Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 02:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ различных видов арбитражных соглашений, выявление их положительных сторон и недостатков, выработка предложений по совершенствованию законодательства.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи дипломной работы:
- рассмотреть виды, характер, форму и содержание арбитражных соглашений
- определить порядок направления и заполнения исков в международный коммерческий арбитраж

Содержание

Введение
Глава 1 Общая характеристика законодательства
о международном коммерческом арбитраже
1.1.Модельный закон ЮНСИТРАЛ и национальные
законы о международном коммерческом арбитраже
1.2. Международный арбитражный суд, внутригосударственные
третейские суды и их деятельность
Глава 2 Внешнеэкономические споры, подлежащие рассмотрению международными арбитражными судами. Процедуры рассмотрения внешнеэкономического спора
2.1. Арбитражные соглашения как юридический факт для рассмотрения дела международным коммерческим арбитражем
2.1.1. Виды арбитражных соглашений
2.1.2. Правовая характеристика арбитражного соглашения
2.1.3. Форма арбитражного соглашения
2.2. Правовые основания и процедуры третейского
разбирательства
2.2.1. Процессуальный порядок вынесения решения по спору
2.2.2.Признание и исполнение решений арбитражных судов
2.2.3.Признание и исполнение третейских решений
на территории РФ
Глава 3 Практические проблемы международного коммерческого
арбитража при рассмотрении внешнеэкономических споров
в настоящее время
3.1Эффективность мер по обеспечению иска
в третейском разбирательстве
3.1.1. Правовые основания принятия мер по обеспечению иска 85
3.2. Эффективность обжалования вынесенных арбитражных
решений
Заключение
Список библиографической литературы
Список сокращений

Вложенные файлы: 1 файл

Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров.docx

— 132.70 Кб (Скачать файл)

На территории России деятельность международных третейских судов  регулируется Законом РФ «О международном  коммерческом арбитраже»[3], основанным на Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева, 21 апреля 1961г.) и типовом законе ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» (комиссия ООН по праву международной торговли, 21 июня 1985года). Положения Закона о МКА о направлении сторон спора из государственного суда в третейский суд, об обеспечительных мерах, об основаниях и порядке признания и проведения в исполнение решений третейских судов применяются и в случаях, когда арбитраж находится вне территории России (ст.1 Закона о МКА).[4] Регламенты международных арбитражных судов, действующих на территории РФ, должны быть подчинены положениям Закона о МКА, в котором практически полностью отсутствуют императивные нормы. Положения Закона о МКА могут быть изменены соглашением сторон. Характерной чертой Закона о МКА является отсутствие конкретных установлений, поэтому регламенты международных коммерческих судов обычно детализируют положения о процедуре рассмотрения дела.

При заключении арбитражных  оговорок стороны вправе руководствоваться  Арбитражным Регламентом ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной  торговли,1976г.)

Международные третейские суды, как правило, рассматривают споры, имеющие международный характер и возникающие в сфере делового оборота. Однако это правило не является абсолютным: регламентом соответствующего суда может быть предусмотрено право  разрешения споров, возникающих в  сфере делового оборота, которые  не имеют международного характера (например, ст.1 Арбитражного регламента Международного Арбитражного суда при  Международной торговой палате (Париж), ст.1 регламента арбитражного института  торговой палаты Стокгольма и др.[5]). Применяя право, международный третейский суд не стеснен рамками национального законодательства по месту своего нахождения (ст. 28 Закона о МКА).

Кроме известного во всем мире Международного Коммерческого Арбитражного Суда[6] при Торгово-Промышленной Палате РФ (г. Москва) на территории России в настоящее время организовано и действует несколько десятков международных арбитражных судов и третейских судов, регламенты которых позволяют разрешать споры с участием сторон из других государств. Среди российских центров международного коммерческого арбитража кроме г. Москвы можно выделить г.г. Санкт-Петербург, Саратов, Челябинск, Нижний Новгород, Краснодар, Воронеж, Барнаул и т.д. как правило, третейские суды там организованы и действуют при региональных торгово-промышленных палатах. В настоящее время в Российской Федерации пока не существует какого-либо объединения, которое бы систематизировало и анализировало результаты деятельности российских третейских судов

В качестве примера создания на территории Российской Федерации  третейского суда со специфической  компетенцией, можно привести Третейский Суд при Российском Союзе промышленников и предпринимателей (в соответствии с его Регламентом на рассмотрение данного суда могут передаваться споры с иностранным элементом, поскольку членами РСПП являются юридические лица с участием иностранного капитала, а также иностранные компании).

Внутригосударственные третейские суды создаются и действуют на основании ФЗ «О третейских судах  в Российской Федерации»[7]. Эти суды рассматривают экономические споры между субъектами, действующими на территории России и не обремененными иностранным элементом.

В Законе о ТС прямо определены принципы третейского разбирательства (ст. 18). В отличие от Закона о МКА  Закон о ТС обладает большим количеством императивных и детализирующих предписаний. В нем установлены императивные требования, предъявляемые к третейским судьям и к их числу (ст. 8, 9), запрет на изменение обязательных правил третейского разбирательства (ст.19) и т.д. Законом о ТС предусмотрен свидетельский иммунитет третейского судьи (ст.22)

По времени действия третейские суды принято подразделять на два вида созданные для рассмотрения одного спора (ad hoc) и постоянно действующие.

Третейский суд ad hoc создается по письменному соглашению сторон договора либо иного существующего между сторонами правоотношения (ст. 7 Закона о ТС, ст. 2 Закона о МКА) для разрешения конкретного спора.

Соглашение о третейском суде ad hoc считается достигнутым с момента заключения между сторонами третейского соглашения (ст. 5 Закона о ТС, ст. 7 Закона о МКА). Третейский суд ad hoc прекращает свое действие после принятия решения по конкретному делу (ст. 13 Закона о ТС, ст. 32 Закона о МКА).Соглашение о создании третейского суда ad hoc и порядок разбирательства в нем устанавливается в основном договоре, заключаемом между сторонами, либо в специальном договоре.

Правила о третейском разбирательстве  ad hoc в значительной степени регулируются соглашением сторон. К императивным установлениям закона относятся требования, предъявляемые к третейскому судье (ст. 3 Закона о ТС, ст. 11, 12 Закона о МКА), форме искового заявления (ст. 23 Закона о ТС, ст. 23 Закона о МКА), порядку извещения сторон (ст. 27 Закона о ТС, ст. 24 Закона о МКА), порядку принятия, форме и содержанию третейского решения (ст. 32, 33 Закона о ТС, ст. 29, 31 Закона о МКА), основаниям прекращения третейского разбирательства (ст. 38 Закона о те, ст. 32 Закона о МКА) и д.Стороны, придя к соглашению о создании третейского суда ad hoc, вправе самостоятельно определять количество третейских судей, их кандидатуры, процедуру их отвода, место, язык и порядок третейского разбирательства, полномочия суда (ст. 8-14, 19-21, 25, 29, 30 Закона о ТС, ст. 10, 19, 20, 22, 24-26 Закона о МКА).

В зависимости от предмета третейского разбирательства при  третейском разрешении спора ad hoc применяются нормы российского права (ст. 6 Закона о ТС) или нормы права, которые стороны избрали в качестве применимых по существу спора (ст. 28 Закона о МКА). Независимо от применимого права третейский суд принимает решение с учетом условий договора и обычаев делового оборота, применимых к спорным правоотношениям (ст. 6 Закона о ТС, ст. 28 Закона о МКА).

Решение третейского суда ad hoc вместе со всеми материалами дела в месячный срок после его принятия подлежит направлению в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого принято решение третейского суда (ст. 38 АПК, ст. 39 Закона о ТС).

Постоянно действующий третейский суд - созданный в установленном  законом порядке орган для  разрешения споров, действующий на основании утвержденного положения (регламента).[8] Постоянно действующий третейский суд образуется юридическим лицом или объединением юридических лиц, созданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Третейский суд действует при создавшем его юридическом лице (объединении юридических лиц). Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления не вправе образовывать постоянно действующие третейские суды (ст. 3 Закона о ТС).

Решение о создании и прекращении  деятельности третейского суда принимает  полномочный управленческий орган  юридического лица. В его же компетенцию  входит утверждение положения (регламента) о постоянно действующем третейском суде и утверждение списка третейских судей. После утверждения состава  третейских судей и регламента третейский суд считается образованным. Организация, при которой действует третейский суд, уведомляет арбитражный суд  субъекта РФ, на территории которого действует  третейский суд, о его создании путем  направления копий документов, свидетельствующих  об образовании третейского суда (ст. 3 Закона о ТС).

Регламент постоянно действующего третейского суда не является для  сторон обязательным, кроме положений, установленных регламентом в  соответствии с императивными предписаниями  закона (см. выше императивные установления для суда ad hoc). В зависимости от положений регламента численность и состав третейских судей постоянно действующего третейского суда могут быть как обязательными, так и рекомендательными для сторон спора (ст. 3, 9 Закона о ТС, ст. 10, 11 Закона о МКА). Правила третейского разбирательства, не урегулированные законодательством, регламентом и сторонами, определяются третейским судом (ст. 19 Закона о ТС, ст. 19 Закона о МКА).

Дело, разрешенное постоянно  действующим третейским судом, хранится в его архиве в течение пяти лет, если иной срок не предусмотрен регламентом  третейского суда (ст. 39 Закона о ТС).

По субъектному составу  спорящих третейские суды подразделяются на предусматривающие рассмотрение споров без участия физических лиц  и предусматривающие рассмотрение споров в том числе с участием физических лиц. Право суда на рассмотрение спора с участием физического лица оговаривается в положении о третейском суде.

По объекту спора третейские суды подразделяются: на созданные  для рассмотрения любых споров, возникающих  в сфере делового оборота, и для  рассмотрения споров, возникших из определенных правоотношений (Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ, Спортивный арбитражный суд, Комиссия диспашеров и др.).[9]

В данной главе показана общая характеристика законодательства о международном коммерческом арбитраже, для того чтобы проследить становление  законодательства РФ в сфере международных  экономических отношений. Это необходимо для более широкого рассмотрения основной цели данной работы, а именно, рассмотрение споров международными арбитражными судами и арбитражные соглашения, как основание для начала разбирательства. Высокий авторитет государственной  судебной власти не ставится под сомнение ни в одной стране мира, и в  то же время практически в каждой из них имеются альтернативные способы  разрешения споров. В большинстве  случаев это осуществляется третейскими (арбитражными) судами, имеющими глубокие исторические корни в разрешении споров между купцами с помощью  избираемых ими авторитетных лиц - арбитров, которым доверяли порой больше, чем кому-либо другому. 
Всеобщее признание третейских судов основывается, прежде всего, на мнении крупных предпринимателей, которые традиционно обращаются к ним за помощью в разрешении экономических споров.

 

Глава 2 Внешнеэкономические споры, подлежащие рассмотрению международными арбитражными судами. Процедуры рассмотрения внешнеэкономического спора 

 

2.1. Арбитражные соглашения как юридический факт для рассмотрения дела международным коммерческим арбитражем       

 

2.1.1.Виды арбитражных соглашений

Арбитражное соглашение представляет собой согласованную волю сторон о передаче спора между ними на рассмотрение в международный коммерческий арбитраж. Специфика международного коммерческого арбитража заключается в добровольности обращения в арбитраж и одновременно – в обязательности арбитражного соглашения. Арбитраж может принять дело к производству только при наличии ясно выраженного соглашения сторон.

Особенность арбитражного соглашения – оно строго обязательно для  сторон и они не могут уклоняться от передачи спора в арбитраж; суд  общей юрисдикции не вправе ни отменить арбитражное соглашение, ни пересмотреть решение арбитража по существу. В Типовом законе ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» от 1985г. записано, что «арбитражное соглашение – это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть в связи с каким-либо конкретным правоотношением»[10]. Таким образом, арбитражное соглашение – это соглашение, выражающее волю сторон о передаче споров в арбитраж. Соглашение может иметь в виду все или только определенные споры; споры, которые уже возникли или которые могут возникнуть в будущем. Правоотношения, в связи с которыми возникают споры, как правило, имеют договорный характер, но могут возникать и по другим основаниям (обязательства из деликтов)[11]. Наличие арбитражного соглашения между сторонами коммерческого спора – это обязательное условие рассмотрения этого спора в арбитраже.

В настоящее время существует три вида арбитражных соглашений: арбитражная оговорка (arbitration clause), арбитражный договор (arbitration agreement) и третейская запись (submission agreement).

Арбитражная оговорка –  соглашение сторон контракта, непосредственно  включенное в его текст, об арбитражном  разбирательстве споров, которые  могут возникнуть потенциально из данного  контракта. Это условие о передаче дела в арбитраж в случае возникновения  спора в будущем (clause compromissoire), которое предусматривает юрисдикцию определенного арбитражного суда. Арбитражная оговорка является наиболее распространенным видом арбитражного соглашения, своеобразным обеспечительным средством выполнения договорных обязательств, которое гарантирует квалификационное разбирательство спора и возможность принудительного исполнения решения. Стороны довольно часто не придают должного значения арбитражной оговорке, что на практике приводит к тому, что компетенция арбитража на рассмотрение того или иного конкретного спора оспаривается на основании недействительности самого арбитражного соглашения[12].  

 Третейская запись  – это отдельное от основного  контракта соглашение сторон  об арбитражном разбирательстве  уже возникшего спора (compromise). Это наиболее предпочтительный вид арбитражного соглашения, так как соглашение сторон об арбитраже совершенствуется, когда разногласия уже возникли и стороны определенно представляют характер спора. На практике заключение третейской записи является труднодостижимым, так как интересы сторон, как правило, являются принципиально противоположными[13]. Сторона-нарушитель может уклониться от передачи спора в арбитраж, а потерпевшая сторона не обладает средствами, способными заставить своего контрагента дать согласие на передачу дела в арбитраж.

Информация о работе Арбитражные соглашения и практика рассмотрения внешнеэкономических споров