Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

Вложенные файлы: 1 файл

kpzs_finish.docx

— 268.48 Кб (Скачать файл)

3)личные  помощники парламентариев

 

65. Двухпалатные и однопалатные парламенты: причины, преимущества и недостатки, парламенты с равноправными и неравноправными палатами.

В современных  условиях двухпалатная система имеет  место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации (США, Германия, Бразилия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам.

Примерно  в половине государств Европы существуют однопалатные парламенты (Финляндия, Венгрия, Болгария и др.). 

Палаты  парламента имеют разные названия (нередко  — палата депутатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней. Последнее название имеет исторический характер: в настоящее время в большинстве стран верхняя палата обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.

Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом, но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето   — может быть преодолено нижней (Польша), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (США).

Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочисленнее верхней. Лишь в Великобритании иное соотношение: более 1100 пэров в верхней палате (палате лордов) и 651 член — в палате общин. Самая большая численность однопалатного парламента в Китае:

Недостатки многопалатной- большие фин. затраты, утеря мобильности принятия законов. Однопалатной-Не демократичность, учет воли правящей партии.

 

66. Председатели палат: порядок замещения должности, полномочия.

Чаще всего  избираются самой палатой. США –  Вице-президент. Председатели палат  обеспечивают работу палат, ведут заседание, выносит вопросы на голосование. Спикером палаты Представителей США назначается лидер партийной фракции. Обладает широкими полномочиями. Может участвовать в дебатах, предоставляет слово. В отношении вице-президента: не имеет право участвовать в голосовании, в обсуждении вопросов. Кто из сенаторов первым встал, тому и дают слово. Если одновременно, то более старшему.

По степени  самостоятельности председатели: слабые и сильные. Великобритания – сильный  председатель: самостоятельно решает кому предоставить слово. Чтобы выступить, необходимо поймать взгляд спикера. Сам решает какие ? поставить на голосование. Может прекратить прения. США – обладает широкими полномочиями. Для выступления необходимо записаться в список сторонников или противников законопроекта. Попеременно предоставляется слово. Время для выступления, не более установленного в регламенте. Предложения об остановке прений выдвигают сами депутаты→председатель ставит ? на голосование→либо заканчиваются прения, либо нет.

 

67. Комиссии/комитеты/ парламентов: порядок формирования и работы, виды, роль в законодательном процессе.

комиссии (комитеты), формируемые по отраслевому принципу. Как правило комиссии функционируют в течение всего срока полномочий парламента или палаты, если комиссия создана в качестве органа этой палаты, но могут быть и временными, когда вопросы, кот. они решают выходят за рамки регулярной работы. Главной задачей комитетов является подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов в соответствии с отраслевой направленностью. Данная процедура часто имеет важное значение для дальнейшей юр. судьбы законопроекта, поскольку процедура предварительного рассмотрения в комиссии часто служит своеобразным фильтром, отмнения комиссии зависит, рекомендовать ли законопроект к принятию или нет. Конституция Италии наделяет парламентские комиссии не просто совещательной функцией, оформляемой актом рекомендации, а собственно законодательной функцией. Если постоянная комиссия утвердит законопроект, это исключает дальнейшую процедуру его рассмотрения и принятия. При этом установлена возможность отозвать законопроект из комиссии и направить его непосредственно в палату депутатов. В комиссиях, кроме того, происходит предварительное обсуждение кандидатов на вакансии в системе исполнительной и судебной власти, если заполнение этих вакансий осуществляется при парламентском участии. Главное значение комиссий проявляется в процессе осуществления парламентом или палатой контрольной функции, в частности, при проведении парламентских расследований. На заседаниях соответствующей комиссии происходят парламентские слушания по расследуемому делу и выносится решение (окончательное или содержащее рекомендацию) оно является дополнительным механизмом в системе институтов общественного контроля. 

 

68. Основные полномочия парламентов.

Для успешной реализации своих функций  парламент наделяется Конституцией необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций парламента образуют его компетенцию.   

1. Парламенты с абсолютно определенной  компетенцией. Характерны для федеративных  и децентрализованных унитарных государств.   США, Франции, Испании.

2. Парламенты с абсолютно неопределенной  компетенцией (т.е. парламенты, которые  имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями). Великобритания, Италия и Ирландия.

3. Парламенты с относительно  определенной компетенцией. Это  означает, что границы их компетенции  являются относительно подвижными. Швейцария.

Компетенция: 

1. Законодательные полномочия: право законодательной инициативы (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев); принятие законов; принятие бюджета и иные финансовые полномочия 

2. Контроль над деятельностью  правительства 

3. Полномочия по ратификации(утверждение) и денонсации(расторжение) международных договоров  
4. Назначение референдумов (это полномочие носит либо исключительный, либо альтернативный характер).  
5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах. 

6. Полномочия в области обороны  и безопасности (право объявлять  войну и заключать мир (состояние  войны, состояние обороны) - США, Франция, КНР). 

7. Квазисудебные полномочия: импичмент (цель - отстранение от должности виновных в совершении преступления главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи); 

 

69. Контрольные полномочия парламентов.

Контроль  над  деятельностью  правительства.  Данное  полномочие входит в компетенцию практически всех  парламентов независимо  от  форм правления; последнее влияет лишь на объем данного полномочия.  Контрольная функция может быть либо прямо закреплена  в  законодательстве,  либо  быть одной из процедур парламента.  Объектом  парламентского  контроля  обычно  является  исполнительная власть,  однако  этот  контроль  может   распространяться   и   на   главу государства, на судебную власть, на вооруженные силы и  т.п.  Контроль  за исполнительной властью носит политический характер (хотя и  осуществляется в юридических формах). Это  означает,  что  предметом  контроля  выступает политическая  деятельность  правительства.  В  отношении  других  объектов  характер контроля является чисто юридическим.

      Основными методами  осуществления парламентского контроля  являются:

1. Постановка вопроса о доверии  - применяется в парламентарных  странах,  где правительство несет  ответственность перед парламентом (как правило,  перед нижней палатой). 

2. Интерпелляция - это обращение  к правительству  относительно  мотивов  его деятельности,  его  дальнейших  действий  по   вопросам,   относящимся   к определенным аспектам правительственной политики. (Италия, Финляндия, Япония, Бельгия).  

3.Вопросы устные и письменные. Ответы министров  на  устные  вопросы  депутатов  заслушиваются     Ответы  на  письменные  вопросы  публикуются  в официальных  отчетах  о  парламентских  дебатах.   

4. Резолюция порицания отличается  от вотума недоверия тем, что   вносится  по предложению палаты. Во Франции - это наиболее  грозное  оружие парламента.  Для  ее  принятия  необходимо  абсолютное  большинство голосов членов, составляющих 

 

70. Законодательный процесс, его основные стадии.

Законодательный процесс в ЗС состоит из следующих  стадий:

1) Законодательная инициатива. Законопроект должен вносится определенными лицами или органами, по установленным правилам. Различают следующие виды законодательной инициативы: правительственная (или главы государства), парламентская, народная и специальная. Правительственная инициатива, как правило, применяется в странах с парламентской ФП или в полупрезидентских республиках. Парламентская инициатива признается во всех государствах. Народная инициатива заключается в предоставлении такого права определенному числу избирателей, предусмотрена не во всех КЗС и используется редко (Швейцария, Австрия). Специальная инициатива – это право вносить законопроекты предоставленное отдельным органам (Швейцария – кантональные органы).

2) Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в парламентских комиссиях. Называется чтениями. 1 чтение – принятие к рассмотрению и оглашение названия (может быть отклонен). 2 чтение – предварительное рассмотрение, обсуждение принципиальных положений, вопрос о необходимости направления в комиссии. Изменения, дополнения или отклонение законопроекта. 3 чтение – постатейное обсуждение законопроекта.

3) Принятие законопроекта палатой. После 3 чтения при наличие кворума проводится голосование (в некоторых странах 3 чтение считается принятием законопроекта палатой). За простой законопроект должно быть подано большинство голосов присутствующих депутатов, а за конституционный – квалифицированное большинство.

4) Преодоление разногласий между палатами. В двухпалатных парламентах после принятия законопроекта одной из палат, он передается в другую, где обычно рассматривается в обычном порядке. Эта палата может: принять предложенный законопроект полностью, внести в него поправки, дополнения или вообще отвергнуть. Если права нижней палаты шире, чем верхней, возражения или поправки последней, преодолеваются повторным голосованием в нижней палате. В тех странах, где палаты обладают равными правами используется 2 метода: метод челнока (последовательная передача из палаты в палату до тех пор, пока не будет достигнут компромисс или отвергнут законопроект) и метод согласительной комиссии (согласованный текст и передача его в палаты).

5) Утверждение и опубликование закона. Принятый парламентом законопроект направляется на подпись главе государства. В парламентских монархиях и республиках главы государств имеют право вето, но на практике им почти не пользуются. Право вето бывает абсолютным (неподписанный НПА считается не принятым) или относительным (неподписанный НПА возвращается в парламент и может быть повторно принят). Опубликование закона в официальном издании – промульгирование. Срок вступления от 1 до 28 дней в разных странах, или иной в силу закона.

 

71. Право законодательной инициативы и порядок его реализации.

Право законодательной инициативы - это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект. 

Правом внесения предложения или проекта закона обладает ограниченный круг лиц, определяемый конституцией. В США таким правом обладают только сенаторы и депутаты. В Германии законопроекты вносят парламент и федеральное правительство. Во Франции право законодательной инициативы принадлежит премьер-министру, депутатам и сенаторам, причём первый вносит законопроекты, а члены парламента – предложения законов. В ряде других стран круг субъектов законодательной инициативы более широк и включает государственные органы нижестоящего уровня, внутрипарламентские образования, религиозные и др. объединения.  Хотя глава государства обычно не входит в число субъектов законодательной инициативы, он иногда может реализовать это право косвенно (в США президент излагает программу законодательных мероприятий в посланиях Конгрессу).В некоторых странах предусмотрена процедура народной инициативы (Испания). В двухпалатных парламентах в соответствии с конституциями или законами субъекты права законодательной инициативы обычно обращаются со своими проектами и предложениями либо в любую из палат, либо только в нижнюю. В США законопроекты (билли) могут вноситься в любую палату; парламентарий обычно вносит свой проект в ту палату, членом которой состоит, но финансовые билли (относящиеся к получению государством доходов) вносятся сначала в Палату представителей. В Германии законопроекты вносятся только в Бундестаг.  Встречаются изредка случаи, когда законопроект должен быть внесен только в верхнюю палату. 

 

72. Порядок ведения прений и голосования по законопроекту. Особенности прохождения законопроекта в нижней и верхней палатах парламента.

Обсуждение  законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты (но не в комиссии) называется чтением, работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.

Обычно бывают три чтения  но иногда при принятии срочных законопроектов их число  сокращается. При принятии срочных, не вызывающих разногласий, особо важных законов комитетская стадия, особенно в странах англосаксонского права, может быть заменена пленарным заседанием

В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном решении проект снимается с повестки дня, при положительном — передается в постоянную комиссию, соответствующую профилю проекта. 

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»