Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 02:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ различных видов арбитражных соглашений, выявление их положительных сторон и недостатков, выработка предложений по совершенствованию законодательства.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи дипломной работы:
- рассмотреть виды, характер, форму и содержание арбитражных соглашений
- определить порядок направления и заполнения исков в международный коммерческий арбитраж

Содержание

Введение
Глава 1 Общая характеристика законодательства
о международном коммерческом арбитраже
1.1.Модельный закон ЮНСИТРАЛ и национальные
законы о международном коммерческом арбитраже
1.2. Международный арбитражный суд, внутригосударственные
третейские суды и их деятельность
Глава 2 Внешнеэкономические споры, подлежащие рассмотрению международными арбитражными судами. Процедуры рассмотрения внешнеэкономического спора
2.1. Арбитражные соглашения как юридический факт для рассмотрения дела международным коммерческим арбитражем
2.1.1. Виды арбитражных соглашений
2.1.2. Правовая характеристика арбитражного соглашения
2.1.3. Форма арбитражного соглашения
2.2. Правовые основания и процедуры третейского
разбирательства
2.2.1. Процессуальный порядок вынесения решения по спору
2.2.2.Признание и исполнение решений арбитражных судов
2.2.3.Признание и исполнение третейских решений
на территории РФ
Глава 3 Практические проблемы международного коммерческого
арбитража при рассмотрении внешнеэкономических споров
в настоящее время
3.1Эффективность мер по обеспечению иска
в третейском разбирательстве
3.1.1. Правовые основания принятия мер по обеспечению иска 85
3.2. Эффективность обжалования вынесенных арбитражных
решений
Заключение
Список библиографической литературы
Список сокращений

Вложенные файлы: 1 файл

Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров.docx

— 132.70 Кб (Скачать файл)

Развитие средств связи создает новые проблемы для правового регулирования документооборота. Например, в некоторых сообщениях весь текст, в том числе и подпись, напечатан. Статья II Нью-йоркской конвенции говорит о письменном арбитражном соглашении, а не о подписанном соглашении. В связи с чем, можно считать, что если подпись не проставлена от руки, арбитражного соглашения напечатана, то такое соглашении соответствует Конвенции. В случае спора можно сослаться на другую корреспонденцию в подтверждение того, что лицо, проставившее эту подпись, признает правовые последствия, вытекающие из такого документа[44].

Особого обсуждения заслуживает  вопрос заключения сделок, в том  числе арбитражных соглашений, посредством  специализированных электронных сетей, а также с помощью Интернета[45]. 

Развитие сети Интернет привело  к тому, что в настоящее время  у неопределенно широкого круга  лиц возникла легальная возможность  заключать сделки с удаленными партнерами, в том числе иностранными, не видя их в лицо. Это порождает массу  правовых проблем, большинство которых  не связано с темой настоящей  статьи. 

Наибольшие усилия мировое  юридическое сообщество ныне направляет на разработку унифицированного законодательства об "электронной подписи", которое  позволило бы надежно устанавливать  личность контрагента и фиксировать  достигнутые с ним договоренности.  Однако, даже если технические и юридические проблемы, связанные с разработкой такого законодательства, будут решены, все равно вряд ли можно будет приравнять обмен "электронными подписями" к обмену документами, предусмотренными п. 2 ст. II Конвенции. Даже если арбитры согласятся считать эти "электронные подписи" доказательством соглашения сторон о разрешении споров посредством проведения арбитража и ответчик не будет выдвигать никаких возражений против юрисдикции арбитража, то все равно исполнить арбитражное решение будет невозможно ввиду отсутствия у сторон документов, предусмотренных в п. 1 (б) ст. IV Конвенции. 

Таким образом, до внесения в Конвенцию изменений, отражающих реалии распространения электронной  коммерции, существует необходимость  закрепления арбитражного соглашения на бумаге или с помощью обычных  средств электросвязи - без этого  при разрешении споров международным  арбитражем и исполнении решений  международных арбитражей могут  возникнуть неразрешимые трудности. Можно  попытаться обойти эту проблему, посредством  заключения отдельных специальных  арбитражных соглашений уже после  возникновения спора, но это возможно только при условии полной добросовестности обеих сторон спора, не пытающихся оспорить компетенцию арбитров по рассмотрению спора. 

В последнее время много  говорится о "виртуальном" арбитраже. Необходимо сказать о преимуществе такого разрешения спора. 

Именно: значительно снижаются  расходы сторон на участие в разрешении спора, нет необходимости полетов  в место проведения арбитража, аренды помещений, отсылки документов через  международные курьерские службы; существенно  увеличивается скорость рассмотрения дел, поскольку снижаются не только денежные, но и временные затраты  по организации арбитражных процедур; сокращение формальностей, времени  и расходов повышает эффективность  арбитража; имеется возможность 24-часового доступа к материалам дела, в том числе только что поступившим в распоряжение арбитража. 

В связи с вышеуказанным  идея "виртуального" арбитража  находит все больше и больше сторонников. Некоторым юристам представляется необходимостью разработка самостоятельной  юридической основы деятельности "виртуального" арбитража, включая предложение  о разработке специального закона, другие авторы предлагают использовать существующие национальные законы в "виртуальном" арбитраже.  

Следует отметить, что в 1999 г. Европейский Союз принял Директиву  о структурной основе сообщества для электронных подписей (EU Directive 1993/93/EC on Community Framework for Electronic Signatures)[46]. Эта Директива устанавливает, что электронные подписи не могут быть дискриминированы и при соблюдении необходимых формальностей приравниваются к обычным подписям на бумаге. 

К числу таких формальностей  относятся, например, необходимость  сертификации сервис-провайдера для  использования электронной подписи. Устанавливаются минимальные меры ответственности для сервиp-провайдеров, которые, например, будут отвечать за действительность содержания сертификата. Хотя Директива не содержит исчерпывающего правового регулирования вопросов электронной подписи, она обеспечивает минимальные требования и уровень защиты при ее использовании. Директива устанавливает, что электронные подписи могут использоваться в качестве доказательства в правоприменительной деятельности. На основе данной Директивы страны-члены Европейского Союза принимают соответствующие национальные акты. 

Небрежное отношение к  форме заключаемого арбитражного соглашения может вызвать значительные трудности  при его реализации. Решение о действительности арбитражного соглашения, о том было ли оно вообще заключено, могут принимать и сам арбитраж, и государственные суды, причем одни и те же факты могут быть истолкованы ими по-разному (дело усугубляет то, что выводы о форме арбитражного соглашения суда одного государства не имеют преюдициальной силы для судов другого государства).      Правовое регулирование арбитража таково, что оно допускает параллельное рассмотрение дела по существу в арбитраже, и в государственном суде. Например, арбитраж принял дело к своему рассмотрению. Затем в государственный суд подан иск по тому же предмету. Государственный суд признал, что арбитражное соглашение не заключено в надлежащей форме, соответственно он принимает дело к своему рассмотрению. Такое решение государственного суда не имеет значения для арбитража, поскольку он сам выносит решение о своей компетенции.  

Составление грамотного арбитражного соглашения и его фиксация в надлежащей форме позволят избежать дорогостоящих  и непродуктивных споров о наличии у арбитров компетенции по рассмотрению спора, необходимости вести дело параллельно в суде и в арбитраже. Что же касается преимуществ арбитражного метода рассмотрения спора по сравнению с разрешением внешнеэкономических споров в государственных судах, то такие преимущества для российских компаний очевидны. Так как Россия не имеет практически ни с кем из стран (кроме стран СНГ) договоров о признании и приведении в исполнение решений государственных судов, то только решение арбитража, признаваемое в соответствии с Конвенцией в большинстве государств мира, является единственным доступным для российского участника внешнеэкономической сделки способом надежно защитить свои интересы. 

 

2.2. . Правовые основания и процедуры третейского

разбирательства

Стороны, которые хотят  разрешить возникший между ними спор в международном арбитражном  суде, должны обладать определенным правовым статусом. В настоящей работе рассматривается  ход третейского разбирательства  с участием юридических лиц или  т. н. частных предпринимателей. Один российский автор указывает кроме этого на дополнительные ограничения в кругу лиц, которые потенциально могут использовать услуги международных коммерческих арбитражных судов: из него исключены лица, в отношении которых открыта процедура банкротства[47]. Впрочем, законодательством всех рассматриваемых в настоящей работе государств, процедура банкротства не названа в качестве ограничения для участия в качестве стороны в третейском разбирательстве. Так же, как и в гражданском или хозяйственном судебном разбирательстве, в третейском разбирательстве участвуют две стороны, истец и ответчик[48]. Российский Закон «О международном коммерческом арбитраже» в качестве условия для принятия заявления о возбуждении разбирательства по имеющему место спору называет его внешнеторговый или международный экономический характер. При этом коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон должно находиться за границей.

Основными предпосылками  участия в третейском разбирательстве  в качестве стороны являются гражданская  и гражданская процессуальная правоспособность. В качестве субъективной гражданской  правоспособности можно было бы обозначить полномочия отдельных групп лиц  по отношению к особенностям их деятельности, например, заключение арбитражного соглашения между биржевыми маклерами. Что  касается гражданскую и гражданскую  правоспособность иностранных юридических  лиц, то она определяется по российскому  законодательству по праву того государства, в котором они были основаны[49]. Российский Закон «О международном коммерческом арбитраже» не содержит особых требований к кандидатурам представителей сторон.

Вступивший в силу Федеральный  Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[50]распространяет элементы адвокатской монополии лишь на сферу арбитражного (хозяйственного) судопроизводства – тем самым стороны разбирательства в рамках международного коммерческого арбитража обладают широкими полномочиями по выбору кандидатур для осуществления представительства своих прав и законных интересов в международном арбитражном

Российский закон «О международном  коммерческом арбитраже» содержит прямые указания относительно недопустимости вмешательства государственных  судов в сферу третейского  разбирательства за исключением  отдельных случаев[51]. В соответствии с данными положениями можно оспорить вынесенное арбитражное решение и добиться его отмены[52]. Это может произойти лишь на основании имевшихся процессуально- или материально-правовых недостатках разбирательства (в качестве примера можно привести факт недействительности арбитражного соглашения, ограничение в дееспособности одной из сторон, а также выход третейского суда при вынесении решения за пределы арбитражного соглашения). Само дело по существу не должно подвергаться вмешательству со стороны государственных судов[53].

В отношении влияния государственных  судов на деятельность международного коммерческого арбитража необходимо дополнительно упомянуть одно обстоятельство. Уже оригинальный термин российского Арбитражного Процессуального Кодекса указывает на возможную попытку со стороны системы государственного правосудия размыть понятие международного коммерческого арбитража (т.е. по сути третейского разбирательства) в сознании бизнесменов и заменить его государственным арбитражем (известно, что в работе по подготовке проекта АПК РФ перед его направлением в парламент принимали участие судьи государственных арбитражных судов). В настоящее время третейские суды рассматриваются многими судьями системы государственного арбитража как нежелательные конкуренты, несмотря на огромную нагрузку, которую вынуждены нести судьи. Данное обстоятельство имело последствием соответствующую позицию руководства МКАС при ТПП РФ и последовавшее позднее соответствующее регулирование в законе, в соответствии с которым исполнение арбитражных решений российских третейских судов и иностранных арбитражных решений осуществляется службами судебных приставов не при арбитражных судах, а при судах общей юрисдикции[54] Кроме известного во всем мире Международного Коммерческого Арбитражного Суда при Торгово-Промышленной Палате РФ (г. Москва)[55] на территории России в настоящее время организовано и действует несколько десятков международных арбитражных судов и третейских судов, регламенты которых позволяют разрешать споры с участием сторон из других государств. Среди российских центров международного коммерческого арбитража кроме г. Москвы можно выделить г.г. Санкт-Петербург, Саратов, Челябинск, Нижний Новгород, Краснодар, Воронеж, Барнаул и т.д. – как правило, третейские суды там организованы и действуют при региональных торгово-промышленных палатах. В настоящее время в Российской Федерации пока не существует какого-либо объединения, которое бы систематизировало и анализировало результаты деятельности российских третейских судов (по примеру Немецкого Арбитражного Общества, DIS).В качестве примера, создания на территории Российской Федерации третейского суда со специфической компетенцией, можно привести Третейский Суд при Российском Союзе промышленников и предпринимателей (в соответствии с его Регламентом на рассмотрение данного суда могут передаваться споры с иностранным элементом, поскольку членами РСПП являются юридические лица с участием иностранного капитала, а также иностранные компании).Что касается компетенции коммерческого арбитражного суда, то арбитражному суду в этом плане предоставлены достаточно широкие полномочия. Так, прежде всего арбитражный суд может сам вынести постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения. Для этой цели арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, должна трактоваться как соглашение, не зависящее от других условий договора. Вынесение арбитражным судом решения о недействительности договора не влечет за собой недействительность арбитражной оговорки. Однако может возникнуть и ситуация, когда компетенция арбитражного суда может быть не определена. В этом случае заявление об отсутствии у арбитражного суда компетенции может быть сделано не позднее представления возражений по иску. Назначение стороной арбитра или ее участие в назначении арбитра не лишает сторону права сделать такое заявление. Заявление о том, что арбитражный суд превышает пределы своей, компетенции, должно быть сделано, как только вопрос, который, по мнению стороны, выходит за эти пределы, будет поставлен в ходе арбитражного разбирательства. Арбитражный суд может в любом из этих случаев принять заявление, сделанное позднее, если он сочтет задержку оправданной. Арбитражный суд может вынести постановление по названному заявлению либо как по вопросу предварительного характера, либо в решении по существу спора. Если арбитражный суд постановит как по вопросу предварительного характера, что он обладает компетенцией, любая сторона может в течение тридцати дней после получения уведомления об этом постановлении просить суд или иной уполномоченный орган принять решение поданному вопросу, такое решение не подлежит никакому обжалованию. Пока такая просьба ожидает своего разрешения, арбитражный суд может продолжать арбитражное разбирательство и вынести арбитражное решение. Если стороны не договорились об ином, арбитражный суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Арбитражный суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами. Исходя из положений Типового закона «О международном торговом арбитраже,» стороны наделяются правом самостоятельно, по своему усмотрению определять число арбитров. Если же стороны не пришли к согласию в этом вопросе, то назначаются три арбитра. 

При этом следует иметь  в виду, что ни одно лицо не может  быть лишено права выступать в  качестве арбитра по причине его  гражданства, если, конечно, стороны не договорились об ином. Стороны могут по своему усмотрению согласовать процедуру назначения арбитра или арбитров.

В случае, если стороны не договорились о порядке назначения арбитров, то при отсутствии такого соглашения применяются следующие правила:    

а) при арбитраже с тремя  арбитрами каждая сторона назначает  одного арбитра, и два назначенных таким образом арбитра назначают третьего арбитра; если сторона не назначит арбитра в течение тридцати дней по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение тридцати дней с момента их назначения не договорятся о выборе третьего арбитра по просьбе любой стороны, арбитр назначается судом или иным органом;

б) при арбитраже с единоличным  арбитром, если стороны не договорятся о выборе арбитра по просьбе любой стороны, арбитр назначается судом или иным органом.  

В случае, если при процедуре назначения, согласованной сторонами, одна из сторон не соблюдает такую процедуру, или стороны (два арбитра) не могут достичь согласия, или же если третье лицо, включая учреждения, не выполняет какую-либо функцию, возложенную на него в соответствии с такой процедурой, то любая сторона может просить суд или иной уполномоченный орган принять необходимые меры. 

Решение по любому вопросу, принимаемое судом или иным уполномоченным органом, не подлежит никакому обжалованию. При назначении арбитра суд или  иной уполномоченный орган учитывает любые требования, предъявляемые к арбитру в соответствии с соглашением сторон, и такие соображения, которые могут обеспечить назначение независимого и беспристрастного арбитра, а в случае назначения единоличного или третьего арбитра принимает также во внимание желательность назначения арбитра иного гражданства, нежели гражданство сторон. Однако соглашением о процедуре назначения могут быть предусмотрены иные способы обеспечения назначения.  

Предполагается, что арбитр должен быть независимым, беспристрастным судьей, который мог бы разрешить спор исходя из справедливости, не отдавая предпочтения ни одной из сторон. Поэтому, в случае обращения к какому-либо лицу в связи с его возможным назначением в качестве арбитра это лицо должно сообщить о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения в отношении его беспристрастности или независимости.

Арбитр с момента его  назначения и в течение всего  арбитражного разбирательства должен без промедления сообщать сторонам о любых таких обстоятельствах, если он не уведомил их об этих обстоятельствах ранее. Если же все-таки имеются обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно беспристрастности или независимости арбитра, либо если он не обладает квалификацией, обусловленной соглашением сторон, то ему может быть заявлен отвод. При этом следует иметь ввиду что, сторона может заявить отвод арбитру, которого она назначила или в назначении которого она принимала участие, лишь по причинам, которые стали ей известны после его назначения. Процедура отвода арбитра также может быть оговорена сторонами в своем соглашении. В случае, если такая договоренность отсутствует, то действуют определенные правила, урегулированные Типовым законом «О международном торговом арбитраже».

Информация о работе Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров