Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Субъектом большинства прав и обязанностей, в том числе и гражданских, является человек. Но в гражданском законодательстве Республики Беларусь чтобы обозначить человека как субъекта гражданских правоотношений используется термин – «гражданин». Этот термин характеризует человека не как «часть семьи», но как «часть общества», как лицо, определенным образом связанное с государством. Соответственно гражданство налагает на гражданина тесную связь с государством, которая выражается в правах и обязанностях. Отсюда следует, что гражданское законодательство под понятием «граждане» имеет в виду граждан данного государства – в частности Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ марина.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Особенности гражданско-правового положения иностранцев, которые ходатайствуют о признании их беженцами или просят в предоставлении им убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которые признаны беженцами или которым предоставлено убежище в Республике Беларусь, и членов их семей регулируются Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» в редакции от 3 июля 2011 г. № 278-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 77, 2/1830) и иными специальными законодательными актами Республики Беларусь [7].

Но поскольку  гражданско-правовое положение иностранных  лиц и лиц без гражданства  затрагивает практически все  сферы жизни, то помимо специальных  законов многие вопросы гражданско-правового  положения иностранцев и лиц без гражданства регулируются также нормами конституционного, административного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, трудового, семейного, таможенного, социального законодательства.

Что касается международного регулирования гражданско-правового положения, то регулирование в основном происходит в вопросах въезда и выезда на территорию Республики Беларусь. Здесь особая роль отводится нормативным актам, принятым в рамках Содружества Независимых Государств.

Так например   Положение о единой системе учета  граждан третьих государств и  лиц без гражданства, въезжающих на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, принятое в Астане в 15 сентября 2004 года было разработано именно в целях содействия обеспечению безопасности    государств-участников    Содружества    Независимых Государств, повышения эффективности совместной  борьбы с терроризмом,  транснациональной преступностью,  незаконной миграцией и иными вызовами  и угрозами безопасности на территориях государств-участников СНГ [8].

 

1.2. Понятие  и виды иностранцев в законодательстве  Беларуси

В международном  частном праве  используются следующие категории физических лиц: иностранные граждане  – это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством; бипатриды – лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами; апатриды – лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством; беженцы – лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства, и получившие убежище на территории другого.

Иностранными  гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству  другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства [5].

Особую группу иностранцев в Республике Беларусь составляют беженцы, т.е. лица, которые не являются гражданами Республики Беларусь и находятся на ее территории из-за обоснованных опасений стать жертвой преследования в государстве своего происхождения или предыдущего пребывания по признаку расы, религии, национальности, гражданства, либо просто к принадлежности к определенной социальной группе или своих политических убеждений. Вследствие чего данное лицо не хочет или не может вернуться в государство своего происхождения или пользоваться его защитой.

Решение о признании иностранца беженцем (в соответствии с Законом № 354-З «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь») принимает Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь на основании заключения территориального органа по миграции после того, как будут рассмотрены ходатайства и материалы личного дела иностранца. Решение принимается в срок до трех месяцев. Приобретение статуса беженца не означает отказ от имеющегося у лица гражданства. Кроме того, он требует представления доказательств об угрозе жизни и здоровью иностранца [7]. Если сравнивать решение о приобретении иностранцем гражданства, которое принимает Президент Республики Беларусь, издавая Указа о приеме в гражданство на основании заявления иностранца и иных материалов, рассмотренных Департаментом по гражданству и миграции МВД и такое решение принимается в срок до 1 года, то прием в гражданство путем регистрации (в срок до двух месяцев) производят Департамент по гражданству и миграции МВД – для лиц, постоянно проживающих в Беларуси и консульские учреждения Республики Беларусь за рубежом – для лиц, постоянно проживающих за пределами Беларуси.

В Законе Республики Беларусь № 105-3 четко разграничены 3 категории иностранцев:

- временно пребывающие,

- временно проживающие 

- постоянно  проживающие. 

Так же Закон  № 105-3 дает определения этих терминов и указывает правовые основания для нахождения каждой категории иностранцев на территории Республики Беларусь.

Так временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец – это лицо, которое прибыло в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы. Такое лицо не имеет разрешения на временное проживание в Республике Беларусь. Правовым основанием нахождения на территории Республики Беларусь данной категории иностранцев служит виза Республики Беларусь или международный договор Республики Беларусь, если с соответствующим иностранным государством заключен договор о безвизовых поездках граждан.

Временно проживающий  в Республике Беларусь иностранец –  это лицо, получившее в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь, разрешение на временное проживание в Республике Беларусь. Правовым основанием нахождения на территории Республики Беларусь иностранцев, временно проживающих на территории Республики Беларусь, является разрешение на временное проживание в Республике Беларусь.

Постоянно проживающий  в Республике Беларусь иностранец – это лицо, получившее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь. Правовым основанием нахождения на территории Республики Беларусь данной категории иностранцев является разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь. Это разрешение оформляется посредством выдачи иностранцу вида на жительство [5].

Кроме того, что на законодательном уровне определены 3 правовых режима нахождения иностранцев в Республике Беларусь, Закон № 105-3 определяет основания их возникновения, сроки их действия, основания для их продления, сокращения и прекращения и правовые последствия принятия таких решений.  Так, глава 5 "Пребывание иностранцев в Республике Беларусь" устанавливает следующие режимы пребывания иностранцев в Республике Беларусь.

Срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца определяется сроком действия выданной ему визы. Он не может превышать девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь. Срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца, прибывшего в Республику Беларусь в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь.

Разрешение  на временное проживание выдается иностранцам, прибывшим в Республику Беларусь на срок более девяноста суток в год. Если иностранное лицо – студент или учащийся, то разрешение на временное проживание дается на время, необходимое для обучения в учреждениях образования Республики Беларусь, но не более одного года;  к супругу (супруге), близким родственникам, которые являются гражданами Республики Беларусь и постоянно проживают в Республике Беларусь, – на срок пребывания, но не более одного года; для занятия трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, – на срок пребывания, но не более одного года; если иностранные лица в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обратились с ходатайством о признании их беженцами или предоставлении им убежища в Республике Беларусь либо подали заявление о выдаче им разрешения на постоянное проживание, то выдается разрешение на срок рассмотрения их ходатайства или заявления; если у них имеется на праве собственности недвижимость в Республике Беларусь, то выдается на срок пребывания, но не более ста восьмидесяти суток в год; выдается также и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, в том числе и международными договорами Республики Беларусь.

Разрешение  на постоянное проживание выдается иностранцам, которые:

- являются супругами;

- близкими родственниками граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

- заключили брак с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;  

- признаны беженцами или являются лицами, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь;

- имеют право на воссоединение семьи;

- прожили на законных основаниях в Республике Беларусь последние семь и более лет;

- имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации;

- являются работниками и специалистами, в которых нуждается Республика Беларусь;

- обладают исключительными способностями и талантом или имеют выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта;

- инвестировали не менее ста пятидесяти тысяч евро в экономику Республики Беларусь или в реализацию конкретных государственных программ Республики Беларусь [5].

Для того, чтобы  иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Республики Беларусь получили разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, они подают документы в орган внутренних дел Республики Беларусь по месту предполагаемого жительства. Перечень требуемых документов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Для того чтобы  ходатайство о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь было принято, лицо обязано уплатить государственную пошлину или консульский сбор. Порядок уплаты и размер пошлин устанавливаются Советом Министров Республик Беларусь. Решение по ходатайству о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается соответствующим органом внутренних дел Республики Беларусь в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства со всеми необходимыми материалами.

Иностранным гражданам  и лицам без гражданства, получившим разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, органами внутренних дел выдается вид на жительство – документ, подтверждающий их личность. Для иностранных студентов, обучающихся в Республике Беларусь, вместо вида на жительство делается отметка (ставится соответствующий штамп) в их национальных паспортах.

Если иностранец умышленно представил ложные сведения о себе или скрыл обстоятельства, существенно повлиявшие на принятые решения о получении им разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь, то разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может быть аннулировано. Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может быть аннулировано также, если это необходимо в интересах обеспечения национальной безопасности, или охраны общественного порядка и здоровья населения, или защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц. Аннулируется разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, если есть  выезд иностранца или получение им разрешения на постоянное жительство в другом государстве; если брак, заключенный с гражданином Республики Беларусь или иностранцем, признан судом недействительным. Причиной также служит утрата оснований, в соответствии с которыми было принято решение о получении иностранцем разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся  в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в  Республике Беларусь. Условия их пребывания на территории Республики Беларусь определяются Советом Министров Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, считающиеся временно проживающими в Республике Беларусь, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.

Иностранные граждане, которые имеют гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь.

Двугражданство (бипатризм), то есть принадлежность лица к гражданству двух государств, которое  удостоверяется соответствующими документами (паспортами), является наиболее частым случаем многогражданства. Так, например, ребенок, который родился на мексиканской территории от родителей австрийцев, будет мексиканским гражданином по Конституции Мексики и австрийским гражданином по австрийскому законодательству. Наиболее часто многогражданство встречается в латиноамериканских странах - Колумбии, Боливии, Аргентине, Бразилии и др. [2, с. 124].

Однако большинство  государств отрицательно относятся  к такому состоянию и заключают договоры о предотвращении случаев многогражданства, поскольку это создает сложности в осуществлении прав и обязанностей их граждан.

В некоторых  случаях бипатризм осуществляется без договора между государствами, а как политическая акция. Например, все граждане еврейской национальности считаются гражданами Израиля. По прибытии в Израиль они не приобретают новое гражданство, а как бы восстанавливают утраченное. В Великобритании граждане Ирландии признаются британскими подданными в силу исторических традиций (хотя ирландцы граждан Великобритании своими гражданами не считают).

Что касается Республики Беларусь, то ее законодательство, и  в частности Закон от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь», допускает для своих граждан  возможность наличия у них одновременно гражданства другого государства. Вместе с тем, статьей 11 данного Закона предусмотрено, что за лицом, состоящим в гражданстве Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами [9]. Иными словами, возможное наличие у гражданина Беларуси другого гражданства, которое, согласно ранее действовавшей редакции Закона 1991 г., не допускалось, не будет являться основанием для уклонения от выполнения обязанностей или освобождения от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь. В то же время граждане Республики Беларусь, имеющие многогражданство, не могут на этом основании быть ограничены в своих правах и свободах.

Информация о работе Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь