Театральное искусство Башкортостана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:55, реферат

Краткое описание

Республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор и равнин Предуралья и Зауралья. Площадь Башкортостана - 143,6 тысяч квадратных километров. Население - свыше 4 миллионов человек.

Вложенные файлы: 1 файл

БАШКОРТОСТАН.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

 
 

ВЕРОВАНИЕ ДРЕВНИХ  БАШКИР

Религия у древних  людей родилась в попытке объяснить окружающий мир. Никто не мог объяснить, почему вдруг наступает холод или голод, случается неудачная охота.

Природные силы: солнце, дождь, гром и молнии и так далее вызывали у людей особое почтение. Все народы в раннем своём развитии поклонялись  силам природы и идолам, которые их представляли. Например, главным богом у древних греков и славян был громовержец, который непокорных ему поражал молнией. Греки его называли Зевсом, славяне — Перуном. А древними башкирами особо почитались солнце и луна. Солнце они представляли в образе женщины, луну — в образе мужчины. В мифе о небесных светилах солнце выступает в виде красной водяной девы, выходящей из моря, с длинными белыми волосами. Руками она достаёт звёзды и украшает ими свои волосы. Луна рисуется в виде джигита-красавца, весело или грустно смотрящего с неба на людей.

Земля, думали древние  башкиры, покоится на огромном быке и  большой щуке, а телодвижения их вызывают землетрясения. Деревья и  камни, земля и вода, как и человек, полагали древние башкиры, испытывают боль, обиду, гнев и могут отомстить за себя и ближних, нанести вред или, напротив, помочь человеку. Птицы и животные также наделялись разумом. Древние башкиры полагали, что птицы и животные могут разговаривать между собой, а по отношению к человеку ведут себя так, как тот этого заслуживает. А огонь, по народным представлениям, являлся источником двух начал — злого в виде убыра и доброго — как сила очищения от злых духов и как источник тепла.

Поэтому башкиры  вели себя осторожно по отношению  к окружающему миру, чтобы не вызвать гнева и недовольства со стороны природы. 

ТАБУ, ТОТЕМЫ, ОБЕРЕГИ

У всех народов  существовали строгие запреты, которые  их религия налагала на самые разнообразные  предметы, поступки и даже слова. Такие  запреты называют “табу”. Например, медведь был одним из самых грозных врагов человека. А его имя — это часть зверя, поэтому, чтобы не навлечь беду не следовало произносить его имя. Как же быть, если необходимо было обозначить зверя? Древние люди придумали такую хитрость: вместо настоящего имени давать заменители. Поэтому в русском языке вместо слова “орктос” (таково настоящее имя медведя) стали употреблять заменитель — медоед (едящий мёд). Такие табу существовали и у башкир. У них священной была гора Тура-Тау, на которую башкиру можно было ступить только после исполнения многочисленных обетов.

Особенно же был развит у древних башкир тотемизм, что  было связано с их представлением, что вся природа вокруг разумна. Тотем — это животное, растение, предмет или явление природы, которое, по мнению древнего человека, охраняет, оберегает и защищает его.

Особо почитаемым тотемом был медведь. У горных башкир сохранились различные легенды, связанные с медведем. Когти и  клыки медведя и других животных башкиры носили в качестве амулетов (оберегов). Медвежьи черепа и черепа коней надевались на колы около скотных дворов как талисманы, охраняющие от несчастных случаев. Скульптурный образ медведя встречается в башкирском прикладном искусстве.

 
 

ИСЛАМ

Примерно 1400 лет назад  на Аравийском полуострове появился новый пророк. Магомет (Мухамед) родился в 570 году до нашей эры. В шесть лет он остался сиротой и его воспитывали приёмные родители.

В те времена арабы поклонялись  многим богам. Как и другие народы на ранней стадии развития они поклонялись  различным идолам. Племена арабских кочевников жили очень бедно и в постоянной вражде друг с другом. Для того чтобы объединить, нужна была общая вера. Такой верой стал ислам.

Ислам был новой религией, в то же время в нём много  заимствовано из иудаизма и христианства. Магомет объявил себя пророком Аллаха, который через архангела Гавриила (Джабраила) открыл ему истины новой веры, позднее собранные в Коране.

Слово “ислам” в переводе с арабского означает “покорность”. “Мусульманин” означает — “тот, кто подчиняется”. Новая вера провозгласила Аллаха единственным богом, который добр к людям, но, однако, мстит тем, кто не предан исламу. Следует сказать, что в Коране много преданий о пророках, которые упоминаются в священных еврейских и христианских книгах. Согласно Корану, Моисей (Муса), Иисус (Иса) и многие другие являются пророками.

Магомет, проповедуя от имени Аллаха, заставил враждующие племена объединиться в единый народ, что впоследствии привело к созданию арабской империи. Магомет и его  последователи создали новое  исламское общество, сочетавшее строгие религиозные предписания с заповедью защищать слабых — женщин, сирот и рабов. Европейцы зачастую считают, что ислам — религия воинствующая. Но это не так. Бок о бок с мусульманами векам жили в мире иудеи, христиане и буддисты.

Завоевания  арабов привели к тому, что ислам  распространился по всему миру. Ислам  сыграл очень большую роль в развитии человечества. Новая религия способствовала развитию науки, архитектуры, ремёсел, торговли. К примеру, решив покорить страны, с которыми их разделяло море, арабы стали прекрасными мореплавателями. Сегодня мусульманами являются более 840 миллионов человек.

 
 

ПРИНЯТИЕ  ИСЛАМА

Ислам начал  проникать в башкирское общество в Х-Х1 веках через булгарских и среднеазиатских купцов, а также  проповедников. Арабский путешественник Ибн-Фадлан ещё в 922 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам.

Уже в XIV веке ислам становится господствующей религией в Башкирии, о чём свидетельствуют мавзолеи и мусульманские захоронения.

Распространение мусульманской религии повсеместно сопровождалось строительством молитвенных зданий и мавзолеев над “могилами святых”, являющихся в настоящее время образцами древнего башкирского архитектурного зодчества. Эти памятники искусства у башкир называются “кэшэнэ”. На современной территории республики имеются три мавзолея, построенные в XIII — XIV веках, из которых два в Чишминском, а третий — в Кугарчинском районах.

Один из них  мавзолей-кэшэнэ Хусаин-бека находится  на левом берегу реки Демы, на окраине  станции Чишмы. Кэшэнэ сооружено над могилой Хусаин-бека, одного из активных мусульманских проповедников.

Здание в  своем первоначальном виде до наших  дней не сохранилось. Основание кэшэнэ построено из больших неотесанных  камней, а для постройки купола использованы специально обработанные и хорошо подогнанные друг к другу камни.

Весь облик  здания напоминает форму “тирмэ”, представляет собой архитектурный  образ, в то время господствовавший в степях Башкортостана.

 
 

БАШКИРСКИЙ  КАЛЕНДАРЬ

По представлению  башкир, у каждого года были свои “хозяева” — животные. Писатель С. П. Злобин в 1928 году записал предание, в котором излагается один из вариантов летоисчисления башкир. Преда-ние гласит, что собрались звери и поспорили, чей будет первый год. Самой хитрой оказалась мышь. Пока все звери ждали год, она забралась в ухо верблюда и увидела солнце раньше всех. Ей и отдали первый год, а остальные пошли в таком порядке: корова, барс (тигр), за-яц, водяной паук, лошадь, змея, овца, кошка, курица, собака, свинья. Когда пройдёт двенадцать лет, вновь наступит первый год — год мыши.

Все двенадцать хозяев года, по представлениям башкир, были объединены одним высшим господином — небом.

Двенадцатилетний  годовой цикл у башкир, назывался  мусэль. С каждым годом цикла были связана определенные приметы, поверья. Например, в зайца ожидалось много благ, в год змеи — засуха, в год овцы — дожди.

Год делился  на двенадцать месяцев, начало его приходилось  на весну. С приня тием ислама у  башкир начал действовать мусульманский  календарь. Начало летоисчисления по этому календарю ведётся с 622 года — в этот год пророк Мухамед и его приверженцы пересились из Мекки в Медину. Мусульманский календарь состоит из 12 месяцев и на 11 суток короче Солнечного.

 
 

БАШКИРСКИЕ  ШЕЖЕРЕ

У башкир издавна  существовал обычай составлять родословную своего народа,племени, рода, семьи. Они назывались шежере — родословное дерево.

В шежере включались члены рода по мужской линии, описывалась  история рода, важнейшие события. Шежере были одновременно и письменной литературой, и народным творчеством. Каждый член рода должен был хорошо знать свою родословную и передавать её своим детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали шежере аксакалы — старейшины рода, но и рядовые башкиры должны были знать имена своего рода до 7 колена.

Шежере были документом, который подтверждал право рода на земельные владения. Шежере хранили очень бережно, о местах хранения знали лишь несколько человек. Потеря шежере считалось большим позором, оценивалось как забвение памяти отцов.

 
 

ПИСЬМЕННОСТЬ  БАШКИР И ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ

Башкиры, как  и многие тюркские народы, до принятия ислама пользовались рунической письменностью. Древние руны напоминали башкирские родоплеменные тамги. Материалом для  письма у башкир в древности служил камень, иногда береста.

С принятием  ислама начали пользоваться арабским письмом. Буквами арабского алфавита писались стихи и поэмы, воззвания батыров, родословные, письма, надгробные памятники.

С 1927 года башкиры  переходят к латинской, а в 1940 году — к русской графике.

Современный алфавит  башкирского языка состоит из 42 букв. Кроме 33 общих с русским языком букв, приняты еще 9 букв для обозначения специфических звуков башкирского языка.

Первые школы  в Башкирии возникают во второй половине XVI века. Они копировали традиционную религиозную школу ислама — медресе (от арабского “Мадраса” — “место, где учат”).

В медресе основное внимание уделялось религиозно-нравственному  воспитанию детей. Учащиеся получали также  некоторые знания по математике, астрономии, классической арабской литературе.

С конца XVIII века сеть мектебов (начальных школ) и медресе в Башкирии быстро расширяется. А в первой половине XIX века Башкирия превращается в один из центров образования на российском востоке. Особо знаменитыми были медресе в деревне Стерлибаш (Стерлитамакский уезд), Сеитовом посаде (Оренбургский уезд), Троицке (Троицкий уезд).

Медресе основывали богатые предприниматели, которые  прекрасно понимали, как важно  образование для народа. В 1889 году было открыто медресе “Хусаиния”, которое содержалось на средства братьев Хусаиновых. Другие известные уфимские медресе: “Гумания” (1887т., ныне здание школы № 14), “Гали” (1906 г.).

 
 

МАТЕРИАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА БАШКИР

Основным занятием башкир являлось полукочевое скотоводство. Стадо состояло из лошадей, овец, коз  и крупного рогатого скота. Основную роль в хозяйстве играла лошадь. Конина и жир, кумыс из кобыльего молока составляли основную пищу башкир. Из конской шкуры изготовляли колчаны, щиты, сбрую. Конь был и рабочей силой и средством передвижения.

Важное значение в хозяйстве  башкир имели овцы. Баранина шла и в пищу, а также на пошив одежды. Овечья шерсть шла на изготовление войлоков, паласов, сукна.

Крупного рогатого скота было мало, так как эти  животные не могли сами зимой добывать пищу, как это делали лошади, которые  разбивали снег своими копытами, освобождая траву от снежного покрова. И всё же молочные продукты занимали заметное место в кухне башкир. Топлёное масло, сыр, красный творог заготавливали на зиму, из кислого молока делали напиток айран.

 
 

ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО

Богатые степи и леса позволяли вдоволь ловить и стрелять дичь и зверя, держать ловчих птиц, ловить рыбу различными снастями. Облавная охота верхом на лошадях устраивалась большей частью в осеннее время. Группы людей, охватывая широкие пространства, выискивали волков, лисиц и зайцев, стреляли в них из лука, или, догнав на коне, убивали палицами и кистенями.

Коллективная  охота играла большую роль в обучении молодёжи военному искусству — стрельбе из лука, навыкам владения копьём и  кистенём, джигитовке.

Охотничья добыча была большим подспорьем для башкир. Шкуры шли на изготовлении одежды. Пушные меха обменивались на другие продукты питания, а также шли на выплату податей. Шкурка белки была денежной единицей, давшей название копейки в башкирском языке. На гербе Уфы изображена куница, а волк был одним из тотемных животных.

Рыболовство было не так распространено как охота. Тем не менее в лесных и горных районах рыбный промысел играл значительную роль. В засушливые годы, а также  в периоды военного разора, и в  степной зоне население прибегало к рыболовству.

 
 

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Никто точно  не может сказать, когда люди начали заниматься земледелием, но достоверно известно, что 9 тысяч лет назад  люди выращивали пшеницу, ячмень, горох  и чечевицу.

Первоначально сельское хозяйство  развивалось на Ближнем Востоке, на территории современных Ирана, Ирака и Турции. Около 6 тысяч лет назад египтяне пахали землю заточенным куском твёрдого дерева. Его тянули быки или рабы. Древние греки и римляне приделали к режущей части плуга металлический наконечник — лемех. Плуг, сделанный полностью из железа, появился около 1800 года.

Подобно большинству  евразийских кочевников, башкиры  засевали небольшие поля просом и  ячменём. Под посевы использовали участки, свободные от леса. В лесных районах, выбранный для пашни лес вырубали и сжигали. Зола сожженных деревьев служила удобрением для почвы. Такой способ земледелия применяли соседние угро-финские племена, а также славяне. Вплоть до XX века в Башкирии и во всей Российской империи во время жатвы урожай убирали при помощи железных серпов и кос. Колосья на поле связывали в снопы и свозили на гумно или ток, где снопы молотили деревянными цепями, чтобы отделить зерно от соломы. Молотили и лошадьми, гоняя их по кругу по равномерно расстеленному на току хлебу.

Информация о работе Театральное искусство Башкортостана