Театральное искусство Башкортостана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:55, реферат

Краткое описание

Республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор и равнин Предуралья и Зауралья. Площадь Башкортостана - 143,6 тысяч квадратных километров. Население - свыше 4 миллионов человек.

Вложенные файлы: 1 файл

БАШКОРТОСТАН.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Поверх камзола  во время выполнения домашних работ  повязывали ситцевые или домотканые передники. Мастерицы украшали его узором, одной-двумя ситцевыми оборками или узкой полосой тамбурной вышивкой.

В любое время  года, независимо от погоды, женщины  носили одну и ту же обувь. Это были кожаные башмаки, сапоги из сыромятной кожи с суконными голенищами. Последние украшали вокруг задника нашивками из разноцветного сукна на черном, желтом или зеленом фоне.

Женский наряд  дополнял еще несложный головной убор. Чаще всего это был светлый  или яркий красный платок, повязанный за два соседние угла.

 
 
МУЖСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Мужской национальный костюм башкир состоял из рубахи, штанов, шерстяных  чулок и сапог. На голову надевалась тюбетейка, поверх нее меховая шапка (бурок). Поверх рубахи надевался камзул или казакей. Верхней одеждой  был суконный сэкмэн и меховая шуба, они обязательно подпоясывались.

Тюбетейки чаше всего были бархатные, чёрные, и нередко были украшены нашитыми мишурными звездочками  и блестками, а иногда богато украшены серебряным шитьем. Меховые шапки  былин круглые, покрытые сукном. Шились они всегда из бараньего меха с выпушкой из меха бобра или лисицы. Богатые башкиры носили камсат бурек, околыш, которого делали из меха выдры или бобра.

Мужчины головные уборы носили постоянно, и зимой, и летом, потому что мусульманская  религия запрещала взрослым башкирам ходить с непокрытой головой.

Довольно разнообразной  была мужская обувь: сапоги (итек), кожаные  башмаки, ичиги (ситек), бахилы. Мужская  обувь (сарык) украшалась по низу голенища маленькими треугольниками из кожи. Украшениями  мужской одежды были пояса: билбау, каптырга и кэмэр. С помощью билбау башкиры подпоясывали свою верхнюю одежду. Этот пояс изготовлялся самими башкирами, ткался он из ниток тёмных цветов и оканчивался бахромой. Каптырга — узкий ременной пояс, с вытисненным на его наружной поверхности узором, с крючкообразной пряжкой на одном конце и дырочкой на другом.

В большой моде у богатых башкир когда-то были ковровые щегольские кушаки, которые назывались кэмэр, с довольно дорогими медными  гравированными или даже серебряными пряжками, богато украшенные бляхами с полудрагоценными камнями — агатом, сердоликом, бирюзой. В старину такие кушаки ценились очень дорого: за один кэмэр богачи давали пару быков.

 
 
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Башкирский народный инструментарий состоит из ныне бытующих (курай, кубыз, думбыра), вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган) и проникших в быт в конце XIX века инструментов европейского происхожде-ния (тальянка, мандолина, скрипка).

Самый древний и самобытный инструмент — это курай. Он легко изготовляется самими исполнителями из полого внутри стебля растения (русское название “дягель” или “дудник”), который в большом количестве растёт на территории Башкирии.

Ученые считают, что курай изобрели ещё в каменном веке. Курай представляет собой разновидность флейты. Диапозон курая от трёх октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр — мягкий. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент. На открытом воздухе звуки курая разносятся далеко вокруг.

Другой распространённый в прошлом музыкальный инструмент — кубыз, также изобретённый ещё  в каменном веке. Кубыз (зубанка) —  инструмент небольшого размера с  еле слышным звуком. Благодаря  этому он был в про-шлом инструментом башкирской женщины. Башкирская женщина не имела права громко говорить и петь, а кубыз давал ей возможности, выражать свои чувства в музыке. Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно: под его звуки можно тихо петь и, бесшумно танцевать. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его или утайка не представляла трудностей.

 
ТАНЕЦ

Танец — выражение духа и характера народа.

Веками создавались  формы народного танца. Они кровно связаны с жизнью и бытом башкирского  народа и, подобно сказаниям, являются художественным выражением его характера. В танцах оживает, становятся зримыми страницы истории. Легенды и песни, дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают, что пляски — героические, обрядовые, бытовые — сопровождали наших предков во все времена.

Языком и  выразительными средствами танца являются различные изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный национальный костюм, чёткую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством.

Среди башкирских танцев выделяются мужские и женские, сольные и  коллективные. Мужские танцы исполняются  вольно, свободно, темпераментно. В них чувствуются полёт, устремленность ввысь. Характерны позы рук мужчин. Во время исполнения различных движений руки танцора высоко вскинуты в стороны вверх или вытянуты перед собой. Эти позы могли возникнуть в древности из подражания скачкам, понуканию коня, подергиванию поводьев, размахиванию плетью. Скотоводческий быт, кочевой образ жизни, охота, войны — всё это не могло не отразиться на башкирских танцах. Боевые традиции кочевников, а также борьба башкир против феодального и колониального гнёта закрепили в народных танцах воинственность поз, мужественную осанку, устойчивые жесты, строгую ритмику, энергичные дроби.

Наиболее популярными  мужскими танцами в начале XX века были “Перовский”, “Охотник”, “Тимербай”. Все они отражают воинственность, охотничьи навыки башкир. В них встречаются такие движения, как выслеживание добычи, рубка саблей, выстрелы из лука, удары плетью, езда на коне. Возможно, в связи с тем, что башкиры охотились с ловчими птицами — соколами, ястребами, беркутами — в танцах встречаются движения, подражающие полету птиц.

Наиболее типичные черты башкирского мужского характера  — воинственность, смелость в сочетании  с поэтической мечтательностью  нашли отражение в народный плясках. Мужские танцы исполнялись под  аккомпанемент курая.

Женские танцы  существенно отличались от мужских  как по выразительным средствам, так и по манере исполнения. В  женских плясках все движения исполняются плавно, спокойно.

Основную смысловую  нагрузку в женских танцах несут  руки. Различные трудовые процессы отображает такое движение, как щелчки пальцами. Это танцевальное движение могло означать и сбор ягод, и дойку кобылиц, и обработку шерсти, и прядение. Элементы женского труда встречаются во всех женских плясках. Башкирские женщины подражают в танцах приготовлению айрана, кумыса, сбиванию масла. Одно движение отделяется от другого круговыми ходами. Изобилуют такие движения, как щелчки пальцами, игра плеч, засучивание рукавов. В плясках наблюдается сочетание плавного лёгкого хода с чёткими громкими дробями в центре площадки. Темп башкирских женских плясок умеренный. Женские пляски исполнялись под аккомпанемент кубыза, курая, стук ведра, подноса, под голосовое сопровождение.

В конце XIX в. широкое  распространение получили плясовые песни — такмак. Такмаки пела то одна, то другая исполнительница.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Башкиры создали богатый  фольклор. В произведениях устного  народного творчества художественно  отражены воззрения древних башкир на природу, их житейская мудрость, обычаи, понимание справедливости и творческая фантазия.

В сказании об “Урал  батыре” башкирский народ выразил  своё представление о возникновении  и развитии жизни на земле, о вечном борьбе добра и зла, света и  тьмы. В “Урал батыре” противостоят друг другу два брата — Урал и Шульган. Первый стоит во главе добрых сил, его цель найти живую воду и победить смерть на земле. В поисках воды герой пускается в странствия по свету и не раз встречается с братом Шульганом — воплощением зла. На стороне Шульгана выступает царь-людоед Катил, царь драконов Кахкаха.

Они неоднократно пытаются убить Урал батыра, направляя  на него то быка-великана, то многоглавого змея дракона. Однако и Урал батыр  имеет защитников. Ему активно  помогает дочь солнца, царица птичьего и животного мира. Она дарит  крылатого коня Акбузата и добывает живую воду. Желая принести счастье людям, Урал батыр обрызгал водой всё вокруг и земля приобрела цветущий зелёный вид.

Урал батыр  сделал бессмертной природу, но не людей. И сам он погибает в борьбе с  Шульганом, тело его превращается в Уралтау. Дочь солнца и сыновья Урал батыра прибывают после его смерти на Урал. Вместе с ними горы заселяют птицы и животные. Сыновья булатным мечом Урал батыра разрубают горы и на этих местах появляются полноводные реки — Яик, Агидель, Нугуш и Сакмара.

По мнению некоторых учёных “Урал батыр” среди известных миру эпосов — самый древний, ему 4 тысячи лет.

Башкирские  сказки выражают национальные черты, быт  и обычаи народа. В сказках действуют  егеты (добрые молодцы) и батыйта (храбрые  воины). Они прекрасно владеют луком, то есть метко стреляют, совершают добрые дела, помогают людям.

Башкирские  сказки зло высмеивают притеснителей  народа: падишахов, ханов, баев.

В сказках рассказывается от тяжёлой жизни бедняков, сирот, но чаще всего она бывает весёлой, чем грустной.

Башкирские  сказки восхваляют честность и великодушиедклеймят  трусость тех, кто бросает товарищей  в беде, призывают к труду, изучению ремёсел, учат ценить и почитать старых людей. Богатырские сказки повествуют о борьбе с чудовищами, об испытаниях, связанных с решением трудных задач. Батыр покидает дом, чтобы повидать свет, себя показать и найти применение своим силам.

В волшебных  сказках повествуется о различных  чудесах, звери говорят “человечьим  голосом”, помогают в беде. Волшебные  предметы могут изменять свой внешний вид и превращаться в другие предметы.

В башкирских пословицах и поговорках отражена история народа с древнейших времён по наше время. Например, поговорка-примета “Ворона  каркает — к несчастью” связана  с древними представлениями башкир, что ворона — птица-вещун, предупреждающая людей об опасности.

Одушевление природы  нашло выражение в поговорке  “лес — уши, поле — глаза”. В  пословице “У одинокого и лук  может потеряться, а у того, кто  с родом, и стрела не потеряется”  народ высказывает мысль, что человек должен жить в коллективе. Пословицами народ осуждал биев, мулл, чиновников: “Не ходи к бию — сам за тобой придёт, не ходи к хану — сам за твоим добром придёт”, “Богатому каждый день праздник, бедному — каждый день горе и заботы”.

 
 

ПРИРОДА БАШКОРТОСТАНА

Разнообразна  природа нашей республики. На востоке  Башкирии высятся Уральские юры. С сеэера на юг протянулись множество  хребтов высотой 01 500 до 1000 метров. Выше других поднялись горы Ямантау (1460 метров) и Иремель (1586 метров). Они расположены чуть севернее города Белорецка

Предуралье (западная часть) расположена в пределах Русской  равнины. Она наиболее благоприятна для жизни и хозяйственной  деятельности. Здесь проживает основное население, находятся наиболее крупные  города.

Башкирское  Зауралье протянулось узкой полосой вдоль восточной границы республики к востоку от Уральских гор, сливаясь с Западно-Сибирской равниной.

Климат Башкортостана  континентальный. Зима обычно снежная  и холодная (январская температура  в среднем составляет минус 15 градусов), лето жаркое (средняя июньская температур до плюс 20 градусов).

Более 600 рек  и 800 озёр украшают природу республики. Матерью башкирских рек считается  Агидель. Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дёма, Ик, Сакмара.

Самые большие  Башкортостана находятся в Предуралье — Белое озеро, Кандрыкуль и Асылыкуль. В Зауралье — Ургуи и Банное.

На юго-востоке  края, в верховьях Агидели расположен Башкирский заповедник, на территории которого насчитывается 750 видов растений и более чем 150 видов птиц. Здесь  обитают медведи, волки, лисы, лоси, зайцы и другие животные.

 
ШЕСТЬСОТ АРТЕРИЙ

На карте  контуры Башкирии похожи на рисунок  человеческого сердца. На любой карте. А на карте, на которой изображаются реки, особенно.

То ли речки, то ли капилляры  пронизывают Башкирию; то ли воду несут он, то ли живую кровь... Главная водная артерия республики — река Белая. По-башкирски — Агидель. Проходит она чуть ли не через всю Башкирию. Притоки связывают её со всеми уголками республики.

Разные участки рек  отличаются друг от друга не только шириной, течением, берегами, но и характером. И не только характером, но и как бы возрастом. Родившаяся у хребта Урал-Тау, вприпрыжку побежала она девчонкой-хохотушкой по каменным ступеням Урала на равнину.

Всё к югу, к  югу... Но у города Мелеуза она вдруг круто повернула на север, враз переменилась и потекла совсем по-новому — степенно, отражая в своих ясных водах едва ли не всю равнинную Башкирию. Здесь-то и становится очевидным, что именно ей предназначена судьба матери рек башкирских, судьба собирательницы башкирской земли.

Агидель — одна из основополагающих составных башкирского  характера, башкирского самосознания. Она — прошлое, настоящее, будущее  народа, судьба башкир, священная для  них, как Волга для русских, Ганг для индусов, Нил для египтян.

Вырвавшись  из малонаселённых узких долин Южного Урала, Белая выходит на равнину. И сразу же взору открывается  Башкирия, в которой даже приметы  пейзажа рукотворны. Вот стала  заворачивать Агидель на север —  и пошли хлебные поля и плантации  сахарной свёклы, деревни и фермы. Мачты высоковольтных линий и нефтяные вышки, трубы ТЭЦ и установки нефтехимических предприятий. На глади Белой отражаются строения едва ли не десятка городов: Мелеуза, Салавата, Ишимбая, Стерлитамака, Уфы, Благовещенска, Бирска.

Информация о работе Театральное искусство Башкортостана