Театральное искусство Башкортостана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:55, реферат

Краткое описание

Республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор и равнин Предуралья и Зауралья. Площадь Башкортостана - 143,6 тысяч квадратных километров. Население - свыше 4 миллионов человек.

Вложенные файлы: 1 файл

БАШКОРТОСТАН.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Лучшие народные мастера трудились над изготовлением  украшением воинского снаряжения, так как для башкир и воин, и конь были олицетворением боевой славы и доблести.

 
 

БАШКИРСКИЕ  НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Наиболее древний  башкирский праздник йыйын (народное собрание).

На народных собраниях  решались вопросы мира и войны, уточнялись границы родоплеменных территорий, улаживались споры. Завершались народные собрания праздником. На йыйын приглашались жители из других дальних аулов. Делалось это для установления дружеских отношений с другими родами, а также завязывания знакомств. У башкир брак внутри рода был строго запрещен, а знакомства на йыйыне позволяли выбрать невесту из другого рода.

Сабантуй в древности  праздновали непосредственно в  день перекочевки с зимнего пастбища на летнее.

Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа.

Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном  майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили  на праздник лоскутки тканей, которые  они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам.

Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились — каждый по своему возрасту.

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года.

В нём участвовали  только женщины и дети (мальчики до 12 лет).

Праздник способствовал  формированию в подрастающем поколении  экологической культуры, развивал потребность  общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение люден в природе.

Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё  голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе  благополучие, пышное цветение.

Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Наиболее значимый для  мусульман праздник — Курбан-байрам. Все торжества, имеющие отношение к исламу, отмечаются по мусульманскому лунному календарю. Праздник Курбан-байрам начинается 10-го числа месяца зуль-хиджжа. Он совпадает с днем завершения паломничества в Мекку.

Праздник Курбан-байрам установлен в воспоминание о попытке принесения Авраамом своего сына в жертву Богу и празднуется четыре дня. Начало праздника определяется появлением новой лупы. За появлением луны следили различными способами, в одних местах смотрели на воду (в пруд, озеро, реку), в других спускались в глубокий колодец или яму и оттуда высматривали луну. Человек, который первым являлся к мулле с заявлением, что ему удалось увидеть серп молодой луны, получал награду.

В первый день праздника  приглашаются в гости только близкие  родственники и соседи, а затем уже начинается хождение по гостям, сначала по приглашению, а потом заходят запросто, к кому вздумается. Сам хозяин не участвует в еде вместе с гостями, а должен стоять все время на ногах, переходя от одного гостя к другому, пока не будет приглашен самими гостями принять участие в трапезе.

Праздник —  это радостное событие. В этот день мусульмане готовят традиционные национальные блюда, друзьям и родственникам  преподносят подарки, причем они  не должны быть дорогими.

В каждом доме мусульманина царит дух такого гостеприимства и щедрости, что любой человек, зашедший в дом, не выйдет, не отведав праздничного угощения.

 
 

ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Красота свойственна  самой природе человека. Ею человек  стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Истоки башкирского декоративно-прикладного  искусства теряются глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев — в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и металла в оформлении национального костюма и украшении жилища. Через всё это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В эпоху средневековья  в Башкортостане получили развитие такие виды изобразительного искусства, как наскальные изображения, монументальная скульптура и архитектура. Для выполнения наскальных изображений использовались обнажённые выходы скал. На гладкой поверхности их краской или гравировкой наносились фигуры животных, птиц. Наиболее своеобразна среди них фигурки человека с луком. В миниатюрных произведениях прикладного искусства кочевников особенно часто изображались медведи и кони в виде подвесок-амулетов. Медведи обычно изображались стоящими на всех четырёх лапах и с опущенной вниз головой. В изображении лошадей выражалось почитание этого благородного животного, они с такой любовью и мастерством выполняли контур мирно отдыхающего животного. Некоторые мастера изображали конские фигуры в сдвоенном виде. Это имело определенный чародейский, колдовской смысл: как бы усиливало охранительное значение амулета для его владельца, защищало от злых сил со всех сторон.

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни женщины было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей: узорный шаршау, свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки для приданого и для свадебных подарков. В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и её мастерство вышивальщицы и ткачихи. В обычное время в кругу семейных забот почти не оставалось времени для творчества. Лишь немногие, наиболее талантливые мастерицы продолжали заниматься любимым делом. Их слава зачастую уходила далеко за пределы деревни.

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для  кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом  на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его.  Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.  Одним из важных условий для дальнейшего успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому учёные так старательно изучают сегодня башкирское прикладное искусство, выясняют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А художники-прикладники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.


 
 

БАШКИРСКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ

Одним из самых  популярных видов прикладно-декоративного  искусства башкир является народный орнамент. В переводе с латинского “орнамент” означает “украшение, узоры”.

Башкиры издавна  многообразным, ярко красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище.

Первый подарок невесты-башкирки жениху состоял из вышитых орнаментом по белому льняному полотну нательных  рубашек, портянок, носовых платков. В приданое невесты входили наволочки  для подушек, скатерть, занавеси-шаршау, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые, верующие члены семьи, для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невестой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались в соответствии со вкусом и фантазией исполнителей, передавались из поколения в поколение. По технике выполнения в большинстве случаев они были ручными: именно такой способ был доступнее для женщины.

Башкирский народный орнамент оказал большое влияние на орнаменты  других народов и сам обогащался рисунками, переносимыми из других культур. Башкирский орнамент сегодня успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды, подарочных сувениров.

