Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Субъектом большинства прав и обязанностей, в том числе и гражданских, является человек. Но в гражданском законодательстве Республики Беларусь чтобы обозначить человека как субъекта гражданских правоотношений используется термин – «гражданин». Этот термин характеризует человека не как «часть семьи», но как «часть общества», как лицо, определенным образом связанное с государством. Соответственно гражданство налагает на гражданина тесную связь с государством, которая выражается в правах и обязанностях. Отсюда следует, что гражданское законодательство под понятием «граждане» имеет в виду граждан данного государства – в частности Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ марина.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Иностранные граждане и лица без гражданства могут в соответствии с белорусским законодательством  иметь жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право  на получение образования наравне  с гражданами Республики Беларусь в  соответствии с порядком, установленным  законодательством Республики Беларусь. И если они приняты в белорусские  учебные заведения, то они имеют права и несут обязанности учащихся и студентов в соответствии с белорусским законодательством.

Вывод: Понятие и содержание определений, характеризующих различные  категории неграждан, играет важную роль, поскольку позволяет определить круг лиц, на которых распространяются нормы, определяющие их правовой статус. В соответствии с доктринальными подходами и законодательной практикой для определения лиц, не являющихся гражданами страны пребывания, используются термины "иностранец", "иностранный гражданин", "лицо без гражданства".

Не затрагивая теоретических  рассуждений относительно понятия "иностранец", необходимо отметить, что в широком смысле под иностранцами понимаются иностранные граждане и  лица без гражданства, а в узком - иностранные граждане. Понятие "иностранцы" является также составной частью понятия "неграждане".

Таким образом, термин "иностранец" может использоваться в качестве обобщающего для двух указанных  категорий лиц, поскольку отражает схожесть правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, основанную на наличии общего правового признака - отсутствия гражданства страны пребывания.

Правовое положение иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Республике Беларусь регулируется ст. 11 Конституции Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь", иными актами законодательства, международными договорами.

На основе анализа норм Закона N 105-З можно выделить три категории иностранцев в зависимости от режима их пребывания в Республике Беларусь:

1) временно пребывающий  в Республике Беларусь иностранец - лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в календарном году со дня въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание, если иное не предусмотрено законом и международным договором;

2) временно проживающий  в Республике Беларусь иностранец - лицо, получившее в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь, разрешение на временное проживание;

3) постоянно проживающий  в Республике Беларусь иностранец - лицо, получившее в порядке, установленном  законодательными актами Республики  Беларусь и постановлениями Совета  Министров Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание и вид на жительство.

В основе правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства лежит  принцип национального режима, закрепленный в ст. 11 Конституции Республики Беларусь: иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь [3]. В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан (подданных) этого государства (принцип взаимных ограничений). Такие ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, или дополнительной защиты, или убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которым предоставлены статус беженца, или дополнительная либо временная защита, или убежище в Республике Беларусь [5].

Выделение трех категорий иностранцев предполагает их статусную дифференциацию, которая  влияет на объем их прав и обязанностей. Иностранцы обладают не только общими для этой группы правами, но и специфическими правами, зависящими от того, к какой категории они относятся.

 

ГЛАВА II. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты гражданских правоотношений

 

2.1 Гражданская право- и дееспособность иностранцев и лиц без гражданства

Согласно законодательству  Республики Беларусь, правоспособность   и   дееспособность    физического    лица определяются его личным законом. В Гражданском кодексе Республики Беларусь дается определение личного закона физического лица. Им считается право страны, гражданство (подданство) которой это лицо имеет [10]. При наличии у лица двух или более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей убежище. 

В целом же, иностранные  граждане  и  лица  без гражданства  пользуются гражданской  правоспособностью  наравне  с  гражданами  Республики Беларусь, кроме  случаев,  установленных  законами  или  международными договорами. Поэтому права и свободы иностранных граждан в Республике Беларусь весьма широки. Они предусмотрены конституционным, административным, гражданским, трудовым, семейным и иным белорусским законодательством. 

Гражданская  дееспособность  физического  лица  в  отношении  сделок  и  обязательств,  возникающих  вследствие  причинения вреда, определяется  по  праву   страны   места   совершения   сделок   или возникновения обязательств из причинения вреда.

Признание  физического  лица  недееспособным или ограниченно  дееспособным подчиняется праву  страны суда [11].

Под правоспособностью понимается признанная государством за гражданами фактическая возможность быть субъектом конкретных гражданско-правовых отношений, иметь права и обязанности гражданско-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Объем и содержание правоспособности устанавливается и изменяется государством при помощи норм административного права. Гражданская правоспособность неотчуждаема и не передаваема. Ее объем изменяет лишь государство. Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограничена в случае и в порядке, определенном законодательством (совершение уголовного преступления, административного правонарушения)

По общему правилу  гражданская правоспособность лица — это его способность иметь  гражданские права и нести  обязанности, возникающая с момента  рождения и устанавливаемая законом [10]. Содержание правоспособности граждан следующее: граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Правоспособность гражданина или отдельные её элементы не могут быть ограничены ни его собственными действиями, ни действиями других лиц, если последние прямо не уполномочены на то законом [13].

Иностранные граждане, обладая определенным объемом правоспособности, которая предоставлена им собственным (отечественным) правопорядком, во время своего пребывания на территории другого государства не вправе ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем государстве. В то же время объем прав, которыми наделены иностранные граждане в другом государстве, зачастую может быть более значительным, нежели тот, который они имеют в своем государстве. Поскольку весьма распространенным при определении правового положения иностранных граждан в международной практике является принцип национального режима — уравнивания иностранцев в правах с собственными гражданами, за некоторыми изъятиями, допускаемыми отечественным законом, то соответствующим ответом на вопрос будет служить освещение наиболее характерных исключений из общего правила о правоспособности субъектов гражданско-правовых и гражданско- процессуальных отношений.

Практически повсеместно  иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую повинность, быть судьями, прокурорами, нотариусами.

Наиболее часто  встречающимся обстоятельством  рассматриваемого рода является ограничение  деятельности иностранных инвесторов в соответствующих сферах, например в области разработки недр, добычи полезных ископаемых, рыболовства и т.д. Так, при поощрении в целом иностранного инвестирования в Новой Зеландии ее законодательство ограничивает вложения в некоторые сферы: в радиовещании и телевидении доля иностранных инвесторов не может превышать 15% капитала, в рыболовстве — 24,9%, в аграрном секторе разработка земельных сельскохозяйственных угодий требует получения специального разрешения, предпосылкой которого является доказательство выгодности данного капиталовложения для развития сельского хозяйства страны.

Во многих странах  иностранцы для удобства регулирования  классифицированы  на несколько  категорий. Например, во Франции существуют «посетители», т.е. туристы, временно пребывающие  иностранцы, «студенты», «лица наемного труда» (сезонные рабочие), «коммерсанты» («обыкновенные резиденты», т.е. лица, получившие разрешение — вид на жительство в течение трех лет) и «лица-резиденты» (лица, имеющие 10-летнее удостоверение — вид на жительство). К числу «привилегированных» иностранцев относятся граждане стран ЕС, для которых, например, не требуется получать французское удостоверение «коммерсанта» [2, с. 133].

Дееспособность  иностранных граждан по сложившейся  практике еще со времен итальянских  статутариев подчиняется в принципе личному закону (lex personalis), который существует в двух разновидностях — закона гражданства (lex nationalis или lex patriae) и закона постоянного места жительства (lex domicilii).

Но на данный момент законодательство в рассматриваемой  области, как об этом оговаривалось  нами выше, таково, что большинство стран, в том числе и Республика Беларусь, признают, что дееспособность лица в отношении сделок, совершенных на данной территории, а также обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, определяется по территориальному закону.

Гражданская дееспособность – признанная за гражданами способность  своими личными действиями осуществлять, приобретать и выполнять возложенные  на него обязанности. Дееспособность в  полном объеме возникает для граждан  по достижении 18 лет. Частичная дееспособность может возникать до достижения 18 лет (право на учебу и связанные с ним правоотношения). Все граждане Республики Беларусь имеют равную гражданскую дееспособность, однако некоторым из них по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными [10].

В отличие от правоспособности дееспособность связана  с совершением гражданином волевых  действий, что предполагает достижение определенного уровня психической  зрелости.

Кок уже отмечалось выше, полная гражданская дееспособность – признается за гражданином достигшего совершеннолетия 18 лет. Но в этом общем правиле есть исключения частного характера: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения 18 лет в случае его вступления в брак либо эмансипации.

Несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя (при этом согласие может быть и последующим).

Однако Гражданский  Кодекс Республики Беларусь предусматривает  ряд сделок, которые несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) вправе совершать самостоятельно, без чьего бы то ни было согласия. Это право:

1) распоряжаться  своими заработком, стипендией и  иными доходами;

2) осуществлять  права автора произведения науки,  литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии  с законом вносить вклады в  кредитные учреждения и распоряжаться  ими;

4) совершать  мелкие бытовые сделки и иные  сделки [10].

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по совершенным ими сделкам. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии со статьей 25 Гражданского Кодекса Республики Беларусь.

При наличии  достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки  и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего  в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Исключение из этого правила:

1) мелкие бытовые  сделки;

2) сделки, направленные  на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения  либо государственной регистрации;

3) сделки по  распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Информация о работе Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь