой.

Роль государства на данной стадии - борьба за источники конкурентных преимуществ. Она может быть существенной в таких областях, как направление дефицитного капитала в определенные отрасли; поддержка фирм, деятельность которых связана с риском; осуществление временного протекционизма в целях поощрения становления национальных фирм и строительства предприятий необходимого эффективного масштаба; стимулирование приобретения иностранных технологий и их улучшения, а также содействия экспорту.

Инвестиционная стадия реализована в мире достаточно давно. Факторы, способствующие ее развитию: глобализация рынков исходных материалов, технологии и капитала и более агрессивная национальная промышленная политика. Но количество стран, выходящих на эту стадию относительно не велико. Однако зачастую у фирм из этих стран видна нехватка отдельных важных элементов этой стадии - либо местных фирм, способных с помощью внутрифирменных возможностей улучшать технологию, либо контролируемых национальными фирмами международных каналов сбыта, либо достаточно развитых факторов или присутствия действенной внутренней конкуренции.

3) Стадия, движимая  нововведениями (инновациями). На этой стадии, так называемый «полный ромб», имеется в целом ряде отраслей. Работа всех детерминант максимальна. Эта стадия называется «движимой инновациями», так как фирмы создают свои новые технологии. Конкурентное преимущество за счет факторных условий становится все более редким. Дефицит некоторых факторов способствует возникновению новых механизмов создания развитых и специализированных факторов и их постоянному совершенствованию.

Информация о работе Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития, проблемы и возможности повышения конкурентоспособности РФ