Башкирские мастера-резчики внесли в украшение жилищ немало элементов, обусловленных всем внутренним строением народной культуры. При этом предпочтение отдается традиционной орнаментике, к примеру, сложным композициям из S-образных фигур, рогообразному узору “кускар”.

В украшении жилищ важное место занимает также и цвет. В окраске чаще используется белый цвет, несколько реже — голубые и светло-голубые тона в сочетании с белым. Менее распространено употребление светло-зеленых и светло-желтых цветов. Наличники завершались карнизами. Им придавали разные формы. Например, форму пологой ярки, концы которой представляли собой прямые отрезки, загнутые кверху. Подкарнизные доски оформляли фигурными накладками. На подоконной доске и над карнизом наличника принято помещать силуэты птиц. Окна домов снабжают ставнями. Ставни оформлялись резьбой или росписью. Мастера-резчики выполняли на небольшую глубину круг, полукруг, ромб в сочетании с другими простейшими формами.

 
 

ОДЕЖДА

Национальный костюм башкир складывался в течение веков. Единого общебашкирского костюма не было и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Основными материалами при изготовлении одежды были домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха, дикорастущие крапива и конопля. Большим спросом пользовались шёлк, бархат, кустарные и фабричные ткани. В прошлом каждая женщина в той или иной мере обладала мастерством, искусством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приёмы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивки из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже.  У башкир кроме повседневного и обрядового существовало несколько видов национальной одежды исключительно обрядового назначения. Праздничный костюм по форме, по покрою почти полностью повторял будничный.  В состоятельных семьях и повседневная одежда выглядела довольно нарядно. Многие украшения из кораллов и серебра носили и в праздники, и в будни. Вообще для национального костюма башкир характерна была декоративность.  Особенно красочно выглядел женский праздничный наряд. Наиболее торжественным считался красный цвет. Из красного кумача шили праздничные женские платья, мужские рубахи, штаны, тонким красным сукном (кармазином) отделывали верхнюю одежду, обувь. Праздничная одежда мужчин, особенно костюм юношей и молодых, также отличался большой яркостью, нарядностью. Также роскошью отличался костюм богатых мужчин. Имущественное неравенство в обществе в наибольшей степени отражалось именно в праздничной одежде различных слоев населения.  Печать достатка лежала на дорогих шубах из меха лисы, куницы, выдры. Камзолы и верхняя одежда богатеев были из среднеазиатских шелков, атласа, отделаны позументом, мехом, ярким сукном. Исключительно одеждой пожилых башкир из состоятельных семей были зелёные, синие, красные, широкие и длинные шелковые халаты.

Обрядовая одежда башкир привлекает внимание своей яркостью, праздничностью. Особых правил для одежды приглашенных на свадьбу не было. Каждый участник свадебного торжества по своему усмотрению надевал свой лучший праздничный наряд. Определённых правил придерживались лишь в одежде невесты и жениха.

Обряд наречения  имени новорожденных сопровождался большой торжественностью. Присутствующие одевались празднично, но не ярко. Пришедшие на праздник были лишь участниками, главная роль отводилась матери и новорожденному.

  
 
 
ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Женский национальный костюм башкир состоял из платья, нагрудной  повязки, широких шароваров-штанов, заправленных в чулки или носки, короткой безрукавки или приталенного кафтана, туфель или сапог и соответствующего возрасту и семейному положению головного убора.

Женские платья были закрытой формы, с глухим воротником, длинным  рукавом, широким, длиной до щиколоток, подолом. Шили платья из холста, пестряди, покупной ткани. Платья из однотонных материалов украшали яркими атласными лентами, разноцветными полосками, аппликационными нашивками и узорами. На подоле праздничных платьев цветными шерстяными нитками тамбурным швом вышивали пышный узор из завитков, стилизованных цветов, листьев и свешивающихся кистей. Широкие шаровары-штаны шили из белого или полосатого холста, красного ситца или кумача.

Обязательной  принадлежностью костюма башкирской женщины была нагрудная повязка  — тушелдерек. Она являлась необходимым  дополнением к платью. Нагрудную  повязку невесты надевали после  свадьбы или после рождения первого ребенка.

Украшения для  женской одежды разделяются на 4 группы шейно-грудные, нагрудные, головные и наручные. К шейным украшениям относятся бусы, чаще коралловые, реже стеклянные или из янтаря. Гораздо  чаще они надевали на шею ожерелъе или вернее ошейник из полосы бархата (муйынсак).

Нагрудные украшения закрывали  всю грудь от воротника и завязывались на шее тесёмками, богато украшались ювелирными поделками. Они являлись зеркалом женского благосостояния, внимания и любви со стороны супруга или жениха.  Селтэр имел прямоугольную, немного расширенную к низу форму и состоял из двух частей: верхней матерчатой, сплошь зашитой кораллами, и нижней коралловой сетки, свободно лежащей на подстилающей её материи. Селтэр шили из холста, выкрашенного в красный цвет.

Платье, штаны  и нагрудные повязки у большинства  башкирских женщин были одновременно и нательной, и домашней одеждой.

Приталенная безрукавка (камзол) была одеждой преимущественно  представительниц состоятельных семей. Гораздо чаще на платье надевали длинные, расклешенные в полах распашные одежды — елян. Эти одежды были более короткими и приталенными, и в большей мере приспособленными, одновременно и к домашним условиям, и для улицы.

Информация о работе Театральное искусство Башкортостана