Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Субъектом большинства прав и обязанностей, в том числе и гражданских, является человек. Но в гражданском законодательстве Республики Беларусь чтобы обозначить человека как субъекта гражданских правоотношений используется термин – «гражданин». Этот термин характеризует человека не как «часть семьи», но как «часть общества», как лицо, определенным образом связанное с государством. Соответственно гражданство налагает на гражданина тесную связь с государством, которая выражается в правах и обязанностях. Отсюда следует, что гражданское законодательство под понятием «граждане» имеет в виду граждан данного государства – в частности Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ марина.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Иностранцы  в Республике Беларусь имеют право  свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Вопросы трудоустройства и осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам с нанимателями Республики Беларусь иностранцами, не имеющими разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, регламентированы Законом Республики Беларуси от 30.12.2010 N 225-З "О внешней трудовой миграции", который вступил в силу с 12.07.2011 [34]. Вместе с тем иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. Более того, иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Если же права  иностранных лиц и лиц без  гражданства были нарушены, то иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются всеми средствами правовой защиты прав и свобод личности, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Актуальные  вопросы участия иностранцев  и лиц без гражданства в  правоотношениях на территории  Республике Беларусь

 

В современных  условиях интенсивного развития международного сотрудничества усиливается миграционная подвижность населения. В сложившихся условиях общее число приезжающих в Республику Беларусь за последние годы увеличивается.

Актуален для  Республики Беларусь и для многих других стран вопрос нелегальной  миграции. Иностранцы используют нашу страну как транзитное государство для последующего незаконного проникновения на территорию сопредельных стран Евросоюза. Усиление иммиграционного контроля во многих странах является важной составной частью в борьбе с незаконной миграцией.

Современный иммиграционный контроль должен начинаться задолго  до пересечения границы: в период выдачи виз и приобретения билетов  на авиарейс. Он, как правило, должен опираться на информационные системы  и осуществляться с участием служб  безопасности. Такая работа проводится и в Республике Беларусь. Однако ее уровень требует совершенствования с учетом возрастающего миграционного потока. В этом плане следует осуществлять законотворческую деятельность, направленную на ужесточение визового режима и пограничного контроля с привлечением новейших научно-технических достижений. [ 35 c. 89–95].

В связи с  возрастанием числа иностранцев  и лиц без гражданства в  Республике Беларусь актуальным представляется вопрос о гражданско-правовом положении  иностранцев в Республике Беларусь.

Возможность иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Республике Беларусь обладать определенным кругом прав, свобод и обязанностей находит закрепление в первую очередь непосредственно в Конституции Республики Беларусь, нормы которой получают дальнейшую детализацию в текущем законодательстве и определяют содержание правового положения указанной категории лиц в Республике Беларусь.

Гражданско-правовое положение иностранца представляет собой совокупность его прав, свобод, обязанностей, льгот, привилегий, а  также форм и порядка их реализации. Регулирование правового положения  иностранцев осуществляется актами различного уровня. В Конституции Республики Беларусь определено, что иностранцы пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь. В законах и иных законодательных актах находят дальнейшее развитие права, свободы и обязанности иностранцев, определяются их льготы и привилегии, принципы, формы и методы правового регулирования реализации прав и свобод иностранцев, исполнения ими обязанностей, а также компетенция государственных органов в сфере регулирования правового положения иностранцев. В актах законодательства подзаконного уровня может быть установлен порядок пользования правами, свободами, льготами, привилегиями и исполнения обязанностей иностранцами, а также процедуры реализации государственными органами своей компетенции в сфере регулирования правового положения иностранцев. При этом недопустимо ограничение прав и свобод иностранцев на уровне актов законодательства подзаконного характера [36].

Сам термин "иностранец" может использоваться в качестве обобщающего как для иностранного лица, так и для лиц без гражданства, поскольку отражает схожесть правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства, основанную на наличии общего правового признака - отсутствия гражданства страны пребывания. Вместе с тем необходимо учитывать и определенные отличия этих категорий друг от друга. Следует обратить внимание на тот факт, что в белорусском законодательстве встречаются иные обобщающие понятия, например, "иностранное физическое лицо" (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 21.06.2002 N 110-З "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" [37].

Законодательство  Республики Беларусь в определенных случаях устанавливает отдельные  изъятия в отношении предоставления иностранцам и лицам без гражданства  равных прав с отечественными гражданами. В том числе имеют место случаи ограничения правоспособности иностранцев в сфере предпринимательской деятельности.

Например, такие  лица могут заниматься предпринимательской  деятельностью только при наличии  специального разрешения, которое выдается органами внутренних дел Республики Беларусь [38]. Данное разрешение аннулируется, если иностранец нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, в частности, сменил место жительства и не зарегистрировался в органе регистрации по новому месту проживания. Нарушение данного правила влечет за собой также административную ответственность по ч. 1 ст. 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Порядок передвижения иностранцев и выбор ими места  жительства в пределах Республики Беларусь определяются Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 N 73 [39]. Иностранцы могут свободно передвигаться по территории Республики Беларусь, за исключением мест, для посещения которых требуется специальное разрешение, выдаваемое органами внутренних дел или уполномоченными организациями, а также объектов, для въезда на территорию которых и пребывания на ней требуется специальное разрешение, выдаваемое администрациями этих объектов. Перечень мест и объектов, для въезда на территорию которых и пребывания на ней иностранцам необходимо специальное разрешение, а также организаций, уполномоченных выдавать такие разрешения, определяется Советом Министров Республики Беларусь. Таким образом, существуют определенные особенности реализации иностранцами права передвижения.

Относительно  политических прав и свобод необходимо отметить, что иностранцы не могут быть членами политических партий Республики Беларусь и иных общественных объединений Республики Беларусь, преследующих политические цели; избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, Исключение составляют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, которые в соответствии со ст. 58 Избирательного кодекса Республики Беларусь имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации, а также принимать участие в референдумах [40]. Вместе с тем можно утверждать о возможности иностранных граждан осуществлять некоторые политические права в Республике Беларусь. Так, иностранцы могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами, обладают правом на обращение в государственные органы.

Постоянно проживающие  в Республике Беларусь иностранцы пользуются правами на доступное медицинское  обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 "О страховой деятельности"  иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, обязаны иметь договор обязательного медицинского страхования, заключенный с белорусской страховой организацией, или договор медицинского страхования, заключенный с иностранной страховой организацией, на случай оказания им скорой и неотложной медицинской помощи медучреждениями. Этим же Указом N 530 также определена категория иностранцев, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию, к числу которых, в частности, относятся иностранные граждане государств, в которых установлены в отношении граждан Республики Беларусь аналогичные условия на взаимной основе (например, граждане Китайской Народной Республики) [41].

 

3.2 Перспективы  совершенствования правового положения иностранцев и лиц без гражданства в Беларуси

 

В настоящее  время ведется совершенствование  национального миграционного законодательства, в частности, уточнен порядок  въезда и пребывания иностранцев  и лиц без гражданства на территории нашего государства, их выезда из страны и  транзитного проезда через Республику Беларусь. Определен перечень оснований для отказа во въезде в Республику Беларусь и отказа в выезде из нее.

Регулирование правового положения иностранцев  и лиц без гражданства в  Республике Беларусь осуществляют множество нормативных правовых актов. Это создает серьезные затруднения для их использования. На наш взгляд, большое количество нормативных правовых актов хоть и охватывают огромный спектр прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, но, тем не менее, на наш взгляд было бы удобнее их систематизировать. В связи с такой систематизацией возникает необходимость в разработке и принятии специального, например, Миграционного кодекса Республики Беларусь. Именно в нем должно быть систематизировано  содержание большого разнообразия законодательных актов, касающихся гражданско-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь [42].

Принятие и  исполнение положений данного кодекса позволит решить целый ряд задач:

– создаст единый для всех механизм правового регулирования, основываясь  на базе уже сложившегося законодательства о гражданско-правовом статусе иностранцев и лиц  без гражданства, сделав систему, которая  упорядочит действующее большое количество норм права;

– улучшит эффективность  управления миграционными потоками;

– повысить до законодательного уровня регулирование  части отношений в сфере обеспечения  правового статуса иностранцев  и лиц без гражданства;

– способствовать осуществлению мер по регулированию миграции иностранцев и лиц без гражданства, а также беженцев в Республике Беларусь;

– усовершенствовать  меры по своевременному выявлению, предупреждению и пресечению незаконной миграции в  Республике Беларусь.

Принимая во внимание сложный и многообразный характер отношений в сфере обеспечения правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь структурно такой кодекс необходимо  подразделить на Общую и Особенную части.

В основу данного  Кодекса Республики Беларусь могут лечь разработанные теоретические основы гражданско-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

Кроме того, четкая  классификация позволяет достаточно структурировать основные права, свободы  и обязанности иностранцев и лиц без гражданства и дает возможность показать особенности их реализации.

Но анализ основных положений законодательства Республики Беларусь все же позволяет охарактеризовать правовой режим иностранцев и  лиц без гражданства в нашей  стране в целом как национальный, но не исключаются  элементы иных правовых режимов (режима наибольшего  благоприятствования, специального режима) для отдельных категорий  данных лиц.

В целях более  точного анализа основные права  и обязанности  следует разделить  на две группы: общие для граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства основные права, свободы и обязанности; специфические права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства в  Республике Беларусь.

Основным признаком  личных прав и свобод, предоставляемых  иностранцам и лицам без гражданства, является то, что они по сути своей  являются правами и свободами человека, и, следовательно, неотчуждаемыми,  неотъемлемыми правами и свободами, то есть принадлежат каждому индивидууму от рождения, независимо от принадлежности к гражданству того или иного государства.

Информация о работе Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь