Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Субъектом большинства прав и обязанностей, в том числе и гражданских, является человек. Но в гражданском законодательстве Республики Беларусь чтобы обозначить человека как субъекта гражданских правоотношений используется термин – «гражданин». Этот термин характеризует человека не как «часть семьи», но как «часть общества», как лицо, определенным образом связанное с государством. Соответственно гражданство налагает на гражданина тесную связь с государством, которая выражается в правах и обязанностях. Отсюда следует, что гражданское законодательство под понятием «граждане» имеет в виду граждан данного государства – в частности Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ марина.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Особую категорию  лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь составляют беженцы. Беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает, вследствие таких опасений, пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего местожительства в силу таких опасений.

Иными словами, беженцы  – это люди, которые вынуждены разрывать связи со своей родиной, они не могут надеяться на свое правительство в плане получения правовой защиты.

Поскольку беженцы  не имеют доступа к правовой и  социальной защите, которую нормально  функционирующее правительство  должно оказывать своим гражданам, международное сообщество вынуждено осуществлять особые мероприятия в целях облегчения их сложного положения.

 

1.3. Права  и обязанности иностранных лиц и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Иностранцы, то есть иностранные граждане и лица без гражданства, в Республике Беларусь  обладают достаточно широким спектром прав. Иностранцы, как уже говорилось ранее, равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, образования, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Они пользуются теми же правами и свободами, а также выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь (в первую очередь это касается области личных прав и свобод), если иное не предусмотрено законодательством. Но такое осуществление иностранцами в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Беларуси и других лиц.

Осуществление ряда социальных прав и свобод иностранцами требует от них получения специального разрешения (например, право на труд) или связано с предоставлением  услуг на платной основе (например, в здравоохранении, образовании). Ограничения прав и свобод иностранцев могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. Кроме того, существуют следующие ограничения прав и свобод иностранцев: иностранцы в Республике Беларусь не могут: избирать и быть избранными в государственные выборные органы; участвовать в референдумах; занимать государственные должности и нести государственную службу; быть членами политических партий и участвовать политической деятельности; исполнять воинскую обязанность; посещать закрытые для иностранцев территории и иметь доступ к государственным секретам. Иностранцы в отличие от граждан Беларуси обязаны: временно пребывающие (до 90 дней) – зарегистрировать свои паспорта (в 3-х дневный срок) и покинуть территорию Беларуси в установленные сроки; временно проживающие (свыше 90 дней) – получить разрешение на временное проживание; постоянно проживающие – получить вид на жительство.

Ограничения во въезде иностранного лица на территорию Республики Беларусь закреплены в статье 30 Закона «О правовом положении иностранных  лиц и лиц без гражданства  в Республике Беларусь». Такие ограничения  имеют  место быть, если въезд  противоречит интересам государственной безопасности; нарушает права и свободы, вредит физическому и моральному здоровью граждан и иных лиц. Кроме перечисленных выше причин следует также выделить ограничение, связанное с ранее совершенными в Беларуси противоправными деяниями. При нарушении законодательства, правил пребывания или проживания в Беларуси иностранцам может быть сокращен срок нахождения на территории Беларуси или иностранцы могут быть подвергнуты добровольной или принудительной депортации. Если иностранное лицо желает приобрести гражданства Республики Беларусь, то ему необходимо знать, что приобретение гражданства Беларуси влечет утрату прежнего гражданства и требует выполнение лицом установленных законом условий, а также взятие на себя обязательств [5].

В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Им гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свобода [3].

Иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно  или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по территории Республики Беларусь и выбирать место жительства в Республике Беларусь в соответствии с правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Ограничение в перемещении и выборе места жительства допускается только в установленном законом порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно  проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной  или иной деятельностью, если эта  деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь либо если для занятий такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республик Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, также имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания, а в иных случаях - только при получении соответствующего разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие  в Республике Беларусь и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной  или иной деятельностью, имеют все  социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются правами и исполняют  обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в  Республике Беларусь, обязаны выполнять  Конституцию и законодательство Республики Беларусь, с уважением  относиться к обычаям и традициям  народа Республики Беларусь. Осуществление ими своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Республики Беларусь преступления, административные иные правонарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Иностранным гражданам либо лицам без гражданства, нарушившим законодательство о правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике Беларусь, может быть сокращен определенный им срок пребывания в Республике Беларусь в случаях, если утратили силу основания для их дальнейшего нахождения в Республике Беларусь.

Как уже описывалось выше, законодательство Республики Беларусь предусматривает случаи как возможного, так и обязательного выдворения (депортации) иностранных граждан и лиц без гражданства за ее пределы. Так, иностранные лица могут быть выдворены: если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц; если их действия противоречат интересам государственной безопасности или охраны общественного порядка; если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности. Подлежат выдворению незаконно прибывшие в Республику Беларусь и проживающие в ней, если они не привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь; в отношении которых принято решение об аннулировании разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь; совершившие тяжкие преступления вне территории Республики Беларусь; получившие уведомление об отказе в регистрации ходатайства о признании беженцем, об отказе о признании беженцем, об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использовавшие права обжалования решения, а также не имеющие иных законных оснований для пребывания на территории Республики Беларусь и отказывающиеся от добровольного выезда.

Иностранец, признанный беженцем, и прибывшие с ним члены  его семьи также имеют довольно широкий перечень прав. Так беженцы  в Республике Беларусь имеют право  на: выбор населенного пункта для самостоятельного поселения по договорам найма (поднайма), аренды жилого помещения на основании удостоверения беженца; самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь либо постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца при наличии согласия всех совершеннолетних членов семьи лица, предоставляющего жилую площадь, на совместное проживание, если при вселении беженца и членов его семьи размер жилой площади будет составлять не менее шести квадратных метров на каждого проживающего; получение в территориальном органе по миграции направления на временное поселение в соответствии с Положением о пребывании беженцев на территории Республики Беларусь, утверждаемым Правительством Республики Беларусь, в случае невозможности самостоятельного поселения; медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь; получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Республики Беларусь; работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь; социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь; получение образования наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь; приобретение движимого и недвижимого имущества наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь; обращение с заявлением о предоставлении разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь по основаниям, не связанным со статусом беженца, или на приобретение гражданства Республики Беларусь по истечении семи лет после признания беженцем в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь; участие в общественной деятельности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь; добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства); выезд на местожительство в другое государство.

Кроме широкого перечня прав беженец является также и носителем  обязанностей. Так иностранец, признанный беженцем, и прибывшие с ним  члены его семьи обязаны: соблюдать  Конституцию и иное законодательство Республики Беларусь; при самостоятельном поселении в течение трех рабочих дней после получения удостоверения стать на учет в территориальном органе по миграции и зарегистрироваться в органе внутренних дел по месту пребывания; после получения в территориальном органе по миграции направления на временное поселение в течение трех суток убыть в указанный населенный пункт и по прибытии в течение трех рабочих дней зарегистрироваться в местном органе внутренних дел; сообщать в течение семи дней в территориальный орган по миграции и при необходимости в соответствующий орган внутренних дел сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Республики Беларусь или гражданства другого государства либо о получении разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь; сообщать в территориальные органы по миграции о намерении переменить место пребывания на территории Республики Беларусь либо выехать на местожительство за пределы территории Республики Беларусь; проходить ежегодную регистрацию в сроки, устанавливаемые территориальными органами по миграции.

Что касается трудовых отношений  с иностранными лицами, то иностранные  граждане, постоянно проживающие  в Республике Беларусь, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь, а так же, имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь .

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в  Республике Беларусь , имеют право  на охрану здоровья, а иностранные граждане, постоянно проживающие в Республики Беларусь, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами Республике Беларуси.

В социальном обеспечении  иностранные граждане, постоянно  проживающие в Республике Беларусь, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РБ; а временно пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

В тех случаях, когда для  назначения пенсий требуется определенный стаж работы, иностранным гражданам  на основаниях и в порядке, установленных  законодательством РБ, может засчитываться  в этот стаж их работы за границей. В  жилищной сфере иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РБ, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан РБ, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов. Они должны бережно относиться к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми помещениями.

Информация о работе Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь