Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

Вложенные файлы: 1 файл

kpzs_finish.docx

— 268.48 Кб (Скачать файл)

 

59. Президент ФРГ

Президент Германии выбирается Федеральным собранием  без прений. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности. Федеральное собрание собирается не позднее 30 дней до истечения установленного законом срока полномочий Президента.

Избранным считается  лицо, получившее большинство голосов  членов Федерального собрания. Если в двух голосованиях такое большинство не собрано, избранным считается тот, кто в следующем голосовании соберет наибольшее число голосов.

Президент Германии избирается сроком на 5 лет. Президент Германии представляет Федерацию в международно-правовых сношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает послов. Договоры, регулирующие политические отношения Федерации или касающиеся предметов федерального законодательства, требуют одобрения или содействия компетентных в данное время органов федерального законодательства в форме федерального закона.

Федеральный Президент Германии  назначает  Федерального канцлера, а по его  представлению - федеральных министров. Аналогично производится их увольнение.

Президент назначает  и увольняет федеральных судей, федеральных служащих, офицеров и  унтер-офицеров.

Приказания  и распоряжения Президента действительны  при контрассигнации Федеральным канцлером или соответствующими федеральными министрами Президент Германии в отдельных случаях осуществляет от имени Федерации право помилования.

Президент Германии  может распустить Бундестаг лишь в случае неизбрания Федерального канцлера.

Обвинение в  умышленном нарушении Основного  закона или другого федерального закона против Президента Германии могут возбудить Бундестаг и Бундесрат .Для этого  требуется более 2/3 членов Бундестага или 2/3 голосов Бундесрата.

Решение о  виновности Президента принимает Федеральный  конституционный суд.

 

60. Конституционные основы правового положения личности

Правовое положение личности - это совокупность его прав, свобод и обязанностей. Правовое положение лица зависит, прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с двойным гражданством. Структура правового положения личности: Правосубъектность (правоспособности, дееспособности, деликтоспособности),  Правовой статус – права и свободы, обязанности. После статусные элементы: юр гарантии – механизм защиты, реализации, законные интересы, ответ-ть).

   Конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конституции, системы конституционно-применительных нормативных актов, а также решений судов. В тексте Конституции Французской республики 1958 г. ничего не сказано о правах личности, а только подтверждена Декларация человека и гражданина 1789 г. Права личности в Конституции США гарантируются Биллем о правах и другими последующими поправками, а не содержанием базового текста Основного Закона. Конституция Италии подробно перечисляет права, в том числе и экономические. Права и обязанности:

— гражданские или личные (право на жизнь, тайна переписки, телефонных переговоров);

— политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, право на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации);

— экономические (право частной  собственности, право на предпринимательскую  деятельность, на труд, на отдых);

— социальные (право на охрану семьи, материнства и детства, здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду);

— культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

 

61. Порядок приобретения и утраты гражданства.

Принадлежность  лица к определенному государству  является важной правовой предпосылкой для определения правового статуса лица. Гражданство характеризуется устойчивой политико-юридической связью индивида с государством, предполагающей взаимные права, обязанности и ответственность. Категория «подданство» применяется в странах с монархической формой правления.

На данное лицо распространяется государственный  суверенитет: государство признает и гарантирует права и свободы  человека, защищает и покровительствует  ему за границей, в свою очередь, последний соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности.

Подавляющее большинство людей в мире приобретает гражданство по рождению(филиация). Гражданство приобретается на основе принципов «права крови» (ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения – Скандинавские страны) или «права почвы» (ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей - США).

Следующим распространенным во всем мире способом приобретения гражданства  является прием в гражданство (натурализация). Натурализацией в силу закона является такой вид приема в

гражданство, который не основан  на личном выборе лица. Так, в Италии иностранка, вступив в брак с итальянцем, автоматически приобретает гражданство Италии. Натурализация в силу закона может быть правовым следствием установления опеки, признания отцовства, поступления на государственную

или военную службу в ряде государств. Индивидуальная натурализация осуществляется на основе

личного ходатайства человека о предоставлении ему определенного гражданства. Обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства — так называемый «ценз оседлости». Кроме того, условиями натурализации лица могут выступать требования имущественного характера, знание государственного языка, принадлежность к определенной религии, нации и др.  

Прекращение гражданства представляет собой  разрыв связей между гражданином и государством. Это может быть осуществлено либо в результате добровольного выхода из гражданства, либо вследствие лишения гражданства лица, которое совершило действия, наносящие ущерб государству. Обычно лишение гражданства применяется только к натурализованным гражданам, если они приобрели гражданство обманным путем, и, как правило, в течение короткого периода времени. Лица, которые по каким-либо причинам утратили гражданство, могут впоследствии ходатайствовать о его восстановлении.

 

62. Основные права, свободы и обязанности граждан, гарантии их реализации.

1. Личные права и свободы даются каждому человеку  независимо от наличия у него гражданства государства, на территории которого он находится - право на свободу, право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию и неприкосновенность жилища, тайну переписки и свободу передвижения, а также право выбора местожительства. Тайна телефонных разговоров и переписки  свободы выбора местожительства и свободы передвижения, свободы от необоснованной уголовной репрессии и произвольного ареста, а также понятие права на свободное заключение брака, исключение пыток и наказаний.

2. Социально- экономические права и свободы. Одним из важнейших социально- экономических прав является право на владение и распоряжение частной собственностью, право человека на труд, право на равную плату за равный труд и право на отдых. 

3. Политическими правами и свободами конкретного государства гражданин может обладать как член политического общества так и обычный гражданин (активное и пассивное избирательное право), право на получение информации, свободу распространения информации, свободу слова и свободу печати, свободу совести, свободу шествий и свободу собраний.

Права человека неотъемлемы и от выполнения обязанностей не зависят, тогда как права гражданина тесно связаны с выполнением его обязанностей перед государством (Служба в армии). Большинство демократических конституций ограничиваются установлением минимума конституционных обязанностей. В некоторых случаях конкретные субъективные права и обязанности могут иметь один и тот же объект. Например-все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд. Есть обязанности человека(платить налоги) и обязанности гражданина (соблюдать конституцию).

Среди гарантий прав, свобод человека и гражданина есть:

а)международные (наднациональные) гарантии (например, деятельность Европейского суда по правам человека );

б)внутригосударственные (национальные) гарантии: экономические (наличие эффективной и стабильной национальной экономики, уменьшение внешнего долга страны, рост национального дохода, количества рабочих мест, материальной обеспеченности граждан ), политические (демократической политической системы общества, ее многопартийность, активность политической оппозиции, учет общественного мнения, ответственность перед избирателями), юридические(деятельность системы судебных и правоохранительных органов, наличие юридических механизмов реализации прав, свобод), организационные, культурные(духовные).

 

63. Парламент и парламентаризм. Основные направления кризиса парламентаризма.

Парламент - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Парламент как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании, Франции; в США - конгрессом, в Литве и  Латвии - сеймом и т.д..

Парламентаризм - особый вид системы организации  государственной власти которая  структурно и функционально основана на принципах разделения властей, верховенство закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка. При Парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. Симптомами кризисного состояния парламентаризма называют абсентеизм избирателей (уклонение от выборов избирателей), уклонение от выборов и самих парламентариев от участия в сессиях, перемещение полномочии парламента к исполнительной (проявляется прежде всего в практике делегированного законодательства, в ограничении полномочий парламента, что нередко оправдывают причинами чрезвычайного характера власти), усиление роли партий, комитетов и комиссий в ущерб парламенту.

 

64. Порядок формирования парламента и его структура.

Парламент — это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц

Однопалатный  парламент - самый частый порядок  формирования: прямое избрание населением. (Португалия и Китай). Подсчет голосов в зависимости от системы. Для стран АСПС характерна мажоритарная система относительного большинства. В странах РГПС - пропорциональная система относительного большинства.

Двухпалатный  парламент: для нижней палаты формирование путем прямого избрания населением (ФРГ , США). Верхняя палата двухпалатного  парламента (Бельгия, ФРГ, Япония). Прямые выборы в верхнюю плату осуществляется в США, Бразилии, Польше. Непрямые выборы в верхнюю палату осуществляется через коллегию выборщиков (Франция - формируется из членов нац.собрания, членов регионального совета и представителя муниципальных советов). Отличительная особенность - Великобритания (палата лордов) - места в парламенте переходят по наследству (если не ниже титула барона, и если титул пожалован королевой по представлению кабинета министров), епископы, архиепископы, члены избираемые шотландскими и ирландскими лордами и апелляционными и судебными лордами.

В парламенте и его палатах формируются  различные органы. Одни из них имеют  определенную компетенцию в конституциях, другие представляют собой вспомогательный аппарат, призванный обслуживать деятельность парламента. Также, парламент создает отдельные органы, которые занимаются определенной сферой деятельности, обладают самостоятельностью, но выполняют поручения парламента, отчитываются перед ним. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (президиум сессии в Китае). К внутренним органам парламента относятся партийные фракции. Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии. Для создания партийной фракции необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат. Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комитеты или комиссии. Постоянные комиссии бывают отраслевые и, или специализированные (по с\х, здравоохранению). Комиссии обсуждают информацию министров по своей отрасли. Палаты в случае необходимости создают временные комиссии -следственные, ревизорные, редакционные и др.  Аппарат парламента включает в себя три вида органов:

1)вспомогательные  службы парламента.

2)консультанты  парламента.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»