Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Субъектом большинства прав и обязанностей, в том числе и гражданских, является человек. Но в гражданском законодательстве Республики Беларусь чтобы обозначить человека как субъекта гражданских правоотношений используется термин – «гражданин». Этот термин характеризует человека не как «часть семьи», но как «часть общества», как лицо, определенным образом связанное с государством. Соответственно гражданство налагает на гражданина тесную связь с государством, которая выражается в правах и обязанностях. Отсюда следует, что гражданское законодательство под понятием «граждане» имеет в виду граждан данного государства – в частности Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ марина.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Иностранцы  и лица без гражданства имеют  право на защиту своих прав и законных интересов и обжалование решений  государственных органов и должностных  лиц.  Части первая-третья статьи 68 Закона Республики Беларусь “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь” предусматривают обжалование иностранцем или лицом без гражданства решений государственных органов и должностных лиц Республики Беларусь в суд и его сроки [5].

Однако указанные  сроки столь незначительны, что  за предусмотренный промежуток времени  иностранец и лицо без гражданства  лишены реальных возможностей предоставить все необходимые документы (например, справки о состоянии здоровья, справки о составе семьи, другие документы) [49].

В связи с  чем предусмотренные сроки обжалования  таких решений в суд должны быть увеличены: в части первой статьи 68 – с 10 до 30 суток, а в части  второй и третьей – с 30 суток  до 2 месяцев. Таким образом, в современных условиях необходимо во многом по-новому решать вопросы, связанные с реализацией основных прав, свобод и обязанностей иностранцев и лиц без гражданства.

Вывод: требуется  теоретическое осмысление новых  реалий, детальный анализ и объективная оценка правового статуса иностранцев и лиц без гражданства. Огромное количество нормативных актов хоть и охватывают большинство проблем правового характера, связанных с регулированием гражданско-правового положения иностранных лиц и лиц без гражданства, но создают некоторое неудобство и путаницу, а порой и противоречие. В связи с этим возникает необходимость классифицировать нормативные правовые акты, касающиеся гражданско-правового положения иностранцев и лиц без гражданства и объединить их в отдельный кодекс. Это необходимо учесть при разработке, совершенствовании и систематизации законодательства, регламентирующего правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практически каждое государство разделяет для себя всех физических лиц на три категории: граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Во всех государствах объем правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства меньше, нежели у граждан.

Под термином "иностранное лицо" обычно понимается гражданин иного государства, охраняемый, прежде всего, законами страны своего гражданства.

Лицо без  гражданства не принадлежит ни одной  стране и часто не может рассчитывать на получение от государства даже образования и документов, позволяющих путешествовать. Лицами без гражданства становятся люди, которые вынуждены были покинуть свою родину и которых никакая другая страна не принимает и даже не предоставляет им прав, на которые могут претендовать беженцы - люди, ищущие убежища в силу обоснованных опасений стать жертвами преследований. Другие люди никогда не уезжают из своих домов, но тоже становятся лицами без гражданства из-за изменения границ. Классический пример лиц без гражданства - жители Эстонии (главным образом русские), которые имели гражданство Советского Союза, до сих пор живут в Эстонии, но эстонского гражданства не получили, так как для этого требуется выдержать "языковой тест" [50].

Понятие и содержание определений, характеризующих различные  категории неграждан, играет важную роль, поскольку позволяет определить круг лиц, на которых распространяются нормы, определяющие их правовой статус. В соответствии с доктринальными подходами и законодательной практикой для определения лиц, не являющихся гражданами страны пребывания, используются термины "иностранец", "иностранный гражданин", "лицо без гражданства".

Не затрагивая теоретических рассуждений относительно понятия "иностранец", необходимо отметить, что в широком смысле под иностранцами понимаются иностранные  граждане и лица без гражданства, а в узком - иностранные граждане. Понятие "иностранцы" является также составной частью понятия "неграждане".

Таким образом, термин "иностранец" может использоваться в качестве обобщающего для двух указанных категорий лиц, поскольку отражает схожесть правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, основанную на наличии общего правового признака - отсутствия гражданства страны пребывания.

Правовое положение  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике Беларусь регулируется ст. 11 Конституции Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь", иными актами законодательства, международными договорами.

На основе анализа норм Закона N 105-З можно выделить три категории иностранцев в зависимости от режима их пребывания в Республике Беларусь:

1) временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец - лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в календарном году со дня въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание, если иное не предусмотрено законом и международным договором;

2) временно проживающий  в Республике Беларусь иностранец - лицо, получившее в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь, разрешение на временное проживание;

3) постоянно  проживающий в Республике Беларусь  иностранец - лицо, получившее в порядке,  установленном законодательными  актами Республики Беларусь и  постановлениями Совета Министров  Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание и вид на жительство.

В основе правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства лежит  принцип национального режима, закрепленный в ст. 11 Конституции Республики Беларусь: иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. [Конституция] В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан (подданных) этого государства (принцип взаимных ограничений). Такие ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, или дополнительной защиты, или убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которым предоставлены статус беженца, или дополнительная либо временная защита, или убежище в Республике Беларусь [5].

Выделение трех категорий иностранцев предполагает их статусную дифференциацию, которая влияет на объем их прав и обязанностей. Иностранцы обладают не только общими для этой группы правами, но и специфическими правами, зависящими от того, к какой категории они относятся.

Права и обязанности  иностранцев в Республике Беларусь достаточно широки. Иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Таким образом, можно говорить о равенстве граждан и неграждан и о равенстве иностранцев вне зависимости от их статусной дифференциации, но с определенными оговорками. Осуществление иностранными гражданами в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц. Вместе с тем Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и иными актами законодательства допускается ограничение прав и свобод иностранцев в случае, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. Закреплен принцип взаимности: в случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства, причем данные ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, которые признаны беженцами.

Иностранцы  в Республике Беларусь имеют право  свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Вопросы трудоустройства и осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам с нанимателями Республики Беларусь иностранцами, не имеющими разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, регламентированы Законом Республики Беларуси от 30.12.2010 N 225-З "О внешней трудовой миграции", который вступил в силу с 12.07.2011. Вместе с тем иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. Более того, иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Если же права  иностранных лиц и лиц без  гражданства были нарушены, то иностранные  граждане и лица без гражданства  в Республике Беларусь пользуются всеми средствами правовой защиты прав и свобод личности, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

На основании  проведенного анализа правовых актов, доктрин, посвященных гражданско-правовому  положению иностранцев и лиц без гражданства можно сделать следующий вывод: в силу большого количества и порой даже противоречивого характера некоторых норм возникает необходимость классифицировать нормативные правовые акты, касающиеся гражданско-правового положения иностранцев и лиц без гражданства и объединить их в отдельный кодекс. Это необходимо учесть при разработке, совершенствовании и систематизации законодательства, регламентирующего правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь, требуется теоретическое осмысление новых реалий, детальный анализ и объективная оценка правового статуса иностранцев и лиц без гражданства. Огромное количество нормативных актов хоть и охватывают большинство проблем правового характера, связанных с регулированием гражданско-правового положения иностранных лиц и лиц без гражданства, но создают некоторое неудобство и путаницу, а порой и противоречие.

Однако, с другой стороны, если отразить лично нашу точку  зрения, то такое большое количество правовых актов, посвященных регулированию гражданско-правового положения иностранных лиц и лиц без гражданства в Республике Беларусь позволяет охватить очень обширный спектр вопросов, касающихся участия иностранных лиц и лиц без гражданства в гражданско-правовых отношениях, полностью реализовать свои права и успешно защитить свои интересы в случае нарушения этих прав. Таким образом, мы можем полагать, что белорусское законодательство по вопросам гражданско-правового положения иностранцев направлено на создание оптимальных условий пребывания, медицинского обслуживания, занятия трудовой и предпринимательской деятельностью, осуществления иных прав для иностранных граждан и лиц без гражданства с учетом их статусной дифференциации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

    1. Предварительные итоги переписи населения Беларуси 2009 г. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь – Минск, 2009. – 28 с.
    2. Ануфриева, Л.П. Международное частное право : в 3 т. / Л. Ануфриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2002. – Т. 2 : Особенная часть. – 656 с.
    3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    4. Масловская, Т.С. Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь: новеллы правового регулирования / Т.С. Масловская // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
    5. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 105-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    6. Старцева, Е.П. О новой редакции Закона Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" / Е.П. Старцева // Национальный центр законодательсва и правовых исследований Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.center.gov.by/article6.html. Дата доступа:
    7. О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июн. 2008 г., № 354-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 3 июл. 2011 г. № 278-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    8. Положение  о единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, 14 сент. 2004 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    9. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., № 136-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. № 105-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    10. Гражданский Кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 28 августа 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    11. Модельный гражданский кодекс для государств-участников Содружества Независимых государств : Принят на пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств 17 февраля 1994 г. : в 4 ч. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    12. Гражданский Процессуальный Кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года : одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 28 августа 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    13. Гражданские правоспособность и дееспособность гражданина. Понятие, возникновение, содержание, ограничение, прекращение // Справочник будущего и действующего адвоката [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://legalquest.ru/grazhdanskoe-pravo/grazhdanskie-pravosposobnost-i-deesposobnost-grazhdanina-ponyatie-vozniknovenie-soderzhanie-ogranichenie-prekrashhenie.html. Дата доступа: 28.04.2013.
    14. О предпринимательстве в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 28 мая 1991 г. N 813-XII г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 300-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    15. Сидорчук, В.К. Хозяйственное право / В.К. Сидорчук // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    16. http:\\www.inventech.ru\lib\pravo\pravo-003
    17. Основы права [Электронный ресурс]  / под ред. проф. 3. Г. Крыловой – М. : Издательство «Высшая школа», 2000. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/osnovy-prava-2/index.htm. Дата доступа:
    18. Шилкина, С. Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / С. Шилкина. – Ч. 1 – Режим доступа: http://www.startbiz.by/articles/art-biz/inostranec-1/. Дата доступа: 29.04.2013.
    19. Об упорядочении трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 сент. 2002, № 1258 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    20. Инструкция об организации работы по оформлению специального разрешения на право занятия предпринимательской деятельностью в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь : утв. пост. М-ва внутренних дел Респ. Беларусь 24.12.2002 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    21. О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования : Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.
    22. Николаев, М. Вопросы регулирования международной подсудности в гражданском и хозяйственном процессуальном законодательстве Республики Беларусь [Электронный ресурс] / М. Николаев. – Минск, 2006. -– Режим доступа: http://www.lawbelarus.com/repub2008/sub11/text11113.htm. Дата доступа:
    23. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданск<span class="dash041e_

Информация о работе Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь