Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Субъектом большинства прав и обязанностей, в том числе и гражданских, является человек. Но в гражданском законодательстве Республики Беларусь чтобы обозначить человека как субъекта гражданских правоотношений используется термин – «гражданин». Этот термин характеризует человека не как «часть семьи», но как «часть общества», как лицо, определенным образом связанное с государством. Соответственно гражданство налагает на гражданина тесную связь с государством, которая выражается в правах и обязанностях. Отсюда следует, что гражданское законодательство под понятием «граждане» имеет в виду граждан данного государства – в частности Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ марина.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Важное значение при определении правового статуса  иностранцев и лиц без гражданства  имеют социально-экономические и  культурные права и свободы, поскольку  они регулируют такие важные для  каждого человека сферы жизнедеятельности, как здоровье, образование, труд, собственность, отдых.

В статье 41 Конституции  Республики Беларусь гарантируется право на труд [3]. Однако не все иностранцы и лица без гражданства официально получают разрешения на право трудоустройства и остаются на нелегальном положении в Республике Беларусь. В связи с этим требует улучшить и расширить возможности получения иностранными гражданами и лицами без гражданства возможность легального получения дохода, что, в свою очередь, уменьшит приток нелегальной рабочей миграции в Республику Беларусь. Следует также усилить контроль со стороны соответствующих служб Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

По этим основаниям статью 24 Закона Республики Беларусь “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь”, по нашему мнению, следует дополнить необходимостью получения таких сведений об иностранцах и лицах без гражданства, незаконно находящиеся на территории Республики Беларусь, как особый учету с обязательным фотографированием и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, что позволит вести учет незаконной миграции и снизит число преступности [43].

Следует иметь в виду, что предпосылкой для обладания всей совокупностью прав, свобод и обязанностей является гражданство. В целом для иностранцев и лиц без гражданства существенное значение имеют

личные, социально-экономические  и культурные права и свободы. Что касается политических прав и свобод, то они для иностранцев и лиц без гражданства ограничены. Также следует отметить, что объем правоспособности иностранцев и лиц без гражданства различен в зависимости от того, к какой категории они относятся.

Закон Республики Беларусь “О правовом положении иностранных  граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь” предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах; не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь (например, быть прокурором, следователем, нотариусом и т. п.) [5].

Однако из этого  правила имеются исключения. Так, в соответствии со статьей 58 Избирательного кодекса Республики Беларусь граждане Российской Федерации, постоянно проживающие  в Республике Беларусь, имеют право  в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом,  участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации [40].

Законодателю  следует пойти по такому же принципу применительно ко всем постоянно проживающим в Республике Беларусь гражданам стран Содружества Независимых Государств, что позволит вовлечь их в активную деятельность по местному самоуправлению. В свою очередь, это предоставит им возможность более эффективно решать возникшие проблемы на местном уровне.

Такая практика будет не новой. Некоторые страны (а именно скандинавские страны) предоставили иностранцам, находящимся  в стране на законном основании, право  на голосование в выборах в  органы местного самоуправления, для  того, чтобы способствовать участию мигрантов в местных делах общества [44].

Основной Закон  Федеративной Республики Германии предусматривает, что на выборах в округах и  в общинах лица, обладающие гражданством государства – члена Европейского сообщества, в равной мере могут избирать и быть избранными в соответствии с правовыми условиями Европейского сообщества [45].

Что касается порядка  въезда на территорию Республики Беларусь, то  в Республике Беларусь установлен разрешительный порядок въезда в  страну, пребывания и выезда из нее. Кроме разрешительного – визового порядка въезда – выезда международными соглашениями предусматривается на основе взаимности упрощенный  – безвизовый порядок въезда  – выезда иностранцев и лиц без гражданства в Республику Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Республику Беларусь, в течение трех суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах регистрации. Регистрация производится при наличии миграционной карты, имеющей отметку должностного лица пограничной службы о въезде иностранного гражданина и лица без гражданства в Республику Беларусь, и документа для выезда за границу [46].

 Иностранные  граждане и лица без гражданства  обязаны проживать в Республике  Беларусь только сугубо по  определенному месту жительства, по которому они зарегистрированы  в органах регистрации.

Это требует  упорядочения порядка регистрации  в отделах по гражданству и миграции иностранных студентов, которые приезжают в Республику Беларусь на учебу по вызову учебных заведений, начиная со второго и последующих курсов. Их регистрацию на первом курсе осуществляют вузы в отделах по гражданству и миграции. Начиная со 2 курса они должны регистрироваться по месту обучения самостоятельно, о чем их не всегда надлежащим образом извещают, поэтому допускаются нарушения порядка регистрации. В связи с этим следовало бы рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь своим приказом поручить вузам осуществлять регистрацию иностранных студентов непосредственно их работниками до окончания учебного заведения.

Кроме того, весьма актуальной, но не нашедшей отражения  в действующем законодательстве, является проблема, которая возникает при регистрации иностранным студентом брака. В данном случае супруг (супруга) лишены возможности быть зарегистрированными по месту  учебы (пребывания) и проживать совместно с супругом (супругой), являющимся 8студентом, что ущемляет их законные права и интересы, тем более если от брака имеются дети. Кроме того, в соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Таким образом, часть первую статьи 46 Закона Республики Беларусь “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь” следует после слов “но не более одного года” дополнить словами “к супругу (супруге) обучающихся в учреждениях образования Республики Беларусь – на срок учебы, но не более одного года”.

