Правовое положение гражданства в Российской Федераци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Государственная власть и население связаны единством территории. В государственно-организованном обществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства – наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически – институтом гражданства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации 6
1.1. Понятие и правовое регулирование гражданства 6
1.2. Принципы гражданства 11
1.3. Правовая регламентация двойного гражданства и статуса без гражданства в РФ 14
2. Основания приобретения, утраты и изменения гражданства РФ 16
2.1. Основания приобретения гражданства 16
2.2. Основания утраты и изменения гражданства 24
3. Процедура приобретения гражданства 29
Заключение 35
Список используемой литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа(КП).docx

— 64.44 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Гражданство представляет собой один из основных элементов правового статуса человека. В институте гражданства синтезированы наиболее существенные связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от гражданства.

Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является.

Существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Государственная власть и население связаны единством территории. В государственно-организованном обществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства – наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически – институтом гражданства.

Институт гражданства выполняет двойную функцию, представляя собой средство защиты прав индивида и институт защиты прав и интересов государства.

Актуальность темы курсовой работы. В связи с провозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью, существенно возрос интерес к гражданству. Права, свободы и обязанности человека, их объем, и содержание находятся в прямой зависимости с гражданством.

Цели и задачи курсовой работы. Целью исследования является изучение и анализ института гражданства Российской Федерации и его законодательное регулирование на современном этапе его развития.

Указанная цель работы достигается посредством решения следующих задач:

1. Раскрыть теоретические аспекты  понятия гражданства; дать общую  характеристику нормативной базе, регулирующей данный институт.

2. Проанализировать принципы гражданства  и указать на их особую значимость  в раскрытии юридической природы  и содержания гражданства.

4. Рассмотреть правовые основы  возникновения двойного гражданства  и статуса «без гражданства».

5. Изучить механизм правового  регулирования и процедуры приобретения  и прекращения гражданства.

Предметом исследования курсовой работы является совокупность конституционно-правовых норм, образующих институт гражданства России и зарубежных государств.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, выражающие постоянную правовую связь человека и государства, которая находит свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.

При написании курсовой работы нормативно-правовую базу составляют: Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, Федеральные законы.

Теоретическую базу составляют учебные и учебно-методические пособия, монографии известных юристов, ресурсы интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  принципы гражданства Российской  Федерации

1.1. Понятие и правовое регулирование  гражданства

 

Понятие «гражданство» не имеет однозначного значения. Закон определяет его как совокупность взаимных прав и обязанностей лица и России, юридическая наука под «гражданством» понимает правовой институт, а политологи считают производное «гражданин» синонимом слова «патриот».

Как правило, большая часть населения каждой страны автоматически приобретает гражданство в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности его изменить на протяжении всей своей жизни. Вместе с тем на территории земного шара постоянно имеют место определенные миграционные потоки – перемещения больших групп людей из одной страны в другую, связанные с ростом международных экономических связей, а также вызванные локальными национальными конфликтами и войнами. Такие передвижения – индивидуальные и групповые, весьма распространенные в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, – постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и гражданстве, а также судебная практика по этим вопросам весьма развиты.

Необходимо учитывать, что порядок приобретения и изменения гражданства определяется как законодательством страны, в которое лицо направляется для проживания, так и международными соглашениями, подписанные государствами в целях регулирования миграционных потоков.

Институт гражданства в цивилизованном государстве определяет, прежде всего, правовой статус лица, непрерывно связанный с его полной либо частичной правосубъектностью. Обладание гражданством обеспечивает защиту со стороны государства прав и свобод лица, а также предполагает наличие определенных обязанностей этого лица перед государством. Иными словами, гражданство представляет собой совокупность правовых, социальных, моральных и иных отношений между государством и лицом, приобретающим гражданство. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от гражданства.

Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагают наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально-экономических прав и свобод.

Конституция РФ, различая права человека и права гражданина, наделяет гражданина РФ не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами человека), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). То же самое касается закрепления за гражданами РФ дополнительных обязанностей (например, обязанности военной службы Отечеству). Различия в объеме прав, свобод и обязанностей граждан РФ, граждан иностранных государств либо лиц без гражданства легко обнаруживаются в тексте Конституции РФ, так как права и обязанности имеют адресатов, формально очерченных посредством употребления определенных словосочетаний – «каждый имеет право», «граждане РФ имеют права» и т.п.

Процесс возникновения, существования и прекращения гражданства регулируется как нормами конституционного, так и нормами гражданского, административного и иных отраслей права. Однако правоотношения, регулируемые упомянутыми нормами, возникают не сами по себе. Они обусловлены наличием таких юридически значимых фактов, как рождение лица, его совершеннолетие, временной период проживания на территории государства, изменение страны проживания.

Предметом регулирования норм, входящих в институт гражданства, являются принципы, регламентирующие отношения, связанные с гражданством РФ. Основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции РФ1). Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Ст. 61 Конституции РФ1 определяет два основополагающих принципа гражданства: гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или быть выдан другому государству; Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»2 2002 г. определяет принципы гражданства России и нормы права, регулирующие отношения, связанные с гражданством (общий и упрощенный порядок приобретения и прекращения гражданства), а также нормы, устанавливающие гражданство детей в случае изменения гражданства их родителей, опекунов и попечителей. Закон устанавливает перечень и полномочия органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

Также закон о гражданстве называет нормативные источники, с помощью которых регулируются вопросы гражданства РФ.

Согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ3 гражданство в РФ относится к ведению РФ. Эти положения федеральная власть не может передать субъектам РФ, поскольку нормы гражданства непосредственно регулируют как сравнительно широкую сферу деятельности государства, так и права и обязанности всех граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории России.

Ч. 3 ст. 6 Конституции РФ1 провозглашает: «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Это позволяет гражданам РФ свободно осуществлять свои права и свободы, не опасаясь лишения гражданства и утраты связи со своим государством. Это положение является одним из важнейших принципов российского гражданства, подтверждающих демократизм РФ. Этот принцип гарантирует право гражданина на свободное осуществление своих прав и свобод без боязни утратить гражданство. Впервые это положение было закреплено в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

П. «а» ст. 89 Конституции РФ1 возлагает решение вопросов гражданства РФ на Президента России. В соответствии со ст. 29 Закона о гражданстве 2002 г., Президент РФ решает вопросы приема в гражданство РФ, восстановления в гражданстве РФ, выхода из гражданства РФ (при условии решения этих вопросов в общем порядке); отменяет решения по вопросам гражданства, если такое решение было принято самим Президентом. По вопросам гражданства Президент издает указы. К полномочиям Президента отнесено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия других органов, ведающих делами о гражданстве, – МВД и его территориальных органов, МИД и дипломатических представительств и консульских учреждений РФ. Часть своих полномочий по вопросам гражданства Президент делегирует государственным структурам – МИД и МВД РФ. Президент утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Действующее Положение утверждено Указом Президента от 14.11.2002 г.

Закреплено Конституцией РФ4 и право граждан РФ изменять гражданство. Право изменить гражданство может быть реализовано путем выхода из российского гражданства или выбора гражданства.

Таким образом, Конституция РФ1 и Закон о гражданстве обеспечивают полную свободу лица в решении вопросов собственного гражданства. Любое лицо может приобрести гражданство другого государства либо оставаться без какого-либо гражданства, т.е. быть лицом без гражданства. В этом заключена свобода выбора человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Принципы гражданства

 

Поскольку Закон о гражданстве5 2002 г. является правопреемником прежнего закона о гражданстве 1991 г., то в нем по своей сути сохранены те же принципы, регулирующие вопросы российского гражданства. Новеллой ныне действующего закона является то, что все регламентированные им принципы и правила объединены в одну статью (а не разрознены как в предшествующем законе) и представляют собой единое целое, на чем базируется все законодательство о гражданстве РФ.

В ч. 1 ст. 4 устанавливает запрет включения в нормы о гражданстве РФ положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Данный запрет вытекает из конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Аналогичный запрет устанавливают и нормы международного права. Можно также отметить, что ч. 1 ст. 4 Закона 2002 г. также перекликается со ст. 136 УК РФ, предусматривающей состав преступления за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Равенство гражданства подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, вне зависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладания статуса «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей-россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в российское гражданство за особые заслуги перед РФ. Равные права и обязанности имеют граждане, проживающие в различных субъектах страны, причем объем таких прав и обязанностей не зависит от времени приобретения гражданства.

Принцип сохранения гражданства РФ лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства)

Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в РФ. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не повлечет автоматического прекращения его гражданства. С другой стороны, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Информация о работе Правовое положение гражданства в Российской Федераци