Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 02:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ различных видов арбитражных соглашений, выявление их положительных сторон и недостатков, выработка предложений по совершенствованию законодательства.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи дипломной работы:
- рассмотреть виды, характер, форму и содержание арбитражных соглашений
- определить порядок направления и заполнения исков в международный коммерческий арбитраж

Содержание

Введение
Глава 1 Общая характеристика законодательства
о международном коммерческом арбитраже
1.1.Модельный закон ЮНСИТРАЛ и национальные
законы о международном коммерческом арбитраже
1.2. Международный арбитражный суд, внутригосударственные
третейские суды и их деятельность
Глава 2 Внешнеэкономические споры, подлежащие рассмотрению международными арбитражными судами. Процедуры рассмотрения внешнеэкономического спора
2.1. Арбитражные соглашения как юридический факт для рассмотрения дела международным коммерческим арбитражем
2.1.1. Виды арбитражных соглашений
2.1.2. Правовая характеристика арбитражного соглашения
2.1.3. Форма арбитражного соглашения
2.2. Правовые основания и процедуры третейского
разбирательства
2.2.1. Процессуальный порядок вынесения решения по спору
2.2.2.Признание и исполнение решений арбитражных судов
2.2.3.Признание и исполнение третейских решений
на территории РФ
Глава 3 Практические проблемы международного коммерческого
арбитража при рассмотрении внешнеэкономических споров
в настоящее время
3.1Эффективность мер по обеспечению иска
в третейском разбирательстве
3.1.1. Правовые основания принятия мер по обеспечению иска 85
3.2. Эффективность обжалования вынесенных арбитражных
решений
Заключение
Список библиографической литературы
Список сокращений

Вложенные файлы: 1 файл

Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров.docx

— 132.70 Кб (Скачать файл)

 

2.2.3 Исполнение третейских  решений на территории Российской  Федерации

Российские специалисты  в сфере международного коммерческого  арбитража говорят о диспозитивном  характере положений Конвенции ООН, которые предоставляют государству-участнику полномочия по установлению соответствующей процедуры[64].  
    Согласно положениям российского законодательства третейское решение исполняется таким же способом, как решение государственного суда[65], однако существует отличие в отношении объема судебной перепроверки третейского решения. При этом учитывается преимущество ратифицированных международно-правовых договоров и соглашений перед национальным правом[66]. Третейские суды в Российской Федерации содержат лишь общие формулировки о применимом праве при их признании и обращении к исполнению[67]. Данное обстоятельство ни в коем случае не уменьшает привлекательность Российской Федерации как территории для разрешения споров в рамках международного коммерческого арбитража, поскольку Конвенция ООН действует и применяется на всей его территории. Кроме этого говорится о частом применении Конвенции о разрешении инвестиционных споров (Washington D.C., 1965)[68]. Процесс признания и исполнения вынесенных третейских решений в государствах обусловлен имеющимся дуализмом в судебных системах: в некоторых из них предусмотрена соответствующая компетенция судов общей юрисдикции, в некоторых–компетенция хозяйственных (арбитражных) судов. В РФ исполнение вынесеных третейских решений осуществляется судами общей юрисдикции[69].Решение иностранного суда или арбитража не может быть исполнено в РФ до тех пор, пока оно не признано российским судом. Это ключевой момент в описываемой процедуре. Признание означает констатацию того, что соответствующее решение имеет юридическую силу на территории России, о чем суд выносит определение, именуемое также экзекватурой. И только после этого можно переходить к приведению решения иностранного суда в исполнение путем выдачи российским судом исполнительного листа.

Cогласно российскому процессуальному законодательству, решение иностранного суда или иностранное арбитражное решение может быть признано и приведено в исполнение только в том случае, если это предусматривает соответствующий международный договор или федеральный закон (ч. 4 ст. 16 и ч.1 ст. 241 АПК РФ). К примеру: Арбитражный суд выносит определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда при условии, что это решение вступило в законную силу в соответствии с законодательством государства, на территории которого оно принято.

Китайская компания по импорту  и экспорту продукции легкой промышленности обратилась в арбитражный суд  с заявлением о признании и  приведении в исполнение решения  народного суда средней инстанции  города Муданьцзян провинции Хэйлунцзян (КНР) о солидарном взыскании с российского общества с ограниченной ответственностью (далее - должник) суммы основного долга и процентов. Должник в отзыве на заявление возражал против его удовлетворения, указывая на то, что решение иностранного суда не вступило в силу. Рассматривая заявление, арбитражный суд установил следующее: в 2001 году решением названного иностранного суда в пользу китайской компании по импорту и экспорту продукции легкой промышленности взыскана сумма долга с российского общества с ограниченной ответственностью. Договором между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о право вой помощи по гражданским и уголовным делам от 19.06.1992. Договаривающиеся Стороны приняли на себя обязанность признавать и исполнять на своей территории судебные решения по гражданским делам, вынесенные на территории другой Стороны. Пунктом 2 статьи 17 Договора предусмотрено, что к ходатайству о признании и исполнении судебного решения должны быть приложены: копия судебного решения, заверенная судом; если в копии отсутствует четкое указание на то, что решение вступило в силу и может быть исполнено, должен быть также приложен один экземпляр справки суда об этом; документ, удостоверяющий, что стороне, не принявшей участия в процессе, было в установленном законом порядке вручено извещение о вызове в суд; заверенный перевод соответствующих документов. При исследовании и оценке доказательств, представленных заявителем в обоснование заявления о признании и приведении в исполнение судебного решения, суд установил, что решение народного суда средней инстанции города Муданьцзян провинции Хэйлунцзян вступило в законную силу. В подтверждение вступления в силу вынесенного этим иностранным судом решения арбитражным судом принято во внимание опубликование решения в газете "Народный суд" от 25.10.2001 (всеобщее издание КНР), а также то обстоятельство, что должник подтвердил факт не обжалования данного решение, о вступлении судебного акта в законную силу, свидетельство о доставке решения сторонам, легализированные в установленном порядке и представленные в суд заявителе. Не установив оснований, предусмотренных статьей 20 Договора для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, суд вынес определение о признании и приведении в исполнение решения народного суда средней инстанции города Муданьцзян провинции Хэйлунцзян (КНР).

В настоящий момент существует целый ряд международных договоров, предусматривающих признание и  приведение в исполнение иностранных  арбитражных и судебных решений. Арбитражные решения признаются на территории нашей страны согласно Нью-Йоркской Конвенции от 10 июня 1958 г. «О признании и приведении в  исполнение иностранных арбитражных  решений» (далее – Конвенция), в  которой на сегодняшний день участвует 126 государств (в том числе и  Россия). В ст. III Конвенции определено, что каждое присоединившееся к ней  государство признает арбитражные  решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с  процессуальными нормами той  территории, где испрашивается признание  и приведение в исполнение данных решений. Эта же статья вводит дополнительную гарантию, по которой к признанию  и приведению в исполнение арбитражных  решений не должны применяться существенно  более обременительные условия  или более высокие пошлины  или сборы, чем те, которые установлены  для признания и приведения в  исполнение внутренних решений[70].

Что касается решений иностранных  государственных судов, то здесь  ситуация менее обнадеживающая. Международные  договоры, предписывающие признавать и приводить в исполнение подобные решения, у РФ заключены только с 36 государствами. Из таких договоров  регионального характера в первую очередь следует упомянуть Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. Его участниками являются 10 государств, входящих в состав СНГ (включая  Россию). Также у России существует ряд двусторонних международных  договоров (в общей сложности  их насчитывается 26) по вопросам признания  и приведения в исполнение иностранных  судебных и арбитражных решений. Среди них выделяются соглашения, которые устанавливают упрощенный (по сравнению с национальным) порядок приведения решения иностранного суда в исполнение. В частности, в ст. 1 Соглашения с Республикой Беларусь «О порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов и хозяйственных судов» от 17 января 2001 г. указано, что акты арбитражных и хозяйственных судов договаривающихся государств не требует признания. Они исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов каждого из этих государств на основании исполнительных документов судов, принявших решения.

Соответственно, судебные и  арбитражные акты тех государств, с которыми у России нет международного договора о признании и приведении в исполнение таких актов, следуя букве закона не должны признаваться и приводиться в исполнение на территории РФ.

В Главе 2 Вопросы рассмотрения дел международными арбитражными судами описывается основная часть дипломной  работы, которая представляет собой  подробное рассмотрение арбитражного соглашения , арбитражного разбирательства и признание и исполнение международных арбитражных судов.

Обобщая вышеизложенное можно  сделать вывод, что корректность, юридическая состоятельность арбитражного соглашения позволяют избежать проблем, осложняющих международный арбитражный  процесс и исполнение судебного  акта. Между тем, правовая природа арбитражного соглашения и его соотношение с компетенцией арбитража, порядком и пределами ее определения нуждаются в дальнейших исследованиях, так как единство в понимании основы арбитража – арбитражного соглашения – в настоящее время отсутствует, а активность участников внешнеэкономических отношений, интенсификация обмена товарами и услугами между потребителями и производителями из разных государств предъявляют новые требования и к процессу разрешения возможных споров арбитражными судами при участии иностранных лиц. В следующей главе проанализированы проблемы международного коммерческого арбитража при рассмотрении внешнеэкономических споров в настоящее время.

 

Глава 3 Практические проблемы международного коммерческого арбитража  при рассмотрении внешнеэкономических  споров в настоящее время 

 

3.1 Эффективность мер по  обеспечению иска в третейском  разбирательстве

Вопросы применения мер по обеспечению иска в рамках разбирательства  по делу в международном арбитражном (третейском) суде до сих пор являются неисследованными системно, с использованием законодательства РФ. Поскольку решения третейских судов по спорам с участием иностранного элемента наряду с другими факторами формируют в экономическом смысле в спорных правоотношениях тенденцию движения капитала, товаров и услуг в определенном направлении из одного государства в другое, рациональное проведение третейских разбирательств остро нуждается в дополнительной защите в виде мер по обеспечению иска, направленных на сохранение имущества у ответчика до момента вынесения арбитражного решения. Только таким образом можно минимизировать риски, связанные с выводом активов из юридического лица-ответчика, обеспечить практическую эффективность арбитражного разбирательства и его привлекательность для предпринимателей.

Исполнение решений международных  коммерческих арбитражей осуществляется, как правило, в соответствии с  процессуальными правилами, действующими в отношении решений государственных  судов. Данная процедура получила свое отражение и в Модельном Законе ЮНСИТРАЛ, и в текстах национальных законов о международном коммерческом арбитраже и третейских судах. Однако возможность защиты исковых требований истца с помощью превентивных мер, в том числе с помощью  мер по обеспечению иска, в упомянутых документах четко не просматривается. Можно говорить о том, что принцип  взаимности в отношениях между государственными системами различных государств, не всегда эффективно и конструктивно  работающий, действует и в данном случае, поскольку иных конкретных правовых оснований для исполнения службами судебных исполнителей или  аналогичными органами постановлений  международных арбитражных (третейских) судов о принятии обеспечительных  мер, не существует. Вопрос можно поставить  и иным образом: возможно ли применение положений Нью-Йоркской Конвенции 1958 г. о признании и исполнении иностранных  арбитражных решений по аналогии и к определениям (решениям) международных  арбитражных судов относительно принятия мер по обеспечению иска?

Анализируя эффективность  и удобство существующих механизмов координации действий между международными арбитражными судами и службами судебных исполнителей как на территории государства, где конкретный международный арбитражный  суд находится, так и на территории других государств, можно сказать, что  положение дел в этой сфере  обстоит неудовлетворительно.

Такие трансграничные процессы могут нередко длиться весьма продолжительное время, и задача любого международного арбитражного суда состоит здесь, прежде всего в  том, чтобы обеспечить такой качественный уровень составления определения  о принятии мер по обеспечению  иска, чтобы иностранный суд после  получения его текста в кратчайший срок имел возможность, проверив определение  на соответствие, в соответствии с  содержащимися в нем формулировками вынести собственное определение (или иной акт), на основании которого требуемые действия бы быть совершены.

Следует отметить, что вопросы  трансграничного применения мер  по обеспечению иска пока не получили оценки в отечественной и зарубежной литературе.

 

3.1.1 Правовые основания  принятия мер по обеспечению  иска

Анализ положений национального  законодательства о международном  коммерческом арбитраже в Российской Федерации, касающихся полномочий третейских судов в сфере принятия решений  о применении мер по обеспечению  иска дает следующие результаты:  Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», не содержат каких-либо конкретных положений, касающихся компетенции международного арбитражного суда по принятию мер по обеспечению иска. Формулировка ст. 9 Закона лишь не запрещает стороне в процессе, подавшей иск в рамках третейского разбирательства, просить государственный суд о принятии таких мер[71].

Таким образом, в соответствии с правилами подведомственности споров экономического характера арбитражным  судам, необходимо руководствоваться  положениями нового российского  АПК, а именно гл. 7 «Обеспечение иска». В соответствии с положениями  ч. 1 ст. 75 АПК РФ арбитражный суд вправе принять меры по обеспечению иска по заявлению лица, участвующего в деле. Из этого можно сделать вывод о том, что подача заявления о принятии обеспечительных мер возможна лишь тогда, когда лицо уже стало участником судебного (третейского) разбирательства, т.е. уже подан иск в международный арбитражный суд.

В случае если третейское разбирательство  проходит за пределами Российской Федерации, стороне будет необходимо представить  в российский арбитражный суд  по подсудности данного спора  в России доказательства о нахождении дела на рассмотрении в третейском суде (например, таким доказательством  может стать определение о  возбуждении судопроизводства на основании  поданного искового заявления).

Для сравнения приведем аналог. Арбитражный Закон Великобритании 1996 г. содержит положения, которыми государственный  суд наделяется такими же, как и  третейский суд, процессуальными правами  по совершению определенных процессуальных действий, в том числе и наложения  ареста на имущество, являющееся предметом  спора , а также иных действий, которые входят в состав мер по обеспечению иска в соответствии с положениями гражданского процессуального законодательства стран континентальной правовой системы[72]. Существующая неоднородность в национальном законодательстве должна учитываться сторонами при составлении текста арбитражного соглашения (оговорки) и указания конкретного международного арбитражного суда и места проведения третейского разбирательства.

Можно сказать, что наделение  в рамках закона международного арбитражного суда полномочиями по принятию решения  об обеспечительных мерах является существенным преимуществом, которое  стороны конфликтного правоотношения должны учитывать при выборе места  и конкретного третейского суда в тексте арбитражной оговорки. Поскольку, все полномочия по совершению процессуальных действий от имени органа правосудия сосредоточены в одних руках (компетенция международного арбитражного суда), можно говорить о том, что принятие соответствующих обеспечительных мер может происходить более оперативно, слаженно и в полном объеме, нежели если бы соответствующее решение принималось бы государственным судом, которому исковое заявление даже не поступало на рассмотрение по существу (требования арбитражного соглашения в хозяйственном договоре).

Следует обратить внимание и на то, что сосредоточение полномочий у международного арбитражного (третейского) суда делает процесс в целом более  рациональным.

Предметом регулирования  Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.) является процесс признания и приведения в исполнение арбитражных решений (ст. 1 ч. 1 Конвенции). Встает вопрос о том, являются ли решениями в смысле Конвенции 1958 г. решения и определения третейских судов о применении мер по обеспечению иска в рамках начатого разбирательства.

Ч. 2 ст. 1 Конвенции содержит некоторое разъяснение термина  «арбитражные решения». Под таковыми понимаются также решения, вынесенные постоянными арбитражными органами, к которым обратились стороны. Поскольку  органами постоянно действующего международного арбитражного суда могут быть его  председатель, секретариат и т.д., весь перечень «арбитражных решений», принятых ими в рамках своей компетенции, существенно расширяется и не ограничивается лишь арбитражными решениями  по существу, вступившими в законную силу. 

Информация о работе Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров