Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

Вложенные файлы: 1 файл

kpzs_finish.docx

— 268.48 Кб (Скачать файл)

2) географически однородные смешанные избирательные системы могут быть подразделены на три вида: 1) пропорционально-мажоритарные; 2) мажоритарно-пропорциональные; 3) уравновешенные системы, в которых на равных применяются пропорциональная и мажоритарная системы.

Мажоритарно-пропорциональные системы предполагают распределение мест прежде всего на основе принципа большинства. Голосование может быть как однотуровым, так и двухтуровым. Порядок формирования муниципальных советов в коммунах Франции с населением более 3500 жителей. По закону  в первом туре голосования списку, собравшему абсолютное большинство поданных голосов, предоставляется половина мест, подлежащих замещению. После этого остальные места распределяются между всеми списками по пропорциональной системе с применением правила наибольшей средней. Если ни один из списков кандидатов не получил абсолютного большинства поданных голосов в первом туре, то проводится второй тур выборов, после которого половину мест получает собравший относительное большинство голосов.

.  Списки, не получившие 5 % поданных голосов, не допускаются к распределению мест. Разрешается блокирование списков между турами. Такой способ распределения мест позволяет получить 3/4 мест в муниципальном совете списку, набравшему 51 % голосов.

При смешанных уравновешенных системах места в равной мере распределяются и по пропорциональной, и по мажоритарной системе. Обычно при таких системах избирателю предоставляется два голоса, один из которых он использует при голосовании по мажоритарной, а другой – по пропорциональной системе.

Законодательство  ФРГ предусматривает особый порядок  проведения голосования. Так, смешанная  избирательная система пропорционально-мажоритарная. Так, в соответствии с законом, половина из парламентских депутатов выбирается в округах по предложениям, а остальные – по спискам, которые выдвинуты в землях. Таким образом, смешанная избирательная система ФРГ предусматривает наличие у каждого гражданина по два голоса. Первый отдается за депутатов в одномандатном округе, а второй – при голосовании за партийный список. Считается, что депутат избран, если он набрал самое большое число голосов. Если количество равное, то проводится жеребьевка.

 

47. Избирательная геометрия и избирательная география

Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число сосредоточить в 1—2 округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов. Предоставив возможность образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.

Законодательство  ряда зарубежных стран (США, Франции, ФРГ) исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», именуемой в США как «джерримэндеринг».

Цель «избирательной географии» заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате, при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2—3 раза больше округов.

США: при  формальном соблюдении равенства создаётся  преимущество для определённой партии (демократов)- джерримендеринг.

Великобритания: в сельской местности живут интеллигенты, а в городской – их производство. В Японии неравенство избирательных округов сложилось само – голосование производится по префектурам.

 

48. Глава государства

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти, важное место отводится главе государства.

Глава государства — высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.

Его конституционно-правовой статус зависит от формы правления и характера политического режима. В качестве главы государства выступают:

— наследственный монарх, т. е. суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью (реже встречается институт выборного монарха, где последний избирается на определенный срок);

— выборный президент, т. е. должностное лицо (первый чиновник в государстве), законно властвующее в течение определенного срока в силу прямого или косвенного народного волеизъявления. Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;

— узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);

— коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов. В Швейцарии существует Федеральный совет — коллегиальный орган, в состав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.

Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю — регенту или регентскому совету.

В системе высших органов государственной власти глава государства занимает формально-юридическое приоритетное положение, хотя фактически оно может быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишь в качестве официального символа, не имеющего реальных властных полномочий. В странах, реализующих в той или иной мере принцип разделения властей, глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национального представительного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирующую функцию (смешанная республика).

 

49. Институт ответственности главы государства.

Монарх не несёт никакой ответственности. Действует институт контрасигнатуры. Подпись монарха д/б скреплена подписью министра, премьер министра(они же и несут ответственность).

Президент отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Уголовная ответственность наступает после отрешения Президента от должности. Формы привлечения:

  1. парламентская – в США обвинение формулирует нижняя палата, а решение о смещении президента с должности принимает верхняя, решение обычно принимается 2/3 голосов.
  2. парламентско-судебная – дело возбуждает парламент, решение принимает один из вышестоящих судов (в Германии, Италии – конституционный суд).
  3. Парламентско-плебисцитарная – обвинение парламентом выносится на голосование избирателей (Австрия, Исландия, Туркмения). В ряде стран эта процедура усложнена. Вопрос об обвинении может быть поставлен только значительной частью парламента, после этого создается специальная комиссия, которая готовит текст обвинения. В процедуре участвуют верховный и коснт.суды – дают свои заключения. Решения принимаются квалифицированным большинством, установлен сжатый срок для завершения процедуры (в случае не принятия решения в указанный срок – обвинение отклонено).

 

50. Импичмент: понятия, основания, процедура, последствия (США, Франция).

Импичмент — процедура  отстранения от должности высокопоставленного  государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом по тяжкому уголовному обвинению со стороны парламента.

США. Президент США политической ответственности перед Конгрессом не несет, но он м.б. отстранен им от должности в порядке импичмента, если он будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Процедуру возбуждает Палата Представителей Конгресса, формулирует обвинение, принимаемое большинством голосов общего состава. Документ передается в Сенат, рассматривается им по существу по правилам уголовного процесса и принимает решение. При рассмотрении дела председательствует не Вице-президент, а председатель Верховного суда США. Решение Сената принимается тайным голосованием, при этом требуется не менее 2/3 голосов от списочного числа сенаторов. В решении говорится только об отстранении Президента от должности или об отказе от этого. Если отстранен – м.б. затем привлечен к УО как обычное лицо. Против Президента м.б. обращен гражданский иск. Не упоминается возможность отстранения Президента в связи с невозможностью выполнять обязанности по состоянию здоровья и об отставке.

Франция. Президент Франции не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены. Обвинение ему может быть предъявлено только обеими палатами Парламента, которые должны принять идентичное решение абсолютным большинством своих членов при открытом голосовании. В этом случае его полномочия осуществляет председатель верхней палаты Парламента — Сената. Судить Президента в этом случае будет Высокий суд правосудия.

 

51. Правовое положение монарха

В нескольких десятках стран современного мира главами  государств являются монархи.  Особенности статуса монарха заключаются в единоличном, наследственном и пожизненном характере принадлежащей ему власти. Как правило, власть при этой форме правления переходит по праву рождения.

В настоящее  время распространены следующие  системы престолонаследования:

— салическая: престол наследуют только мужчины — прежде всего старший сын, тогда как женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Япония, Бельгия, Норвегия);

— кастильская: женщины полностью из круга престолонаследников не исключаются, однако преимущество отдается мужчинам по прямой восходящей линии (Великобритания, Дания, Испания);

— скандинавская: женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами (Швеция);

— мусульманская: трон наследуется не определенным лицом, а правящей семьей, которая сама решает, кто из родственников займет освободившийся престол (Саудовская Аравия);

— племенная: монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного вождя (Свазиленд).

Монарх имеет  право на ношение особого титула (король, царь, император, султан и т. д.) и использование особых регалий его верховной власти (корона, трон, мантия, держава, скипетр). Супруга и дети монарха также обладают специальными титулами и регалиями. Обязательными требованиями к монарху являются его внепартийность, поскольку он выступает как арбитр общества, а также его принадлежность к определенной религии (в Великобритании — англиканской церкви).

Реальный  объем его прерогатив зависит  от разновидности формы правления. Всей полнотой власти он обладает при абсолютной монархии, огромными полномочиями обладает монарх при дуалистической монархии. Наименьшие полномочия имеются у главы государства в условиях парламентской конституционной монархии.

Королевской прерогативой является использование  так называемых спящих полномочий: роспуск парламента, отставка премьер-министра, введение военного положения. На деятельность и фактический статус монарха как главы государства оказывают существенное воздействие утвердившиеся политические, правовые и религиозные обычаи и традиции.

Монарх —  неприкосновенная персона: его нельзя привлечь к какой-либо ответственности. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут министры и правительство в целом. Нация считает себя обязанной содержать монарха и его двор, на эти цели парламентом ежегодно выделяются определенные денежные средства (цивильный лист).

 

52. Монарх Великобритании

Великобритания  является старейшей парламентарной монархией.

Монарх в  силу своих прерогатив и исторических традиций рассматривается как часть  и законодательной, и исполнительной, и судебной власти. Согласно британской конституционной доктрине, власть в государстве исходит не от народа, а от монарха, являющегося главой государства. В то же время о реальных полномочиях по осуществлению каждой из ветвей власти следует говорить с определенными оговорками. Его положение в системе властных отношений определяется формулой «монарх царствует, но не правит». Он олицетворяет символ нации, стабильность британской государственности. Монарх, возглавляя Содружество, является главой государства помимо Великобритании еще в 17 странах Содружества. Статус монарха регулируется Актом о престолонаследии и важнейшими судебными прецедентами, устанавливающими принципы деятельности и полномочия высших органов

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»