Что касается гарантий прав и свобод человека, все эти  гарантии имеют непосредственное отношение  к иностранцам и лицам без  гражданства, поскольку они пользуются предоставленными в Республике Беларусь правами и свободами наравне с белорусскими гражданами, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

В литературе дается различная классификация общих  гарантий. Из всего многообразия специальных (юридических) гарантий, которые предоставляются иностранцам и лицам без гражданства в Республике Беларусь мы выделяем следующие гарантии: международно-правовые гарантии; гарантии государства принадлежности иностранца; гарантии страны пребывания, то есть Республики Беларусь. Следует иметь в виду, что перечень гарантий прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства не является исчерпывающим, он расширяется и углубляется с развитием и совершенствованием действующего законодательства.

Иностранные граждане и лица без гражданства, кроме  дипломатических и консульских представителей иностранных государств и других лиц, которые пользуются иммунитетом, отвечают в Республике Беларусь за правонарушения на тех же основаниях, что и белорусские граждане. Однако это не исключает того, что какие-то законодательные предписания могут быть адресованы только иностранцам и лицам без гражданства  или только белорусским гражданам. Таковы, например, меры ответственности иностранцев и лиц без гражданства за нарушение Правил пребывания в Республике Беларусь .Основополагающее значение для определения правового статуса иностранцев и лиц без гражданства как в Республике Беларусь, так и в любой другой стране, должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека.

Актуален для  Республики Беларусь и для многих других стран вопрос нелегальной миграции. Иностранцы и лица без гражданства используют нашу страну как транзитное государство для последующего незаконного проникновения на территорию сопредельных стран Европейского Союза [46].

В целях предупреждения и пресечения незаконной миграции при финансовой поддержке международных организаций предусмотрено создание центра временного содержания иностранцев и лиц без гражданства, задержанных за нарушение правил въезда и пребывания на территории Республики Беларусь.

В этой связи  возникает необходимость в разработке и принятии законопроекта “О центре временного содержания иностранцев  и лиц без гражданства, задержанных  за нарушение правил въезда и пребывания на территории Республики Беларусь”, что позволит сконцентрировать осуществление контроля и надзора за законностью задержания, соблюдения сроков и санитарных условий содержания, режима отдыха и питания иностранцев и лиц без гражданства. Данный законопроект предоставит возможность значительным образом усовершенствовать управление миграционными процессами в Республике Беларусь, а также будет способствовать практической реализации норм действующего законодательства о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

Необходимость создания указанного центра, а также разработки и принятия в этой связи законопроекта вызывается еще и тем обстоятельством, что содержание иностранцев и лиц без гражданства, допустивших нарушение правил въезда и пребывания на территории Республики Беларусь, требует упорядочения. При разработке данного законопроекта значительное внимание следует уделить формированию нормативных предписаний, которые позволили бы обеспечить реализацию защиты конституционных прав, свобод и обязанностей иностранцев и лиц без гражданства. По нашему мнению, законопроект должен содержать правовые позиции, которые будут регулировать порядок помещения, содержания и освобождения из указанного центра. В нем должны быть закреплены правовые аспекты, направленные на обеспечение защиты законных прав и интересов иностранцев и лиц без гражданства, предоставление возможности пользоваться услугами адвоката, переводчика. Иностранец или лицо без гражданства должен быть уведомлен о  том, какие конкретно нормы закона он нарушил и какие именно действия (бездействие) ему вменяются в вину.

В законопроекте  должно быть закреплено требование о  том, что в случае задержания иностранца за нарушение правил въезда и пребывания на территории Республики Беларусь, сообщение  с информацией о нем, а также  о месте и времени задержания должно быть незамедлительно направлено в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства его гражданской принадлежности.

Еще один немаловажный аспект для иностранных лиц и  лиц без гражданства является депортация и высылка. В соответствии с законодательством Республики Беларусь иностранцы и лица без гражданства могут быть подвергнуты депортации или высылке.

В соответствии со статьей 65 Закона Республики Беларусь “О правовом

положении иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Республике Беларусь” расходы, связанные с депортацией или высылкой, производятся за счет иностранного гражданина, лица без гражданства либо юридического лица или физического лица, ходатайствовавших о его въезде в Республику Беларусь. В случаях, если возмещение расходов за счет средств лиц, указанных в части первой настоящей статьи, невозможно, депортация или высылка осуществляются за счет средств республиканского бюджета [5].

Однако в  часть первую указанной статьи необходимо внести изменения и дополнения применительно  к случаям, когда иностранец или лицо без гражданства прибыли в Республику Беларусь по ходатайству юридического лица или физического лица, совершили предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния либо административные правонарушения и привлечены к уголовной либо административной ответственности. В данном случае указанную часть статьи следует после слов “в Республику Беларусь” дополнить словами: “В случае совершения иностранцем или лицом без гражданства на территории Республики Беларусь виновных противоправных действий расходы, связанные с его депортацией или высылкой, осуществляются непосредственно за счет иностранца или лица без гражданства либо их близких родственников” [47]. Например, иностранцем или лицом без гражданства предоставлена иностранная безвозмездная помощь на осуществление деятельности, запрещенной законодательством. На наш взгляд, это объективно, поскольку государство не может нести расходы в случае совершения иностранцем или лицом без гражданства умышленных противоправных действий. Депортация или высылка могут осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке.

На наш взгляд, уполномоченным на то органам не следует  принимать решений о массовой высылке иностранцев, поскольку  это может повлечь негативную реакцию со стороны должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений. Так, согласно пункту 1 статьи II-79 проекта Конституции Европейского Союза коллективное выдворение запрещается [48].  Таким образом, статью 61 Закона Республики Беларусь “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в 11 Республике Беларусь” следует дополнить следующим “Массовая высылка за пределы Республики Беларусь иностранцев и лиц без гражданства допускается лишь в исключительных случаях: организации массовых беспорядков и других противоправных деяний, посягающих на основы конституционного строя Республики Беларусь”.

Информация о работе Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь